Недействующий

О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом (с изменениями на 28 августа 2012 года)(утратило силу)


1.1. Социально экономическое положение Новосибирской области и перспективы развития


Социально-экономическое развитие Новосибирской области за 2000_2005 гг. характеризуется положительной динамикой основных экономических и социальных показателей, объема промышленного производства, инвестиций в основной капитал, оборота розничной торговли, объема платных услуг, оказанных населению, высоким уровнем реальных денежных доходов населения.

Изменение реального (физического) объема валового регионального продукта (ВРП) свидетельствует о положительной динамике экономического развития Новосибирской области (приложение N 1). Рост физического объема ВРП в Новосибирской области наблюдается с 1999 г. и обусловлен увеличением потребительского и инвестиционного спроса. На период до 2009 г. прогнозируется рост валового регионального продукта на 40,8% в сопоставимых ценах, по сравнению с 2005 г.

Важнейшим итогом последних лет можно считать существенный рост реальных располагаемых денежных доходов населения и снижение показателя уровня бедности. Среднедушевой денежный доход населения за 2005-2006 гг. увеличился относительно уровня 2004 г. на 61,4% и составил в 2006 г. 7 982 рубля. Реальные располагаемые денежные доходы населения области возросли в 1,3 раза. Увеличилась покупательная способность денежных доходов. Среднедушевой доход населения области превысил величину прожиточного минимума в 2006 г. в 2,3 раза (в 2004 г. в 2 раза). Продолжает снижаться численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. По предварительным данным в 2006 г. она составит 22% от общей численности населения (в 2004 г. - 27%). Однако в Новосибирской области сохраняется отставание от среднероссийского уровня по среднедушевым доходам и заработной плате.

Проведенный администрацией Новосибирской области мониторинг качества жизни населения области за 2001-2006 гг. показал положительную динамику качества жизни населения Новосибирской области и постепенное приближение к средним значениям по Российской Федерации (таблица 1). Если в 2001 г. Новосибирская область отставала от среднего сводного показателя качества жизни по России на 7,4%, то в 2005 г. отставание сократилось до 1,9%. В 2006 г. по оценкам специалистов Новосибирская область достигнет значения среднероссийского показателя качества жизни.

Таблица 1

Динамика оценки качества жизни населения Новосибирской области
за 2001-2006 гг. (в % к среднему по России уровню)

Показатели

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Качество жизни населения

99

97,3

96,4

98,6

96

96,7

Благосостояние

78,9

77,5

86

81,6

83,8

82,6

Качество трудовой жизни

91,6

89,7

92,3

92,1

93,5

99

Качество социальной сферы

89,2

87,3

98,3

103,9

111,1

112,4

Безопасность жизнедеятельности

109,5

110,6

107,7

108,7

109,7

112,5

Интегральная оценка качества жизни

92,6

91,3

95,5

96,2

98,1

99,7


По большинству важнейших экономических и социальных показателей, в том числе на душу населения, область улучшила свои позиции в Сибирском федеральном округе.

Меры социальной поддержки в Новосибирской области в настоящее время оказываются около 645 тыс. человек. Одним из приоритетных направлений в этой сфере является работа с семьей, оказание поддержки семьям, имеющим детей. В текущем году величина единовременного пособия молодым семьям при рождении первого ребенка возросла до 6 тыс., второго - до 12 тыс., третьего - до 18 тыс. рублей. Осуществлялась поддержка детей, наиболее нуждающихся в защите государства. Стабильно работала система социальных выплат.

На территории Новосибирской области успешно реализуются приоритетные национальные проекты. В рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» введен новый порядок предоставления земельных участков под строительство. Проводится инженерное обустройство строительных площадок, упрощена процедура и сокращены сроки выдачи разрешений на строительство жилья. Развивается система ипотечного жилищного кредитования. Новосибирск по оценке экспертов является лидером ипотечного кредитования в Сибири.

За 2005-2006 гг. при поддержке государства около 6,5 тыс. семей улучшили свои жилищные условия, в том числе более 3,2 тыс. - в рамках программ государственной поддержки населения при строительстве и приобретении жилья, 2,7 тыс. - в рамках программы переселения из ветхого и аварийного жилого фонда. Получили новое жилье 350 ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

По предварительным оценкам за 2005-2006 гг. в эксплуатацию было введено свыше 1,7 млн. кв. метров общей площади жилых домов (700 тыс. кв. метров в 2005 г. и около 1 миллиона - в 2006 г.). Несмотря на то, что в текущем году в Новосибирской области отмечались более высокие темпы роста ввода жилья, чем в среднем по России, отставание по уровню обеспеченности населения жильем сохраняется.

К 2009 г. планируется сохранить максимальную долю расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном бюджете семьи на уровне 14%, а также увеличить размер ежегодно вводимого в эксплуатацию жилья до 1 150 тыс. кв. метров.

