20.1. При хранении музейных предметов на бумажной основе необходимо учитывать следующее:
разрушение бумажной основы от действия света и пересыхания;
выцветание под действием света акварели, раскрашенных лубков и гравюр, чернил, текстов, напечатанных на машинке;
чувствительность к сотрясениям, вибрации при перемещениях, транспортировке текстов и изображений, выполненных карандашом и незакрепленных рисунков углем, а также пастели, которые легко стираются и осыпаются.
20.2. Музейные предметы на бумажной основе (например, документы, произведения графики, акварели, гравюры) хранят в темноте. Не допускается их освещение прямыми солнечными лучами.
20.3. В целях сохранения произведений графики фото- и киносъемка каждого листа разрешается только в необходимых случаях не чаще одного раза в год (для рисунков) и двух раз - для гравюр.
20.4. При хранении бумажных материалов запрещается:
хранить их в открытом виде на столах, полках и стеллажах;
перегибать их (кроме карт, имеющих на сгибах специальные полоски из мягкой материи, и архивных материалов, имеющих естественные сгибы);
скатывать их в трубку;
прикалывать их кнопками и прибивать гвоздями листы произведений графики;
загибать авторские поля или обрезать их;
наклеивать произведения графики сплошь на картон или приклеивать паспарту непосредственно на поля рисунка или гравюры;
применять силикатный клей, клейкую ленту или скотч, наносить клей непосредственно на произведение графики; наносить собственные пометы чем-либо на лицевую сторону;
употреблять при окантовке деревянные прокладки и немузейный картон, не имеющий соответствующие характеристики.
Скатывание бумажных материалов в трубку допускается лишь в случае крайней необходимости и производится на вал достаточного размера или картонную трубку диаметром не более 25 см.
Гравюры, рисунки или плакаты большого формата, наклеенные на тонкий холст или марлю, хранятся свернутыми в рулоны или накатанными на специально изготовленные валы из нейтрального синтетического материала. Произведения, наклеенные на ткань, накатываются лицевой стороной вверх.
20.5. Для перекладывания и заворачивания произведений графики рекомендуется применять микалентную длинноволокнистую каландрированную бумагу. Произведения монтируются в паспарту из музейного картона в размер папки.
При перекладывании гравюры и рисунки во избежание изломов берут за противоположные углы (по диагонали) двумя руками. При хранении гравюры и рисунки должны всегда лежать лицевой стороной вверх.
20.6. Однородные фонды бумажных материалов и коллекций по возможности размещают в одном месте (например, художественная графика, рукописи, плакаты, карты, планы). В целях предохранения от света и пыли их хранят в закрытых шкафах с выдвижными полками и лотками.
Произведения графики хранятся в папках или коробках из бескислотного картона с твердыми бортами только в горизонтальном положении.
Мягкие папки не рекомендуется класть более четырех одна на другую. Количество произведений графики в папках не должно превышать 30 листов (с двойным паспарту) или 45 листов (с одинарным паспарту).
Листы, хранящиеся в папках, подбираются по размерам во избежание неравномерного давления и деформации бумаги.
Каждый лист хранится и экспонируется в паспарту (в экспозиции - в двойном паспарту, рисунки - в двойном высоком паспарту независимо от того, показываются ли они в витринах или в окантовке).
Для изготовления паспарту применяется бескислотный картон. Паспарту оформляется в виде двух раскрывающихся половин, скрепленных с помощью корешка из ткани. Одна его половина должна иметь окно, соответствующее размерам изображения.
Произведения графики закрепляются на половине паспарту, не имеющей окна, на бумажных шарнирах (лапках), которые приклеиваются с оборота к верхнему краю произведения и паспарту.
Произведение графики и оригинальная авторская монтировка сохраняются единым комплексом.
20.7. Пастель и незакрепленные рисунки углем хранятся в застекленном виде, исключающем непосредственное соприкосновение стекла с поверхностью рисунка.