109. Отбор проб угля из железнодорожных вагонов должен проводиться после погрузки состава или отдельных железнодорожных вагонов.
Отбор проб с работающих конвейеров и других транспортных средств должен производиться в установленных местах механизированным способом.
Запрещается ручной отбор проб угля (брикетов) из движущихся вагонов с ленточных или скребковых конвейеров и другого оборудования во время движения, а брикетов - из лотков в процессе работы пресса.
110. Разгрузочная площадка приемного бункера должна быть оборудована средствами, исключающими скатывание машин в бункер при подаче угля автотранспортом. Движение самосвалов после разгрузки осуществляется только с опущенным кузовом. При движении автомобиля задним ходом подается непрерывный звуковой сигнал.
111. Углеприемные ямы, расположенные вдоль железнодорожного пути, должны иметь специальные площадки, обеспечивающие открывание и закрывание люков вагонов.
112. Спуск в саморазгружающиеся вагоны и их зачистка должны производиться только в присутствии лица, ответственного за разгрузку, и после принятия мер, исключающих самопроизвольное закрывание и открывание люков вагонов.
113. В ямах подачи угля со склада при длине подземной тупиковой части более 25 м предусматривается запасный выход.
114. Аккумулирующие бункера должны иметь отметки для определения нижнего и верхнего уровня заполнения.
115. Зачистка погрузочных, аккумулирующих бункеров, в том числе бункеров силосного типа и ям привозных углей, должна проводиться с помощью механических, пневматических или других специальных средств без нахождения людей в бункере. Коническая часть бункеров должна футероваться изнутри материалами, снижающими слеживание и зависание угля.
116. Зачистка бункеров вручную должна проводиться по наряду-допуску не менее чем двумя работниками. Зачистка должна проводиться в присутствии представителя технического надзора фабрики после дополнительного инструктажа работников. Работники, выполняющие зачистку, оснащаются специальными приспособлениями (тросами, веревками, страховочными системами, веревочными лестницами, СИЗОД изолирующего типа, переносными взрывонепроницаемыми осветительными приборами). Применяемые тросы, веревки и страховочные системы должны быть испытаны и маркированы.
117. Зачистка остатков угля в бункерах должна осуществляться только сверху вниз. При зависании угля на одной стороне стенки бункера или отсека запрещается спуск работников в бункер на глубину более 1 м от верхнего уровня угля. При этом веревка от пояса работника привязывается со стороны, противоположной зависшему углю.
118. Перед спуском рабочего в бункер лицом, ответственным за безопасность работ при зачистке, должно быть осуществлено:
измерение концентрации метана в бункере. Запрещается работать в бункере при содержании метана 1% и более;
остановка со снятием напряжения загрузочно-разгрузочных механизмов;
проверка отсутствия напряжения пробным включением тока и установка предупредительных плакатов. Плакаты снимаются только после выхода людей из бункера по указанию лица, ответственного за очистку бункера.
119. При зачистке бункеров углеприемных ям необходимо включить сигнал, запрещающий подачу железнодорожных вагонов, о чем предварительно ставится в известность дежурный по станции.
120. При приемке угля запрещается:
выгрузка угля при поврежденных решетках;
разгрузка неисправных (негабаритных) вагонов вагоноопрокидывателем;
находиться людям в вагонах при разгрузке угля вибратором;
подниматься на вагон, если контактный провод находится под напряжением.