1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
На улицах города Новосибирска в результате дорожно-транспортных происшествий (далее по тексту - ДТП) ежегодно погибает в среднем 150 - 180 человек. Повышение уровня аварийности, связанной с автомобильным транспортом, на улицах города в последнее время объясняется рядом факторов и в первую очередь недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения. За последние три года в городе произошло увеличение числа ДТП на 4,5 %, рост количества ДТП с причинением материального ущерба составляет почти 50 %.
Необходимо отметить, что при росте ДТП значительно снизилось количество погибших, что объясняется своевременно проводимыми в городе мероприятиями в области безопасности дорожного движения и повышением качества средств безопасности на современных транспортных средствах.
Основными видами ДТП в городе являются наезд на пешехода (45 %) и столкновение (29 %).
Высокий коэффициент тяжести происшествий (от 700 до 1100) характерен для таких устойчивых очагов ДТП, как ул. Восход, ул. Большевистская, карьер Борок, пл. им. Калинина, пересечение ул. Бориса Богаткова - Федосеева, Бердского шоссе - ул. 1-й Механической, ул. Немировича-Данченко - Ватутина. Высокая плотность ДТП зафиксирована на Вокзальной магистрали, (95), ул. Нарымской, (82), ул. Челюскинцев, (70), ул. Плановой, (67), ул. Ленина, (51), ул. Восход, (49), пр. Димитрова, (49).
Обстановка с аварийностью, связанной с автомобильным транспортом, и наличие тенденций к дальнейшему ухудшению ситуации во многом объясняются следующими причинами:
постоянный рост мобильности населения;
рост диспропорции между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки;
несоответствие технических средств организации движения (далее по тексту - ТСОД) условиям движения и нормам безопасности, в том числе:
моральный и физический износ светофорного оборудования;
несоответствие технологических параметров регулирования геометрическим параметрам пересечений на перекрестках;
нарушение требований нормативных документов, предъявленных к расположению остановочных пунктов и пешеходных переходов между ними;
отсутствие системного подхода в расстановке ТСОД (нет согласованных схем движения грузового и транзитного транспорта, дислокации ТСОД, паспортов улиц города);
наличие планировочных решений, не обеспечивающих безопасных условий движения на магистралях города;
отсутствие нормативно-правовой базы по безопасности дорожного движения на региональном уровне;
отсутствие в городе единых парковочных правил.
Наличие проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют разработки и реализации долгосрочной стратегии, координации усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественности, концентрации региональных и местных ресурсов, формирования эффективных механизмов взаимодействия.
Система обеспечения безопасности дорожного движения, сформированная без применения программно-целевого метода, характеризуется недостаточной комплексностью и отсутствием эффективного механизма координации деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Неудовлетворительное состояние безопасности дорожного движения усугубляется неэффективным использованием реальных рычагов воздействия на негативные процессы, происходящие в области обеспечения безопасности дорожного движения. Принимаемые меры не носят целенаправленного характера, не подчинены единой задаче и, как следствие, не могут коренным образом изменить существующие негативные тенденции в этой области.
Как показывает анализ динамики дорожной аварийности в зарубежных странах, увеличение количества транспортных средств неизбежно приводит к росту количества ДТП и числа пострадавших в них. Во всем мире специальные меры, направленные на уменьшение негативных последствий автомобилизации, реализуются в рамках общенациональных программ повышения безопасности дорожного движения.
Принцип разработки городской целевой программы «Безопасность дорожного движения в городе Новосибирске» на 2008 - 2010 годы (далее по тексту - Программа) основан на целевом подходе и комплексности мероприятий для достижения ее целей.
В 2006 году на территории города произошло 3600 ДТП, в результате ДТП погибло 157 человек.
Основной потенциал для повышения общей безопасности движения в масштабах города - это снижение количества ДТП. Реализация Программы позволит устранить ряд причин ДТП, связанных с условиями движения и методами организации дорожного движения.