Действующий

Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, применяемых на объектах использования атомной энергии" (с изменениями на 11 декабря 2023 года)

Таблица N 2

     
Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии

Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии,%

Количество обрывов проволок, % от норм, указанных в таблице N 1 данного приложения

10

85

15

75

20

70

25

60

30 и более

50


Если груз подвешен на двух канатах, то каждый канат бракуется в отдельности.

Нормы браковки стальных канатов съемных грузозахватных приспособлений для подвешивания грузов к крюку кранов групп А и Б должны быть уменьшены до 75% от значений, указанных в таблице N 2.

5. Для оценки состояния внутренних проволок, то есть для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рисунок 8), канат необходимо подвергать неразрушающему контролю по всей его длине с применением специальных дефектоскопов, основанных на магнито-, рентгено-, ультразвукоскопии (последнее обязательно только для канатов кранов группы А и канатов кранов, используемых для перемещения расплавленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, а также канатов, работающих с блоками из синтетического материала или блоками из металла с синтетической футеровкой поверхности, контактирующей с канатом).

При регистрации в процессе контроля потери сечения металла проволок, достигшей 17% и более, канат бракуется.

6. При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат должен быть забракован.

7. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рисунок 9). При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости и свивки каната канат бракуется при 1,08, где - диаметр спирали волнистости, - номинальный диаметр каната.

При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при 4/3. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25 .

8. Канаты должны быть забракованы при обнаружении: местного уменьшения диаметра каната (рисунок 7); корзинообразной деформации (рисунок 10); выдавливания сердечника (рисунок 11); выдавливания или расслоения прядей (рисунок 12); местного увеличения диаметра каната (рисунок 13); раздавленных участков (рисунок 14); перекручиваний (рисунок 15); заломов (рисунок 16); перегибов (рисунок 17); повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.

Рисунок 5. Износ наружных проволок каната крестовой свивки:
а - небольшие лыски на проволоках;
б - увеличенная длина лысок на отдельных проволоках;
в - удлинение лысок в отдельных проволоках при заметном уменьшении диаметра проволок;
г - лыски на всех проволоках, уменьшение диаметра каната;
д - интенсивный износ всех наружных проволок каната (уменьшение диаметра проволок на 40%)

Рисунок 6. Поверхностная коррозия проволок каната крестовой свивки:
а - начальное окисление поверхности;
б - общее окисление поверхности;
в - заметное окисление;
г - сильное окисление;
д - интенсивная коррозия


     
Рисунок 7. Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника


Рисунок 8. Уменьшение площади поперечного сечения проволок (интенсивная внутренняя коррозия)


Рисунок 9. Волнистость каната