Действующий

О городской целевой программе «Взаимодействие мэрии города Новосибирска с общественными объединениями, некоммерческими организациями, территориальными общественными самоуправлениями» на 2007 - 2010 годы(с изменениями на 23 декабря 2009 года)


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

Развитие города Новосибирска, обеспечение его социальной стабильности  во многом зависит от активного включения в решение городских проблем творческого, интеллектуального, научного, культурного потенциала и инициативы жителей.

В настоящее время в городе Новосибирске зарегистрировано около 1500 общественных объединений, некоммерческих организаций, из них активно работают на территории города Новосибирска более 700 организаций. В деятельности общественных объединений участвует примерно 7 % жителей города Новосибирска.

Общественные объединения и некоммерческие организации объединяют самую активную и образованную часть населения и способны не только профессионально участвовать в решении актуальных задач городского сообщества и оказывать услуги населению, но и выражать интересы жителей города Новосибирска, организовывать их для участия в решении важнейших проблем города Новосибирска, обеспечивать обратную связь общественности с органами местного самоуправления.  

С целью создания условий для деятельности общественных организаций и поддержки общественных инициатив в решении социально значимых вопросов города Новосибирска определены основные направления и формы взаимодействия с общественными объединениями: конкурсы социально значимых проектов общественных объединений, некоммерческих организаций, ТОС, общественные слушания, форумы, информационные встречи, «круглые столы», семинары, индивидуальные консультации с лидерами общественных объединений и другие.

Большой вклад в решение социальных проблем города Новосибирска вносит ветеранское движение, которое объединяет более 300 тысяч человек.  Созданы и действуют 727 первичных ветеранских организаций, из них 140 - по месту жительства ветеранов. Активно работают 10 районных Советов ветеранов, которые объединяет городской Совет ветеранов войны и труда. Ветеранские организации осуществляют деятельность не только по поддержке ветеранов войны и труда, но и по патриотическому, нравственному воспитанию молодежи, формированию преемственности поколений, по увековечиванию памяти о подвигах новосибирцев в годы Великой Отечественной войны.

Значительный вклад в обеспечение стабильности в городе Новосибирске вносят национально-культурные центры, диаспоры, землячества, объединяющие свыше 100 национальностей. В 1995 году создана Ассоциация национально-культурных автономий и организаций города Новосибирска и Новосибирской области, объединившая 13 национально-культурных автономий и организаций. По инициативе Ассоциации национально-культурных автономий и организаций г. Новосибирска и Новосибирской области в 2001 году был создан Консультативно-координационный совет по делам национально-культурных автономий и организаций при мэрии Новосибирска. Стало традицией проведение ежегодных городских фестивалей национальных культур, детского народного творчества «Город дружбы - город детства», Дней национальных культур.

Большое внимание в городе уделяется развитию территориального общественного самоуправления. В настоящее время 73,1 % жителей города Новосибирска объединены в ТОС и принимают активное участие в решении задач по благоустройству дворовых территорий и содержанию жилищного фонда, социальному обеспечению, созданию здоровой городской среды обитания, содействию охране общественного порядка.

Основными формами взаимодействия мэрии с ТОС являются: постоянно-действующий семинар с участием мэра города Новосибирска, Консультативный совет по ТОС, городское собрание ТОС, выездные семинары, индивидуальные консультации, информационные встречи, «круглые столы», информирование населения о деятельности ТОС в средствах массовой информации и т. д. Осуществляется поощрение актива ТОС и поддержка текущей деятельности ТОС.

Шестилетний опыт работы ТОС в городе Новосибирске свидетельствует о сложившихся партнерских отношениях между жителями города Новосибирска и органами местного самоуправления города Новосибирска в решении вопросов местного значения. В условиях реализации Жилищного кодекса опыт ТОС по объединению граждан по месту жительства имеет важное значение в формировании мировоззрения людей, ставит новые акценты во взаимодействии домовых комитетов, старших по домам и подъездам с управляющими организациями. Из года в год расширяется и укрепляется роль ТОС в системе работы по месту жительства в целом, в сотрудничестве с институциональными  структурами: школами, клубами по месту жительства, спортивным учреждениям и т.  д. ТОС могут и должны осуществлять мониторинг и давать оценку эффективности работы учреждений, оказывающих услуги населению по месту жительства.

Появились новые формы в практике ТОС: трудовые отряды по месту жительства, дворовые спортивные команды, тимуровские команды, дворовые общественные советы, молодежные парламенты, способствующие воспитанию подрастающего поколения. Новые направления и формы работы ТОС - это инициатива населения по месту жительства. ТОС аккумулирует вокруг себя активных граждан, участвует в механизме реализации идей, возрождает традиции коллективизма.

Опыт  ТОС в городе Новосибирске показывает, что его необходимо развивать и оказывать ему всестороннюю поддержку, в том числе финансовую. Общественные объединения, некоммерческие организации, ТОС участвуют в реализации  городских целевых программ «Дети и город», «Спортивный город» и других.

Практика показывает, насколько эффективней решаются многие актуальные проблемы города Новосибирска, когда общественные объединения получают поддержку органов местного самоуправления. С целью выявления и поддержки общественных инициатив проводится ежегодный городской конкурс социально значимых проектов общественных объединений, некоммерческих организаций, ТОС. Финансирование проектов на конкурсной основе создает условия для совершенствования системы социального партнерства мэрии с общественными объединениями, ТОС, что позволяет осуществлять передачу им части управленческих функций.

Формирующееся сегодня городское сообщество стало заметным и важным фактором общественной жизни города Новосибирска и его дальнейшее развитие зависит от эффективного взаимодействия органов местного самоуправления, общественных объединений, от укрепления доверия жителей города Новосибирска к органам местного самоуправления, совершенствования демократических форм управления.

В настоящее время выявлен ряд проблем, затрудняющий дальнейшее развитие «организованной» общественности и более эффективное взаимодействие мэрии с общественными объединениями, некоммерческими организациями, ТОС:

недостаточное взаимодействие общественных объединений, некоммерческих организаций и ТОС;

недостаточное информационное освещение деятельности общественных объединений, некоммерческих организаций, ТОС;

необходимость поиска новых, более эффективных механизмов и форм выявления и поддержки общественных инициатив, взаимодействия с общественными объединениями, некоммерческими организациями для решения задач на современном этапе развития города Новосибирска;

необходимость укрепления межнациональных и этноконфессиональных отношений на территории города Новосибирска.

В настоящее время имеется объективная необходимость в создании эффективной системы взаимоотношений мэрии с общественными объединениями, некоммерческими организациями, ТОС в формировании новых механизмов и подходов к сотрудничеству, от которого зависит социальная и экономическая стабильность в городском сообществе.

Необходимость участия жителей города Новосибирска в решении существующих проблем совместно с органами местного самоуправления становится неотъемлемой составляющей общественного развития нашего города Новосибирска.

Эти факторы определяют актуальность городской целевой программы «Взаимодействие мэрии с общественными объединениями, некоммерческими организациями, территориальными общественными самоуправлениями» на 2007 - 2010 годы (далее по тексту - Программа).