Действующий

О городской целевой программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске» на 2008 - 2010 годы (с изменениями на 24 ноября 2010 года)


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


Мировой опыт показывает, что развитие малого и среднего предпринимательства (далее по тексту - МиСП) имеет большое значение в решении социально-экономических задач муниципальных образований. Энергичное развитие МиСП может быть одним из источников реальной реструктуризации экономики.

Развитие МиСП способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни и являющихся главной стабилизирующей политической силой гражданского общества.

Занятие МиСП является не только источником средств к существованию, но и позволяет наиболее полно раскрыть внутренний потенциал личности.

МиСП имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в обществе.

Массовое развитие МиСП способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения.

МиСП является динамично развивающимся важнейшим элементом рыночной экономики города. Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее по тексту - СМиСП) присутствуют практически во всех отраслях производственной и непроизводственной сфер деятельности.

В МиСП вовлечены десятки тысяч трудоспособных жителей города Новосибирска.

Развитие МиСП является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики города, и наоборот, свертывание МиСП может иметь серьезные негативные последствия как экономического, так и социального характера.

Развитие МиСП в социальном аспекте - это  занятость трудоспособного населения, обеспечение горожан необходимыми им товарами, услугами, формирование среднего класса, реализация общегородских социальных задач.

Таким образом, поддержка МиСП рассматривается в качестве одного из приоритетов политики государства в целом и органов местного самоуправления города Новосибирска в частности, решающая двуединую социально-экономическую задачу.

Экономический эффект от деятельности МиСП оценивается с точки зрения его вклада в увеличение дохода в бюджет города, повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, роста товарного баланса города по сравнению с другими регионами страны и зарубежными странами.

Город Новосибирск является лидером среди других регионов Сибирского федерального округа по уровню развития МиСП по многим показателям, характеризующим состояние МиСП.

По данным Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области в первом полугодии 2007 года:

численность малых предприятий города Новосибирска - более 23000;

зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей - 38000 человек;

количество работающих на малых и средних предприятиях на постоянной основе составляет более 105000 человек, это 18,9 % занятых на предприятиях всех отраслей экономики города  (в среднем на одном малом или среднем предприятии города Новосибирска постоянно работает 6 человек);

СМиСП города Новосибирска отгружено товаров (выполнено работ) собственного производства на сумму более 44450,0 млн. рублей;

среднемесячная заработная плата одного работника на малых и средних предприятиях составляет около 7,0 тыс. рублей, это 63,3 % к среднему уровню заработной платы по городу;

поступления в бюджет города налогов и арендных платежей от СМиСП составляет около 20 % от всех собственных доходов.

СМиСП ориентированы на местный рынок, и органам местного самоуправления отводится особая роль в обеспечении развития МиСП на местах.

Для дальнейшего развития МиСП в городе создана инфраструктура поддержки СМиСП, которая включает:

Совет по поддержке и развитию малого бизнеса в городе Новосибирске;

Новосибирскую Торгово-Промышленную Палату;

Новосибирскую Городскую Торгово-Промышленную Палату;

бизнес-центры;

учебные заведения;

консалтинговые фирмы;

объединения предпринимателей;