Недействующий

Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом" (отменен с 01.01.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 N 1192)

     Насыпные отвалы и перегрузочные пункты

125. Местоположение, количество, порядок формирования и эксплуатации внутренних и внешних отвалов, их параметры должны определяться проектом.

126. На участках, предусмотренных для размещения отвалов, должны быть проведены инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания. В проекте должна быть приведена характеристика грунтов на участках, предназначенных для размещения отвалов с оценкой их влияния на устойчивость отвала.

127. Порядок образования и эксплуатации отвалов, расположенных над действующими подземными выработками, а также засыпки провалов и отработанных участков объектов открытых горных работ должен определяться проектом, утвержденным техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза.

128. Ведение горных работ с промежуточными отвалами (складами) должно проводиться по проекту, утвержденному техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза.

Решение о ведении горных работ с промежуточными отвалами (перегрузочными пунктами, складами), места их расположения, порядок образования и эксплуатации, число и размеры секторов, схемы освещения и электроснабжения, световая и звуковая сигнализация, схемы маневров на разгрузочной площадке перегрузочного пункта, пути передвижения людей определяются проектом, утверждаемым техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза.

129. Запрещается размещение отвалов на площадях месторождений, подлежащих отработке открытым способом, без полученного в установленном порядке разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых.

В целях предупреждения катастрофических деформаций отвалов на угольном разрезе должно быть организовано проведение геомеханической экспертизы проектных решений на всех стадиях освоения месторождений.

130. При размещении отвалов на косогорах (с наклоном основания более 5°) в проекте должны быть предусмотрены меры, препятствующие сползанию отвалов.

В проекте должен быть предусмотрен отвод грунтовых, паводковых и дождевых вод.

131. Запрещается производить сброс (сток) поверхностных и карьерных вод в отвалы.

Запрещается складирование снега в породные отвалы.

132. Складирование пород в отвал должно осуществляться по проекту, утвержденному техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза, в котором должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие безопасность работы в любое время года.

133. При появлении признаков оползневых явлений работы по отвалообразованию должны быть прекращены до разработки и утверждения мер безопасности. Работы должны прекращаться в случае превышения регламентированных инструкциями по отвалообразованию скоростей деформации отвалов. Работы на отвале должны возобновляться после положительных контрольных замеров скоростей деформаций отвалов с письменного разрешения технического руководителя (главного инженера) угольного разреза.

134. Возможность отсыпки отвалов на заболоченных и несдренированных территориях определяется проектом, предусматривающим необходимые меры безопасности отвальных работ.

135. Высота породных отвалов и отвальных ярусов, углы откоса и призмы возможного обрушения, скорость продвижения фронта отвальных работ устанавливаются в проекте расчетами, в зависимости от физико-механических свойств пород отвала и его основания, способов отвалообразования и рельефа местности и несущей способности нагруженных отвалов.

136. Расстояние от оси железнодорожного пути до бровки плужного отвала после каждой передвижки путей устанавливается в зависимости от устойчивости яруса отвала и должно составлять: не менее 1600 мм - при грузоподъемности думпкара до 60 т, не менее 1800 мм - при грузоподъемности думпкара более 60 т.

137. На отвалах, оборудованных одноковшовыми экскаваторами, в месте разгрузки думпкаров расстояние от оси железнодорожного пути до верхней бровки должно составлять: не менее 1600 мм - для нормальной колеи, не менее 1300 мм - для колеи 900 мм.

138. На железнодорожных путях необщего пользования:

расстояние от оси железнодорожного пути до бровки отвала определяется в зависимости от высоты отвала, рода отвальных грунтов, типа и рода используемого железнодорожного подвижного состава и устанавливается владельцем железнодорожного пути необщего пользования;

расстояние от нижней бровки отвала до оси ближайшего железнодорожного пути определяется в зависимости от высоты откоса и категории грунта и должно быть не менее 4 м.

139. Внешний рельс разгрузочного пути должен иметь превышение по отношению к внутреннему на 100-150 мм. Допускается при разгрузке породы на внутреннюю сторону кривой железнодорожного пути располагать на одном уровне оба рельса разгрузочного тупика на экскаваторных отвалах в месте выгрузки думпкаров. Для обеспечения в этих условиях безопасности работ должны быть разработаны и утверждены техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза мероприятия.

140. В конце разгрузочных тупиков должны устанавливаться упоры, выполняемые по проекту, утвержденному техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза, имеющие исправные указатели путевого заграждения, освещаемые в темное время суток или покрытые светоотражающими материалами. При засыпке участка отвала от приямка до тупика при длине разгрузочных путей менее полуторной длины состава необходимо осуществлять меры безопасности, утвержденные техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза.

141. Указатели путевого заграждения следует располагать со стороны машиниста локомотива и выносить от оси пути на расстояние не менее 2,5 м и на высоту 1,5 м.

142. На разгрузочном тупике должен быть предупредительный знак, устанавливаемый на расстоянии наибольшей длины состава от места разгрузки.

143. Прием груженых поездов для разгрузки породы в отвал после каждой передвижки отвального пути допускается только с разрешения руководителя смены с соответствующей записью.

144. Подача груженых поездов на разгрузочные тупики отвалов должна производиться вагонами вперед, за исключением подачи их на пути абзетцерных отвалов. Подача груженых поездов локомотивами вперед допускается только при условии разработки дополнительных мер безопасности, утвержденных техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза.

145. При разгрузке думпкаров люди должны находиться вне зоны развала горной массы. Вдоль железнодорожного пути в месте разгрузки состава с противоположной от приямка стороны должна быть спланирована площадка для обслуживающего состав персонала.

146. Очистка думпкаров должна быть механизирована. Допускается ручная очистка думпкаров при соблюдении разработанных мер безопасности, утвержденных техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза. Очистка думпкаров вручную на приямках запрещается.