Действующий

Об утверждении лесного плана Новосибирской области (с изменениями на 6 октября 2016 года)

6. Распределение лесов по зонам планируемого освоения, в том числе
по видам использования и интенсивности освоения

25. Общая оценка перспектив освоения лесов в Новосибирской области с  учетом программ социально-экономического развития и документов территориального планирования области.

При оценке перспектив освоения лесов в Новосибирской области учтены следующие программы социально-экономического развития и документы территориального планирования области:

Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года (утверждена постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474);

Схема территориального планирования Новосибирской области (утверждена постановлением администрации Новосибирской области от 07.09.2009 N 339-па).

В Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года определена программа действий по созданию в области лесопромышленного кластера.

Территория области в Схеме территориального планирования делится на функциональные зоны с определяемыми для них преимущественными видами и режимами (регламентами) хозяйственного использования.

В соответствии со Схемой территориального планирования Новосибирской области в качестве лесохозяйственных зон выделены территории с приоритетами:

лесозаготовок с природоохранными ограничениями (расположены преимущественно в Колыванском лесничестве);

освоения лесных ресурсов с развитием лесного промысла, звероводства и сельского хозяйства с природоохранными ограничениями (расположены преимущественно в Болотнинском, Мирновском и Мошковском лесничествах);

зоны охраны биосферного потенциала и рекреационной деятельности с природоохранными ограничениями, зоны освоения ресурсно-рекреационного потенциала, занимающие значительные территории (в основном в Маслянинском, Искитимском, Ордынском, Сузунском и Мошковском районах);

резервные биосферные территории (зоны охраны и воспроизводства биосферных ресурсов, с размещением на базе существующих заказников заповедников «Чановский», «Каргатский», «Южный» и «Майзасский»).

Важным положением, утверждаемым в составе Схемы территориального планирования, является функциональное зонирование, которое разработано с  учетом сложившейся хозяйственной специализации территории, задач комплексного использования природно-ресурсного потенциала, сохранения окружающей среды и рационального природопользования.

Учитывая стратегические положения Схемы территориального планирования, в лесном плане Новосибирской области территория лесного фонда области подразделяется на 4 лесоэкономических района (далее - ЛЭР) на основе установленных приоритетов по основным видам использования лесов и степени интенсивности освоения лесов планируемого периода.

Новосибирская область относится к лесодефицитным районам Сибири по  хвойной древесине и к лесоизбыточным - по лиственной. Большая часть лесного фонда характеризуется преобладанием лиственных насаждений (около 80% площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда) и только пятая часть занята хвойными насаждениями с преобладанием сосны. Дефицит ресурсов хвойной древесины - один из основных факторов, сдерживающих развитие лесного комплекса области. Другим фактором, ограничивающим развитие лесозаготовок, являются неблагоприятные условия размещения лесных ресурсов.

В стратегической перспективе Новосибирской области будет продолжаться сдвиг лесозаготовок в менее освоенные северные леса с худшими, чем сейчас, таксационными характеристиками. Однако северные леса не смогут покрыть коммерческие требования к заготавливаемой древесине. При любом варианте дальнейшего освоения лесов потребуется развитие сети лесных дорог на основе их строительства, опережающего расширение или интенсификацию лесозаготовок. Развитие внутренней сети дорог в арендных участках должно основываться на собственных силах и средствах предприятий. Развитие общей инфраструктуры, особенно строительство магистральных лесных дорог, должно осуществляться по единой транспортной схеме освоения региона при долевом финансировании из федерального бюджета и бюджета области.

В лесостепной зоне рост объемов лесозаготовок возможен только за счет вовлечения в производство лиственной древесины для лесопиления, обеспечения сырьем фанерного производства и выпуска древесно-стружечных плит. Переход на производство максимально возможного количества товаров из единицы ресурса потребует углубления переработки сырья, диверсификации перерабатывающих производств и создания новых перерабатывающих производств. Производство недревесных лесных продуктов может стать основой экономической деятельности отдельных таежных фермеров, а также может быть важным элементом экономики населенных пунктов южно-таежного равнинного и Алтае-Саянского горно-таежного районов.

Заготовка тонкомерной и малоценной древесины в Новосибирской области в перспективе является экономически оправданной только при развитии деревообрабатывающих и химико-механических производств. Одним из таких новых направлений должно быть производство деревянных клеевых конструкций, широкое применение которых в индивидуальном домостроении и промышленном строительстве весьма эффективно.

К числу производств, полностью использующих низкокачественное древесное сырье, т.е. дрова и древесные отходы, относится плитное производство. Как вариант может быть рассмотрен следующий проект. При объеме заготовок по березовой хозсекции 200 тыс. куб.м и отборе деловой части хлыстов на производство фанеры (15%) можно иметь 30 тыс. куб.м фанерного кряжа и 170 тыс. куб.м дров и отходов лесозаготовок, объем которых вполне достаточен для производства 12 тыс.куб.м фанеры и 110 тыс. куб.м плит в год. Организация лесозаготовок, производство древесно-стружечных плит и фанеры в указанных объемах потребуют капитальных вложений в размере 700-800 млн. руб. Прибыль от реализации ДСП и фанеры составит около 200 млн.руб., что позволит окупить капвложения за 3,5-4 года. Общее количество работающих на этих производствах составит 900 человек. Такие производства можно создавать в Сузунском районе на лесосырьевой базе Сузунского и Ордынского лесничеств, а также в Колыванском районе с использованием лесов Чулымского лесничества, примыкающих к Колыванскому району, и в Убинском районе.

Рост объемов обработки и переработки древесины приведет к увеличению количества отходов, обострит проблему их утилизации. Один из путей ее решения - использование древесных отходов для производства тепловой и электрической энергии, что дает и производственный, и экологический эффект. Перспективно производство технического углерода и древесного угля из низкокачественного сырья и отходов лесозаготовок. Сдерживающим фактором является неналаженный сбыт продукции. Расход сырья на 1 т древесного угля составляет 12 куб.м дровяной древесины. Перспективным направлением может быть и производство топливных гранул (пеллет).

При введении запретительных мер (экономических и институциональных) на экспорт круглого леса появится возможность «повернуть» направление транспортировки этих ресурсов из многолесных районов Сибирского федерального округа внутрь страны. В этом случае Новосибирская область может получить достаточно большой поток высококачественного ресурса и его переработка и экспорт лесопродукции с высокой долей добавленной стоимости в страны ближнего зарубежья и ближайшие страны дальнего могут быть весьма эффективными. Такой путь развития предполагает создание межрегиональных холдингов - различного рода вертикально-интегрированных структур, возможно с зарубежным участием.

26. Обоснование выделения зон планируемого освоения лесов для различных видов их использования с дифференциацией по интенсивности освоения.

Основанием для выделения районов планируемого освоения лесов по видам использования на поквартальном уровне в лесничествах и распределение значительной территории лесного фонда области на укрупненные лесоэкономические районы послужили следующие факторы:

запас и структура древостоя;

доля защитных лесов;

экономическая доступность;

развитость лесохозяйственной инфраструктуры;

приоритеты по видам использования земель лесного фонда;

уровень развития лесного хозяйства;

планируемые направления развития лесного хозяйства;