В Новосибирской области остаются актуальными проблемы водоснабжения и газификации. Менее половины домов в сельской местности оборудованы водопроводом. По параметрам газификации жилья и объектов коммунального комплекса область существенно отстает от среднероссийского уровня.

В 2005-2006 гг. в Новосибирской области построено и реконструировано более 40 объектов социально-культурного назначения, в том числе 11 объектов образования и 14 - здравоохранения. Завершены реконструкция Новосибирского государственного театра оперы и балета и Новосибирского академического театра «Красный факел», строительство спорткомплекса и Ледового дворца спорта в г. Бердске. Введена в эксплуатацию станция метро «Березовая роща».

Участие в реализации федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы позволило привлечь в Новосибирскую область в 2005-2006 гг. более 5,5 млрд. рублей средств федерального бюджета. Значительная часть этих средств была направлена на строительство дорог и объектов социальной инфраструктуры.

Динамичное развитие социальной сферы Новосибирской области обеспечено высокими темпами экономического роста. По индексу экономического развития Новосибирская область находится в числе лидирующих среди субъектов Российской Федерации.

В целях интенсификации инвестиционных и инновационных процессов на территории Новосибирской области осуществляется совершенствование нормативной правовой базы в сфере обеспечения прав инвесторов, ликвидации административных барьеров и открытости инвестиционного рынка области, повышения доступности информации о свободных земельных участках и объектах недвижимости, смягчения налогового бремени. Проводится политика содействия и активной поддержки реализации крупных инвестиционных проектов по наиболее перспективным для развития экономики области направлениям с использованием механизмов частно-государственного партнерства. Предоставляется финансовая поддержка реализации инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор, публичное рассмотрение и обсуждение.

Стимулирование инвестиционной и экономической активности осуществляется в рамках Закона Новосибирской области от 14.04.2007 N 97-ОЗ «О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области», Закона Новосибирской области от 20.09.2002 N 47-ОЗ «О мерах государственной поддержки товаропроизводителей в Новосибирской области». На территории области реализуется областная целевая программа «Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области на 2007-2011 годы».(Абзац в редакции, введенной постановлением губернатора области от 29.12.2011 N 339, - см. предыдущую редакцию)

На оказание государственной поддержки реализации значимых проектов в 2007-2008 гг. планируется направить из областного бюджета около 500 млн. рублей.

В 2007-2012 гг. предполагается реализация инвестиционных областных программ, направленных на развитие социальной, инженерной, транспортной и коммунальной инфраструктуры. В рамках областной строительной программы на среднесрочный период планируется ежегодный ввод не менее 20 объектов социально-культурной сферы, отвечающих современным требованиям. Увеличатся инвестиционные расходы на газификацию Новосибирской области, как за счет бюджетных средств, так и за счет привлечения внебюджетных ресурсов, средств «Газпрома». Предусматриваются бюджетные инвестиции на развитие материально-технической базы социальной сферы. Планируется работа по привлечению средств федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы, приоритетных национальных проектов.

Предусматриваются меры по развитию инфраструктуры инновационной деятельности, в том числе создание коучинг-центра, бизнес-инкубаторов, центров коммерциализации научных разработок, инновационных центров, ассоциаций наукоемких фирм. Планируется проведение публичных мероприятий (инновационно-инвестиционные ярмарки, выставки, обучающие семинары и тренинги в области трансфера технологий), что будет способствовать успешной коммерциализации научных разработок, дополнительному притоку инвестиций в инновационный бизнес, повышению престижа Новосибирской области.

Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется в рамках реализации областной целевой программы «Государственная поддержка малого предпринимательства в Новосибирской области на 2004-2008 годы». В рамках областной целевой программы «Поддержка и развитие бытового обслуживания населения Новосибирской области на 2004-2008 годы» осуществляется оказание поддержки развития бытового обслуживания населения.

Перспективы социально-экономического развития Новосибирской области связаны с сохранением высоких темпов роста в экономике и решением задач стратегического характера, направленных на достижение качественных преобразований во всех сферах жизни общества: здравоохранении, образовании, жилищном строительстве, агропромышленном комплексе и т.д.

Прогнозируется, что к 2009 г. производство продукции сельского хозяйства возрастет на 17,9% в сопоставимых ценах в сравнении с 2005 г. Сохранится положительная динамика развития оборота розничной торговли. Объем платных услуг в 2009 г. достигнет в текущих ценах 89,3 млрд. рублей, что в 2 раза больше уровня 2005 г. Общий объем инвестиций в основной капитал на 2009 г. прогнозируется в объеме 76,8 млрд. рублей, что в 2,4 раза превысит уровень 2005 г.

В 2007-2012 гг. в целях повышения уровня и качества жизни населения планируется проведение комплекса мер по легализации теневых доходов, повышению доходов всех групп населения, в том числе оплаты труда в бюджетной и внебюджетной сферах.