Действующий

Об областной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Новосибирской области до 2010 года» (с изменениями на 3 июня 2010 года)

3. Характеристика проблемы и
обоснование необходимости ее решения программными методами


Анализ имеющих место на территории области чрезвычайных ситуаций свидетельствует, что основными их источниками являются стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, пожары, техногенные аварии, представляющие существенную угрозу для безопасности граждан, объектов экономики, территории и в целом для устойчивого социально-экономического развития Новосибирской области.

Всего в чрезвычайных ситуациях, на пожарах, на воде и в других кризисных ситуациях в области в год погибает в среднем 642 человека, прямой экономический ущерб составляет 90-110 млн. рублей.

Особую озабоченность вызывает состояние пожарной безопасности на территории области. Обстановка с пожарами, несмотря на принимаемые меры, остается сложной, не всегда предсказуемой и вызывает обоснованную тревогу.

Статистика пожаров в Новосибирской области за последние 5 лет показывает, что их количество в год сохраняется на уровне около 4719, количество погибших составляет 323 человека, травмированных - 387 человек, материальный ущерб - 87,5 млн. руб.

В 2006 году за 10 месяцев произошло 3348 пожаров, на которых погибло 237 человек и 206 получили травмы различной степени тяжести; предварительный ущерб от пожаров составил 84,46 млн. рублей, спасено на пожарах 1688 человек. Несмотря на то, что в сравнении с аналогичным периодом 2005 года имеет место снижение количества пожаров на 5,21 %, по-прежнему остаются высокими гибель людей (снижение на 4,44 %) и материальный ущерб (увеличение на 34,47 %). Наиболее незащищенной от пожаров категорией объектов, как всегда, остается жилой сектор, на который приходится 74,4 % всех пожаров.

Одним из важнейших условий обеспечения пожарной безопасности является наличие подразделений пожарной охраны, оснащенных современной техникой и специальным оборудованием.

Существующий в настоящее время парк пожарной и специальной техники на протяжении последних лет должным образом не обновлялся, более 83 % техники выработало нормативные сроки эксплуатации и требует замены.

Для поддержания эксплуатируемой в настоящее время  техники в исправном состоянии требуются большие материальные затраты, увеличивается время простоя автомобилей в ремонте и существует высокая вероятность отказа в ее работе.

Изношенность пожарных автомобилей снижает и тактические показатели тушения пожаров, в том числе увеличивается время прибытия пожарных расчетов к местам возникновения пожаров.

Развернувшееся в г. Новосибирске высотное строительство остро поставило вопрос решения возникшей проблемы спасения людей, имущества и тушения пожаров в высотных зданиях. Для этих целей на текущий период на вооружении подразделений ГПС области  имеется всего лишь два 50-ти метровых коленчатых подъемника (АКП-50), а свыше 50% имеющихся автолестниц (АЛ-30) требуют списания по срокам эксплуатации и своему техническому состоянию.

Опыт тушения пожаров на объектах с массовым пребыванием людей показывает, что не редки случаи, когда для спасения людей требуется применение специального спасательного оборудования, такого как «куб жизни», спасательные рукава, которое на обеспечении подразделений ГПС области  отсутствует.

По состоянию на 2006 год на территории области подразделениями пожарной охраны охраняются от пожаров 88% населенных пунктов, неохраняемыми остаются  186 (12%) населенных пунктов.

В целях решения проблемы охраны населенных пунктов от пожаров  необходимо ежегодно приобретать до 50 единиц пожарных прицепов для обеспечения создаваемых подразделений добровольной пожарной охраны и до 10 единиц пожарных автоцистерн для обновления парка основной пожарной техники в подразделениях ГПС области, что позволит в течение 4 лет обеспечить охрану 100 % населенных пунктов области  подразделениями пожарной охраны.

Для наращивания сил и средств по охране городских районов и размещения в центре г.Новосибирска специальной пожарной техники необходимо завершить строительство пожарного депо на 6 автомобилей в Железнодорожном районе города, в строительно-монтажные работы по которому уже вложены 11,983 млн. руб. за счет внебюджетных средств Главного управления МЧС России по Новосибирской области, для завершения строительства пожарного депо необходимы финансовые средства в размере 30 млн. руб.

Ввиду высоких темпов застройки территории г.Новосибирска и появления новых микрорайонов для обеспечения своевременного прибытия подразделений ГПС области к месту пожара  необходимо построить 5 пожарных депо модульного типа в г.Новосибирске и 2 в районах области.

Социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, вызываемые авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства и других объектах жизнеобеспечения населения.

В результате чрезвычайных ситуаций техногенного характера только в 2005 году погибло 122 человека, пострадало 126 человек и материальный ущерб составил 22,2 млн. рублей.

Действующая система оповещения и информирования органов управления, сил, привлекаемых к спасательным работам, и населения в основном позволяет произвести оповещение об угрозе чрезвычайных ситуаций в установленные сроки. Однако существующая система управления в кризисных ситуациях требует повышения эффективности при выполнении мероприятий по защите населения и территории от ЧС, для решения данной проблемы необходимо создание в области корпоративной сети передачи данных с целью обеспечения связи единой дежурно-диспетчерской службы с объединенной системой оперативно-диспетчерского управления.  При создании корпоративной сети передачи данных будет заключен договор с оператором связи на предоставление каналов передачи данных. Договором также будет предусмотрено  техническое обслуживание оператором связи оконечного оборудования, устанавливаемого в подразделениях ГПС области. Техническое обслуживание оператором связи оборудования корпоративной сети передачи данных на договорной основе будет осуществляться в пределах сметы расходов на содержание ОГУ «Центр ГО,ЧС и ПБ Новосибирской области» и выделения дополнительных средств областного бюджета Новосибирской области на эти цели не потребует.  

Сегодня только на шести складах мобилизационного резерва (гг. Новосибирск, Черепаново, Тогучин, Татарск, Купино, Барабинск) с истекшими сроками хранения (свыше 25 лет) и требующими замены (освежения) содержится 497183 (83,2%) средств индивидуальной защиты, предназначенных для обеспечения защиты в особый период неработающего населения, детей различного возраста (в том числе и младенцев) от опасностей радиационного, химического и биологического характера.

Таким образом, в современных условиях негативные факторы техногенного и природного характера, пожары представляют одну из наиболее реальных угроз для стабильного социально-экономического развития Новосибирской области, а существующая система управления и оповещения, силы и средства по ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожаров не в полной мере соответствуют спектру задач по защите населения и территории области от угроз чрезвычайных ситуаций.

Эффективное противодействие чрезвычайным ситуациям не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует долговременной стратегии и применения организационно - финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов объектов экономики и институтов общества. Для предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их негативных последствий, существенное значение имеет система мер и их технологическое обеспечение, то есть решать проблему можно только программно-целевым методом.