Российский бухгалтер, N 10, 2018 год
Рубрика: Налоговый практикум    
Виталий Семенихин,
эксперт журнала

Плата за негативное воздействие на окружающую среду и вывоз твердых бытовых отходов


Негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с российским законодательством является платным, об этой плате мы и поговорим в данной статье. Также коснемся платы за вывоз твердых бытовых отходов.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду


Итак, негативное воздействие на окружающую среду является платным, что установлено пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды), и плата взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 284-О, платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и тому подобное. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.

Общие принципы обложения таким сбором имеют ряд существенных его признаков, а именно плательщики, объект налогообложения - виды вредного (негативного) воздействия на окружающую природную среду, а также в общей форме налоговая база - нормативно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и так далее, а также перечень нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду и их существенные характеристики определены непосредственно Законом N 7-ФЗ. Что же касается порядка определения платы и ее предельных размеров, то федеральный законодатель предоставил право его установления Правительству Российской Федерации.

Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду


По данному вопросу определенные разъяснения предоставило Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в Письме от 14 декабря 2017 г. N 09-47/34954 "Об исполнении обязанности по внесению платы за НВОС".

В этом Письме со ссылкой на пункт 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ указано, что плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) обязаны вносить все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС (далее - лица, обязанные вносить плату). Исключение составляют только лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории и имеющие соответствующее свидетельство о постановке на учет.

Также в Письме сказано, что если хозяйствующий субъект получил отказ в постановке объекта НВОС на учет, то он может являться плательщиком платы за НВОС в отношении платы за размещение отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам. Если у такого лица не образуются отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам, оно не является лицом, обязанным вносить плату, так как плата за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов вносится операторами (региональными операторами) по обращению с твердыми коммунальными отходами.

На то, что законодательство не предусматривает взимание платы за установленные статьей 16 Закона N 7-ФЗ виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, обращено внимание и в Письме Росприроднадзора от 21 февраля 2017 г. N АС-06-02-36/3591 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду", где уточнено, что в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за НВОС исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.

Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду


Платежной базой для исчисления платы за НВОС является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (статья 16.2 Закона N 7-ФЗ).

Лица, обязанные вносить плату, определяют платежную базу самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля, причем база определяется для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду


Порядок исчисления платы за НВОС регламентирует статья 16.3 Закона 7-ФЗ, согласно пункту 1 которой плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 Закона 7-ФЗ, и суммирования полученных величин.

Ставки платы за НВОС устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

При исчислении платы за НВОС в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, а также при исчислении указанной платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, применяются дополнительные коэффициенты (пункт 3 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).

Из суммы платы за НВОС вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за НВОС, причем указанные затраты, не учтенные при исчислении платы за НВОС в отчетном периоде, могут быть учтены в последующие отчетные периоды, но не более чем в течение срока выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности (пункты 11, 12 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).

Затратами на реализацию мероприятий по снижению НВОС признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Закона N 7-ФЗ и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.

Обратите внимание!

С 01 января 2019 г. организации, эксплуатирующие централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, смогут из суммы платы за НВОС при сбросе загрязняющих веществ вычитать:

затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, включенных в программу повышения экологической эффективности или план мероприятий по охране окружающей среды, фактически произведенные ими, в пределах исчисленной платы за НВОС в отношении всех загрязняющих веществ, при сбросе которых указанными организациями вносится плата за НВСО;

сумму, на которую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, была снижена плата абонентов указанных организаций за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Причем указанные затраты и сумму, не учтенные при исчислении платы за НВОС в отчетном периоде, организации, эксплуатирующие централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, смогут учесть в последующие отчетные периоды, в том числе за пределами сроков выполнения программы повышения экологической эффективности или плана мероприятий по охране окружающей среды.

Такая норма установлена новым пунктом 12.1, внесенным в статью 16.3 Закона N 7-ФЗ Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила N 255).

Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду


Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ вносится по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления, что следует из пункта 1 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год.

Пункт 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ устанавливает сроки внесения платы: не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом, а для лиц, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, введена обязанность по внесению квартальных авансовых платежей (кроме четвертого квартала) в срок, не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.

Плата за НВОС подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в следующих размерах:

в федеральный бюджет - 5% (статья 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ));

в бюджеты субъектов Российской Федерации - 40% (статья 57 БК РФ);

в бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя - 95% (статья 57 БК РФ);

в местные бюджеты - 55% (статья 62 БК РФ).

В силу пункта 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока.

Также Минприроды России в Письме от 25 марта 2016 г. N 06-09-44/5872 разъяснило, что пени начисляются за несвоевременное или неполное внесение авансовых платежей.

Таким образом, в отношении платы за НВОС пени начисляются, начиная со 2 марта года, следующего за отчетным годом, а в отношении авансовых платежей - с 21 числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни, причем оснований для освобождения от начисления пеней Закон N 7-ФЗ не предусматривает, на что указано в Письме Росприроднадзора от 18 июля 2016 г. N АА-06-01-36/14253 "Об уплате пеней".

Следует помнить о том, что за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа:

на должностных лиц - в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей;

на юридических лиц - в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Обратите внимание!

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Поскольку принцип платности за негативное воздействие на окружающую среду установлен Законом об охране окружающей среды, срок давности привлечения к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ составляет один год. Такой вывод подтверждает арбитражная практика, в частности, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29 января 2008 г. N Ф08-8826/2007-3331А по делу N А61-1740/2007-7.

Полномочиями по привлечению в соответствии со статьями 8.5 и 8.41 КоАП РФ юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности которых используются объекты, подлежащие региональному государственному экологическому надзору, наделены органы государственного экологического надзора субъектов Российской Федерации (Письмо Минприроды России от 23 марта 2015 г. N 05-12-44/6477 "О разъяснении полномочий по администрированию платы").

Согласно пункту 5 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате.

Форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее представления утверждены Приказом Минприроды России от 09 января 2017 г. N 3 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы".

Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения


Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется в соответствии со статьей 16.5 Закона N 7-ФЗ уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода. Недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs