Поскольку основная идея проекта сводится к организации системной работы по профилактике социального сиротства и реабилитации семей и детей группы риска, в программе предполагаются два уровня систематизации (системных изменений): 1) управленческий, опирающийся на Консолидированную политику государственных и негосударственных структур Новосибирской области по работе с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, и 2) организационный, заложенный в работе государственных и негосударственных учреждений и организаций, решающих проблему социального сиротства.
Основными принципами программы Консолидированной политики становятся:
1) принцип межведомственного и межсекторного партнерства (консолидированное партнерство);
2) принцип системного социального сопровождения;
3) принцип многоуровневой системы профилактики социального сиротства.
Системность программы, таким образом, простраивается на всех уровнях, задавая устойчивую направленность всем изменениям. При этом функциональность структур обеспечивает работу механизмов реализации программы.
Реализация программы Консолидированной политики предполагает четкую структуру мероприятий, представленных подробно в приложении. Мероприятия выстроены в определенном логическом порядке и полностью обеспечивают решение общей цели и задач.
Обоснование I-го уровня: «Управление системными изменениями в решении проблемы социального сиротства».
Успешное решение задач такого уровня требует наличия таких управленческих механизмов, которые обеспечили бы работу всей системы (в данном случае, системы профилактики социального сиротства). Устойчивость и эффективность работы управленческого механизма предполагает:
разработку принципов и стратегии Консолидированной политики государственных и негосударственных структур Новосибирской области по профилактике социального сиротства;
разработку многоуровневой системы социальной диагностики семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
создание системы методического и образовательного сопровождения программы.
Консолидированная политика может быть реализована при условии, если все ее субъекты придерживаются единых принципов и существуют в рамках одной стратегии профилактики социального сиротства. Такая политика поможет преодолеть межведомственные и межсекторные разногласия, причем, принятие единых принципов и стратегии не отрицает относительной автономии и свободы принятия решений субъектов. Преимущество Консолидированной политики заключается в том, что в данных условиях целый ряд ресурсов можно объединить. Объединение ресурсов начинается с формирования единого информационного пространства, целевыми аудиториями которого выступают: 1) сообщество, готовое поддержать меры по профилактике социального сиротства; 2) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, которым оказывается помощь (так называемый патисипативный принцип, принцип участия); 3) организации, ведущие работу по профилактике социального сиротства. Подключение сообщества к решению проблемы требует проведения рекламно-информационной кампании по привлечению общественности к решению психосоциальных и правовых проблем семьи и детей, что позволит изменить сложившиеся стереотипы в отношении брошенных детей и детей-сирот и сделать сообщество готовым откликаться на чужие проблемы. При этом, рекламные картинки и фотографии детей не могут заменить полноценную рекламную кампанию, призванную изменить социальное поведение. Семьи, переживающие трудную жизненную ситуацию, часто находятся в информационном вакууме, который также преодолевается в ситуации информационного пространства. Организации, занимающиеся профилактикой социального сиротства, также зачастую «варятся в собственном соку». В целях преодоления разобщенности необходима постоянная связь через различные информационные каналы и, в том числе, создание консолидирующего (общего) печатного органа (журнала) - социально-публицистического журнала по вопросам семейной политики, демографии и социальной защиты детства областного уровня.
Разработка Консолидированной политики требует проведения анализа всех ресурсов: программных документов, нормативных документов и социальных услуг, оказываемых организациями, работающими в области профилактики социального сиротства. Такой анализ позволит выявить все недостатки имеющихся ресурсов и определит все возможности формирования системы профилактики социального сиротства.
Наиболее важным вопросом, подходить к которому можно только после привлечения субъектов и проведения анализа ресурсов, является вопрос о структуре Управления. Здесь требуется создание координационных механизмов и исполнительного органа под руководством совета по демографии и семейной политике администрации Новосибирской области. Такой орган берет на себя две основных функции: интеграция всех субъектов политики; контроль за соблюдением принципов и реализацией стратегии Консолидированной политики.
После того, как будет решен вопрос относительно принципов, стратегии, привлечения организаций и общественности, а также создания управленческой структуры, потребуется проработать еще два вопроса, без которых Консолидированная политика не может быть реализована. Во-первых, это разработка и реализация проекта социального картирования (скрининговой диагностики) для поддержки профилактики социального сиротства. Во-вторых, это создание системы научно-методического и образовательного сопровождения программы. Социальное картирование - это реальная возможность создать многоуровневую диагностику по области. Его преимущество заключается в том, что оно дает картину по всем районам области, выявляя ресурсы, потребности и недостатки. Такая диагностика позволит управляющей структуре быстро реагировать на проблемы. Данные созданных «карт» постоянно обновляются (мониторинг), что делает систему гибкой. В Новосибирской области есть успешный опыт проведения социального картирования по проблемам социального предпринимательства. Первичным уровнем такой диагностической системы выступит разработанный метод диагностики факторов риска социального сиротства (данный метод применяется за рубежом, однако до сих пор не адаптирован к российским условиям, во всяком случае, он требует дальнейшей разработки).
