Недействующий

Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом" (отменен с 01.01.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 N 1192)

VI. Механизация горных работ

198. Прием в эксплуатацию строительно-дорожных машин, горнотранспортного и технологического оборудования (далее - технологическое оборудование) после монтажа производится комиссией, назначаемой техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза.

199. Работы по изменению конструкции и замене материалов несущих элементов технического устройства должны согласовываться с заводом-изготовителем.

200. Исправность и комплектность машин должны проверяться: ежесменно - машинистом (оператором, водителем), еженедельно - механиком, энергетиком участка и ежемесячно - главным механиком, главным энергетиком угольного разреза или другим назначаемым лицом. Запрещается эксплуатация неисправных машин и механизмов.

201. Эксплуатация, обслуживание технологического оборудования, технических устройств, транспортирование и хранение машин и оборудования, их узлов и деталей, а также их монтаж и демонтаж должны производиться в соответствии с заводской документацией и технологическими картами (при наличии), утвержденными техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза.

202. Нормируемые заводами-изготовителями технические характеристики должны выдерживаться на протяжении всего периода эксплуатации оборудования.

203. Технические устройства, в том числе иностранного производства, должны иметь паспорта, руководства (инструкции) по монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оформленные на русском языке с указанием метрической системы измерений.

204. Система дистанционного управления технологическим оборудованием должна устанавливаться по проекту. Площадки и дороги, на которых работает дистанционно управляемое оборудование, должны быть ограждены и выставлены аншлаги. Система управления должна быть снабжена защитами от прерывания напряжения и иметь аварийную систему электропитания. При нарушениях в работе системы должна предусматриваться независимая линия связи для экстренной и безопасной остановки работающего оборудования.

205. Движущиеся части оборудования, представляющие собой источник опасности для людей, должны быть ограждены, за исключением частей, ограждение которых невозможно из-за их функционального назначения.

206. Перед началом работы или движения машины (механизма) машинист обязан убедиться в безопасности членов бригады и находящихся поблизости лиц.

207. Предпусковой предупредительный сигнал должен быть звуковым. Продолжительность сигнала должна составлять не менее 6 секунд.

Сигнал должен быть слышен по всей опасной зоне.

208. Перед началом движения машин, железнодорожных составов, транспортных средств, погрузочной техники обязательна подача звуковых или световых предупредительных сигналов, разработанных угольным разрезом, со значением которых должны быть ознакомлены все работающие. При этом сигналы должны быть слышны (видны) всем работникам в зоне действия машин (механизмов).

209. Таблица предупредительных сигналов должна располагаться на работающем механизме или вблизи него. При неправильно поданном или непонятном предупредительном сигнале машины (механизмы) должны быть остановлены до устранения данного нарушения.

210. К выполнению работ машинистов и помощников машинистов горнотранспортных машин, управление которыми связано с оперативным включением и отключением электроустановок, допускаются только после их обучения, аттестации и присвоения квалификационных групп по электробезопасности.

211. Оперативные переключения кабельных линий в пределах закрепленной за машинистом и помощником машиниста горнотранспортной машины и ее переключательного пункта проводятся по наряду-допуску.

212. При временном переводе машинистов и помощников машинистов на другое горное оборудование обслуживание данного оборудования допускается после ознакомления со схемой электроснабжения эксплуатируемого оборудования под роспись.

213. В нерабочее время горнотранспортные и строительно-дорожные машины должны быть выведены из забоя в безопасное место, рабочий орган (ковш) опущен на грунт. При отсутствии экипажа кабина заперта, с питающего кабеля снято напряжение.

214. Проезд в многоместных кабинах транспортных средств, в железнодорожных составах и кабинах локомотивов разрешается лицам, сопровождающим составы, а также сменному надзору и отдельным работникам при наличии у них письменного разрешения руководителя службы производственного контроля или технического руководителя (главного инженера) угольного разреза. Количество перевозимых людей устанавливается техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза.

215. Переезд через железнодорожные пути на угольном разрезе бульдозерам, транспортным средствам и другим колесным, гусеничным или шагающим машинам разрешается в местах, оборудованных и обозначенных указателями.

216. Работы с использованием горнотранспортных и строительно-дорожных машин должны вестись по проекту, копия которого должна находиться в кабинах этих машин.

217. Перегон горнотранспортных и строительно-дорожных машин (экскаваторов, буровых станков) и перевозка их на транспортных средствах на расстояние более 1 км, а также при необходимости отключения пересекаемых ВЛ должны производиться в соответствии с проектом производства работ или технологическими картами, утвержденными техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза.

218. В случае перегона на расстояние менее 1 км без необходимости демонтажа ВЛ и применения мероприятий перегон допускается без проекта в присутствии лица технического надзора угольного разреза.

219. Транспортирование (буксировка) самоходных горнотранспортных машин и вспомогательного оборудования, включая комплектные трансформаторные подстанции (далее - КТП), комплектные распределительные устройства (далее - КРУ), приключательные пункты (далее - ПП), на территории угольного разреза разрешается только с применением жесткой сцепки оборудованием, предназначенным для транспортирования (буксировки), при осуществлении разработанных мероприятий, обеспечивающих безопасность.

220. Транспортирование машин и оборудования с применением других видов сцепки, а также с использованием двух и более тягачей должно осуществляться по разработанным проектам, утвержденным техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза с оформлением наряда-допуска.

221. В случае внезапного прекращения подачи электроэнергии персонал, обслуживающий механизмы, обязан остановить запуск электродвигателей и прекратить передвижение механизмов.

222. Запрещается присутствие посторонних лиц в кабине и на наружных площадках экскаватора и бурового станка при их работе, кроме руководителя смены и лиц, имеющих разрешение технического руководителя (главного инженера) угольного разреза.

223. Конструктивные элементы транспортно-отвальных мостов, горнотранспортного и вспомогательного оборудования, отвалообразователей и экскаваторов, а также их трапы и площадки должны ежесменно очищаться от горной массы и грязи, снега и наледи.

224. Запрещается применение систем автоматики, телемеханики и дистанционного управления машинами и механизмами не имеющих блокировок, исключающих подачу энергии при неисправности этих систем.