Цель программы
Ранняя профилактика детской инвалидности, развитие системы услуг ранней диагностики и междисциплинарной медико-психолого-педагогической и социальной помощи детям с врождёнными пороками развития, генетическими аномалиями, психоэмоциональными расстройствами и установленной инвалидностью, и их родителям, для минимизации существующих отклонений и обеспечения оптимальных условий для развития, социализации и интеграции.
Задачи программы
1. Развитие системы ранней диагностики и выявления детей с врождёнными пороками развития, генетическими аномалиями и психоэмоциональными нарушениями (от 0 до 3 лет).
2. Создание сети служб ранней междисциплинарной медико-психолого-педагогической и социальной помощи семьям и детям от 0 до 3 лет с врождёнными пороками развития, генетическими аномалиями, психоэмоциональными расстройствами и установленной инвалидностью .
3. Развитие социальной активности семей с детьми 0 до 3 лет с врождёнными пороками развития, генетическими аномалиями и инвалидностью посредством активизации семейных ресурсов и создания в районах области центров ресурсной поддержки семей.
4. Создание системы подготовки кадров к осуществлению новых профессиональных задач по развитию на территории области системы ранней диагностики и междисциплинарной помощи детям от 0 до 3 лет с врождёнными пороками развития, генетическими аномалиями, психоэмоциональными расстройствами и установленной инвалидностью и их семьям.
5. Создание положительного информационного пространства, формирующего принимающее и уважительное отношение общества к детям-инвалидам и их семьям.
Сроки реализации основных направлений в решении задач программы:
N | Направление | Сроки |
1. Развитие системы ранней диагностики и выявления детей с врождёнными пороками развития, генетическими аномалиями и психоэмоциональными нарушениями (от 0 до 3 лет) | ||
1.1 | Анализ наличия услуг ранней диагностики в целях выявления рисков и фактов рождения детей с врождёнными пороками развития, генетическими аномалиями и нарушениями в развит | 2009-2011 годы |
1.2 | Мониторинг услуг медико-социального сопровождения семей с детьми с врождёнными пороками развития, генетическими аномалиями и инвалидностью от 0 до 3 лет | 2009-2011 годы |
1.3 | Экспертиза действующих нормативных документов, разработка нормативно-правовой базы ранней диагностики, методик диагностики и регламентирующих документов | 2009 год |
1.4 | Разработка процедур межсекторного взаимодействия и коммуникаций, оформление управленческих решений | 2009-2010 годы |
1.5 | Повышение профессиональной компетентности специалистов учреждений здравоохранения в вопросах ранней диагностики и сопровождения семей с нарушениями в развитии от 0 до 3 лет | 2009-2011 годы |
1.6 | Повышение профессиональной компетентности специалистов учреждений здравоохранения в вопросах оценки состояния развития ребёнка, посещающего программы ранней помощи | 2009-2011 годы |
1.7 | Мониторинг эффективности проведённых мероприятий и анализ результатов | 2009-2011 годы |
2. Создание сети служб ранней междисциплинарной медико-психолого-педагогической и социальной помощи семьям и детям от 0 до 3 лет с врождёнными пороками развития, генетическими аномалиями, психоэмоциональными расстройствами и установленной инвалидностью | ||
2.1 | Разработка нормативно-правовой документации, регламентирующей и создающей условия для развития на территории области системы ранней помощи | 2009 годы |
2.2 | Разработка процедур межсекторного взаимодействия и коммуникаций, оформление управленческих решений | 2009-2010 годы |
2.3 | Разработка системы методологического и методического сопровождения ранней помощи | 2009-2010 годы |
2.4 | Материально-техническое оснащение сети Служб ранней помощи | 2009-2011 годы |
2.5 | Повышение профессиональной компетентности специалистов Служб ранней помощи | 2009-2011 годы |
2.6 | Обеспечение Служб ранней помощи информационно-методическими ресурсами | 2009-2010 годы |
2.7 | Функционирование Служб ранней помощи | с сентября |
2.8 | Организация обучающих семинаров для специалистов Служб ранней помощи на местах | 2009-2010 годы |
2.9 | Организация стажировок в ведущих российских институтах ранней помощи и раннего вмешательства для специалистов Служб ранней помощи | 2009-2010 годы |
2.10 | Проведение супервизий работы Служб ранней помощи, мониторинг эффективности ранней помощи | 1 раз в полгода |
2.11 | Организация работы выездной (мобильной) бригады для оказания консультативной помощи семьям с детьми с врождёнными пороками развития, генетическими аномалиями и нарушениями в развитии раннего возраста | 2009-2011 годы |
2.12 | Разработка социальных инноваций в области ранней помощи семьям с детьми с врождёнными пороками развития, генетическими аномалиями, инвалидностью и нарушениями в развитии раннего возраста | 2009-2011 годы |
2.13 | Повышение родительской компетентности в вопросах абилитационной и коррекционной помощи ребёнку | 2010-2011 годы |
2.14 | Создание услуги «Лекотека. Игротерапевтические приёмы развитие личности ребёнка с ограниченными возможностями раннего возраста» | 2010-2011 годы |
3. Развитие социальной активности семей с детьми 0 до 3 лет с врождёнными пороками развития, генетическими аномалиями и инвалидностью посредством активизации семейных ресурсов и создания в районах области центров ресурсной поддержки семей | ||
3.1 | Развитие сети ресурсных центров и консультационно-методических отделов, работающих по типу семейных ресурсных центров | 2009-2011 годы |
3.2 | Обеспечение семей с детьми с врождёнными пороками, генетическими аномалиями, инвалидностью информационными, методическими, образовательными и социально-правовыми ресурсами | постоянно |
3.3 | Повышение профессиональной компетентности специалистов ресурсных центров и консультационно-методических отделов в вопросах сопровождения семей с детьми с врождёнными пороками, генетическими аномалиями и инвалидностью | 2010-2011 годы, ежеквартально |
3.4 | Проектирование инновационных социальных услуг в районах области, разработка и методическое оформление инновационной технологии сопровождения семей «Психологическая гостиная» | 2009-2011 годы |
3.5 | Внедрение и функционирование инновационной услуги «Психологическая гостиная» | 2009-2011 годы |
4. Создание положительного информационного пространства, формирующего принимающее и уважительное отношение общества к детям-инвалидам и их семьям | ||
4.1 | Разработка программы информационного сопровождения проекта | 2009 год |
4.2 | Создание просветительских фильмов, направленных на формирование позитивного отношения к детям с инвалидностью и нарушениями в развитии | 2009-2011 годы |
4.3 | Освещение реализации программы в телевизионных, радиовещательных и печатаных СМИ | постоянно |
4.4 | Освещение реализации программы в социальном журнале «Необычные люди, обычная жизнь» | 2 раза в год |
4.5 | Издание и распространение вестника «Первые ступеньки к развитию» | 2 раза в год |