Данный проект не предусматривает проведения научных исследований, тем не менее, реализация Консолидированной политики требует научно-обоснованного сопровождения. Под научной обоснованностью здесь понимается качественно новый уровень сопровождения, использование инновационных технологий. В таком понимании сопровождения программы, выявление и тиражирование социальных инноваций в области профилактики социального сиротства становится делом постоянным. Это требует следующих мер:
1) проведения ежеквартальных областных методических семинаров "Инновационные аспекты профилактики социального сиротства";
2) организации и проведения Всероссийской научно-практической конференции по проблемам социального сиротства;
3) оснащения информационно-методического кабинета по работе с семьями.
Поскольку Консолидированная политика поднимает работу по профилактике на качественно новый уровень, то должны повышаться и компетенции специалистов, работающих с семьей и детьми. В связи с этим есть смысл систематизировать переподготовку и повышение квалификации специалистов, занимающихся профилактикой социального сиротства. Выход из ситуации - создание областного учебно-методического центра «Семья» (ОУМЦ), который сможет организовать обучение специалистов, оказывающих различные услуги семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, работающих с различными целевыми аудиториями (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, отказные дети до 3-х лет, беременные женщины и матери с новорожденным ребёнком группы риска; семьи (имеющие детей) группы риска; дети с ограниченными возможностями здоровья и семьи, имеющие детей-инвалидов, замещающие семьи и семьи, готовые взять ребенка). Поскольку повышение квалификации должно быть методически обеспечено, планируется разработка и издание серии методических пособий, содержащих социальные инновации в области профилактики социального сиротства. Такая серия позволит системно выстроить методический материал. Кроме того, для повышения качества работы со всеми целевыми аудиториями потребуется разработка механизмов повышения профессиональной компетентности через систему аттестации специалистов социальной работы.
Система управления не может ограничиваться указанными мерами. Для того, чтобы создать полноценную систему, необходимо разработать управленческие механизмы и на среднем уровне. Проблема заключается в том, что недостаточно выстроить структуру управления «сверху», организации сами должны быть заинтересованы в формировании Консолидированной политики. Речь идет, прежде всего, о стимулировании партнерских отношений, создания консорциумов (постоянных и временных объединений субъектов программы) и проектно-целевой деятельности. Создание ассоциаций субъектов программы возможно вокруг какого-то мероприятия, цели, проекта, что позволит объединять ресурсы. Таким образом, мы фактически приходим к необходимости систематизации и моделирования функционирования системы управления и организации работы по профилактике социального сиротства на принципах консолидации и партнерства.
Стимулированием к консолидации может выступить проведение конкурса социально значимых проектов, содержащих идею консолидации, программ общественных объединений и ассоциаций, занимающихся оказанием помощи детям и семьям. К числу проблем, требующих консолидированных усилий, относятся, в частности, следующие направления профилактики социального сиротства: раннее выявление семей с детьми, нуждающихся в социальной поддержке государства; реабилитационная работа с семьями и детьми группы риска; работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; профилактика суицидального и аддиктивного поведения подростков; организация помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов; организация помощи ВИЧ-инфицированным женщинам и их детям; поддержка несовершеннолетних родителей; организация работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Совместные усилия организаций потребуют единого информационного ресурса, единой информационной среды, обеспечивающей деятельность субъектов программы. Под информационной средой мы будем понимать расширенную базу данных, профессиональные контакты в сети. На сегодняшний день такая база данных (единая электронная межведомственная информационная система учета) существует, однако требуется ее модернизация с учетом семей и несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении.
Среди условий, необходимых для реализации Консолидированной политики и для успешного решения проблемы профилактики социального сиротства, следует отметить: 1) развитие волонтерского движения, направленного на профилактику социального сиротства, и, в частности, развитие уличной социальной работы; 2) разработка стандартов качества услуг.
Наличие четкой идеологии в отношении профилактики социального сиротства и организационной структуры в лице консорциумов должно положительно повлиять на развитие волонтерства. Развитие волонтерского движения поможет закрепить так называемые социальные практики (стереотипы поведения). Со вторым условием связана проблема институционализации создаваемой системы. Разработка стандартов качества услуг распространяется на все целевые аудитории и оказываемые услуги:
по работе с ребёнком в трудной жизненной ситуации;
по раннему выявлению семейного неблагополучия;