9. При реализации образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата, программ специалитета ВООВО руководствуются следующими основными положениями:
_______________
Далее - "образовательные программы".
выбор методов и средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения при реализации образовательных программ осуществляется ВООВО самостоятельно исходя из необходимости достижения обучающимися запланированных результатов освоения образовательной программы;
ВООВО с учетом требований по защите информации ограниченного доступа используют различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение;
доступ обучающихся к электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и информационно-образовательной среде ВООВО осуществляется с учетом требований к условиям реализации образовательных программ и в соответствии с требованиями по защите информации ограниченного доступа.
10. Учебный год по очной форме обучения начинается 1 сентября и состоит из 2 семестров. У курсантов первого курса обучения учебный год начинается 1 августа. До 1 сентября с ними проводятся учебные занятия по программе общевойсковой подготовки (по военно-профессиональным дисциплинам, а также физической культуре (физической подготовке) в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы.
ВООВО может перенести срок начала учебного года по очной форме обучения не более чем на 2 месяца. По заочной форме обучения срок начала учебного года устанавливается ВООВО.
Общий объем учебной деятельности обучающихся, включая самостоятельную работу, планируется из расчета не более 54 академических часов в неделю. Нагрузка обучающихся всеми видами учебных занятий с преподавателем не должна превышать 36 академических часов в неделю. На учениях, в период полевых выходов, на занятиях в учебных центрах, на полигонах учебная деятельность с преподавателем планируется из расчета не более 46 астрономических часов в неделю, в период всех видов практики - не более 40 астрономических часов в неделю.
11. Объем образовательной программы (ее составной части) определяется как трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении образовательной программы (ее составной части), включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения. В качестве унифицированной единицы измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося при указании объема образовательной программы и ее составных частей используется зачетная единица. Величина зачетной единицы для образовательных программ, разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, эквивалентна 36 академическим часам (при продолжительности академического часа 45 минут) или 27 астрономическим часам.
12. Расписание учебных занятий разрабатывается учебным отделом ВООВО на семестр (месяц), согласовывается с начальниками (заведующими) кафедр и командирами подразделений обучающихся, утверждается начальником ВООВО и доводится преподавательскому составу, подразделениям обучающихся не позднее чем за 10 дней до начала занятий.
13. Расписанием учебных занятий предусматривается общая продолжительность всех видов учебных занятий с преподавателем не более 36 академических часов в неделю в среднем за период обучения, на который составляется расписание учебных занятий. Продолжительность академического часа составляет 45 минут, допускается проведение занятий продолжительностью 90 минут без перерыва. Тактические, тактико-специальные учения проводятся, как правило, непрерывно.
14. В расписании указываются: подразделение обучающихся, учебная дисциплина, вид занятия и номер темы, дата, время и место проведения занятия, фамилии преподавателей, проводящих занятие.
15. Основными видами учебных занятий являются: лекции, семинары, лабораторные занятия (работы), практические занятия, групповые упражнения и занятия, индивидуальные собеседования, тактические (тактико-специальные) занятия и учения, контрольные работы (занятия), выполнение курсовых работ (курсового проектирования), самостоятельная работа обучающихся, консультации, практика. Кроме того, дополнительно проводятся другие виды учебных занятий, вводимые по решению начальника ВООВО после обсуждения на ученом совете ВООВО.
16. Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, профессиональной (служебной) деятельности, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.
Лекции читаются командованием ВООВО, начальниками кафедр, их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями. К чтению лекций приказом начальника ВООВО допускаются наиболее опытные преподаватели, имеющие ученую степень (ученое звание) или педагогический стаж не менее 5 лет. Если преподавание дисциплины осуществляется только одним преподавателем, то он допускается к чтению лекций по данной дисциплине независимо от педагогического стажа. Лекции по актуальным проблемам военной теории и практики служебно-боевого применения войск национальной гвардии читаются представителями Росгвардии и оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии. Для чтения отдельных лекций приглашаются ведущие ученые и профессора из других ВООВО, ведущие специалисты из оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, научных организаций.
17. Семинары проводятся по основным и наиболее сложным темам (разделам) образовательной программы и имеют целью углубленное изучение дисциплины (модуля), обсуждение и выработку единого понимания изучаемых вопросов, проверку полученных на предыдущих занятиях и в результате самостоятельного изучения материала теоретических знаний, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение.
18. Лабораторные занятия (работы) имеют целью практическое освоение обучающимися научно-теоретических положений изучаемой дисциплины (модуля), овладение ими техникой экспериментальных исследований и анализа полученных результатов, привитие навыков работы с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами и вычислительной техникой. По выполнении лабораторной работы обучающиеся представляют отчет и защищают его. После защиты отчеты хранятся на кафедре до завершения обучения обучающихся в ВООВО.
19. Практические занятия проводятся в целях выработки практических умений и приобретения навыков в решении задач, выполнении чертежей, производстве расчетов, ведении рабочих карт, разработке и оформлении боевых и служебных документов, практического овладения иностранными языками, отработки упражнений, приемов и нормативов, освоения вооружения и военной техники (объектов), овладения методами их применения, эксплуатации и ремонта.
Практические занятия могут проводиться методом тренировок. Главным их содержанием является практическая работа каждого обучающегося.
20. Групповые упражнения проводятся с целью приобретения обучающимися практического опыта в планировании, организации выполнения служебно-боевых задач (боевых действий), их всестороннем обеспечении и управлении подразделениями, войсковыми нарядами (службами). На групповом упражнении обучающиеся выполняют функции определенного должностного лица.
Групповые упражнения проводятся на местности, на картах, на макете местности, в аудиториях управления боем (специализированных аудиториях) с применением вычислительной техники.
21. Групповые занятия предназначены для более углубленного изучения организации, боевого применения и тактики действий воинских частей и подразделений войск национальной гвардии, Вооруженных Сил Российской Федерации и иностранных армий, изучения вооружения и военной техники (объектов), организации их применения, эксплуатации и ремонта, организации и управления видами всестороннего обеспечения подразделений и воинских частей, других теоретических положений изучаемых дисциплин, если проведение лекций по данной тематике нецелесообразно.
Групповые занятия проводятся, как правило, в специализированных аудиториях с максимальным использованием тренажерной и другой учебно-материальной базы.
22. Индивидуальные собеседования проводятся по основным и наиболее сложным разделам образовательной программы и имеют целью проверку и оценку теоретических знаний обучающихся по ранее изученным темам, углубленное изучение обучающимися учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение.
23. Тактические (тактико-специальные) занятия являются основой практического обучения и направлены на обучение практике служебно-боевого применения подразделений войск национальной гвардии и тактических действий общевойсковых подразделений в различных условиях обстановки.
На тактических (тактико-специальных) занятиях совершенствуются компетенции по выполнению обязанностей командира (заместителя командира по вооружению (тылу), начальников служб или других специалистов) в ходе выполнения служебно-боевых задач. Учебные вопросы отрабатываются последовательно в соответствии с замыслом и тактической обстановкой по времени и в темпе, присущем характеру изучаемых служебно-боевых задач, без предварительного объяснения обучающимся требуемых действий с имитацией и обозначением противника или противоправных действий нарушителей, других обозначений в соответствии с требуемой обстановкой.
Действия противника (нарушителей) обозначаются группами обозначения, управляемыми мишенями, средствами имитации, отдельными образцами военной техники, которыми управляет помощник руководителя занятий.