34. Планируемое развитие лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Перспективы освоения лесных ресурсов региона связаны, в первую очередь, с транспортным освоением лесосырьевых территорий. В настоящее время отсутствие лесных дорог является основным сдерживающим фактором развития лесозаготовок. Лесозаготовка и вывозка древесины ведется в основном в зимнее время по зимним дорогам.
Таким образом, важнейшим элементом технической доступности лесов и экономически эффективной лесозаготовки является сеть дорог общего пользования и лесных дорог.
Многолетней практикой и нормами технологического проектирования установлено, что для организации регулярного лесопользования и ведения лесного хозяйства, рационального использования лесосырьевых запасов плотность лесных дорог должна составлять на 1000 га лесной площади.
Решение задач по транспортной доступности эксплуатационного фонда в объемах планируемой заготовки древесины должно координироваться усилиями государства и лесозаготовительных организаций.
Снижение цен и обеспечение конкурентоспособности производства напрямую связано с возможностями вывоза заготовленной древесины. Наличие развитой дорожной сети круглогодового действия способно обеспечить высокую эффективность деятельности лесного сектора.
Густота дорожной сети в Новосибирской области составляет 2,9 км на 1000 га лесной площади.
В южной части Новосибирской области проблем с транспортной доступностью нет, так как леса расположены в степном лесорастительном районе, а по его территории пролегает множество временных грунтовых дорог. На севере области лесотранспортная сеть недостаточна для полного охвата лесонасаждений лесохозяйственными мероприятиями и организации оптимального лесопользования.
Необходимая густота дорожной сети - 10 км на 1000 га. В северных лесничествах, где плотность дорог очень мала, но имеются эксплуатационные леса необходимо проектировать лесные дороги из расчета 3-4 км на 1000 га. Именно наличие путей транспорта на территории лесохозяйственного предприятия характеризует доступность его лесов и регламентирует интенсивность, как лесохозяйственной деятельности, так и лесоэксплуатации. Поэтому крайне низкая обеспеченность территории Кыштовского, Северного лесничеств дорогами является одним из основных факторов, препятствующих рациональному использованию накопленных древесных ресурсов.
Так, в Кыштовском, Северном лесничествах строительство дорог будет осуществляться за счет арендаторов, осуществляющих геологоразведку и добычу полезных ископаемых.
В Колыванском лесничестве будет выполняться реконструкция и строительство лесных дорог арендаторами лесных участков, осуществляющих заготовку древесины. Задача арендаторов - строительство веток (дороги от промежуточных пунктов вывозки или верхних складов до магистралей) и усов (временные дороги от веток до лесосек), которое будет осуществляться в технологическом режиме.
На 2015-2018 гг. планируемое строительство дорог приведено в приложении N 21 к лесному плану Новосибирской области.