(с изменениями на 13 декабря 2007 года)
_____________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
_____________________________________
Новосибирский областной Совет депутатов
постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу «Социальная поддержка инвалидов в Новосибирской области на 2006 - 2008 годы» (прилагается).
2. Опубликовать областную целевую программу «Социальная поддержка инвалидов в Новосибирской области на 2006 - 2008 годы» в газетах «Советская Сибирь», «Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов».
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Совета
В.В.Леонов
(В редакции, введенной постановлением девятнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 13.12.2007 N 245, - см. предыдущую редакцию)
Наименование Программы | областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов в Новосибирской области на 2006-2008 годы» | ||||||
Наименование, дата и номер правового акта о разработке Программы | распоряжение администрации Новосибирской области от 18.07.2005 N 368-р «О разработке проекта областной целевой программы «Социальная защита инвалидов в Новосибирской области на 2006-2008 годы» | ||||||
Государственный заказчик Программы | департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области. (В редакции, введенной постановлением девятнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 13.12.2007 N 245, - см. предыдущую редакцию) | ||||||
Руководитель Программы | Пыхтин С. И. - руководитель департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области. (В редакции, введенной постановлением девятнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 13.12.2007 N 245, - см. предыдущую редакцию) | ||||||
Цель и задачи Программы | цель: усиление социальной поддержки инвалидов, повышение качества их жизни, переход к новой модели реабилитации и формирование рынка реабилитационных услуг для обеспечения инвалидам условий, направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества
задачи: -создание условий для занятия инвалидов профессиональной деятельностью; -оказание содействия инвалидам, в том числе детям-инвалидам в получении доступного образования; -развитие рынка реабилитационных услуг; -апробирование новой модели реабилитации инвалидов: -обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации дополнительными к федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду; -создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и информации; -поддержание здоровья и жизни инвалидов; -организационно-методическое и кадровое обеспечение деятельности областных реабилитационных учреждений; -развитие социального партнерства областных исполнительных органов государственной власти области с общественными организациями инвалидов в Новосибирской области | ||||||
Сроки (сроки этапов) реализации Программы | I этап -2006 год; II этап - 2007 - 2008 годы. | ||||||
Исполнители основных мероприятий | департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области; департамент науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области; департамент здравоохранения Новосибирской области; департамент образования Новосибирской области; департамент культуры Новосибирской области; департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области; управление физической культуры и спорта Новосибирской области; департамент федеральной государственной службы занятости населения по Новосибирской области; общественные организации инвалидов. (В редакции, введенной постановлением девятнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 13.12.2007 N 245, - см. предыдущую редакцию) | ||||||
Объемы финансирования (В редакции, введенной постановлением девятнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 13.12.2007 N 245, - см.предыдущую редакцию) | Областной бюджет | Федеральный бюджет (прогнозные объемы средств на условиях | Всего: | ||||
2006-2008 | 63822,0 | 1226,6 | 65048,6 | ||||
2006 | 13000,0 | 1226,6 | 14226,6 | ||||
2007 | 26273,0 | 26273,0 | |||||
2008 | 24549,0 | 24549,0 | |||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | -повышение уровня и качества жизни инвалидов; -повышение качества предоставления реабилитационных услуг не менее 19 тысяч инвалидов ежегодно; -внедрение новой модели реабилитации инвалидов; -обеспечение дополнительными техническими средствами реабилитации 2500 инвалидов ежегодно; - обеспечение проведения комплексных реабилитационных услуг ежегодно 120 инвалидам с тяжелыми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; -повышение качества социально-медицинского обслуживания не менее 750 инвалидам ежегодно; -содействие в получении доступного образования ежегодно для 1400 инвалидов с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов; -увеличение количества объектов социальной инфраструктуры в городах и районах области, оборудованных для беспрепятственного доступа инвалидов; -формирование системы информационных услуг в сфере социальной защиты инвалидов; -внедрение инновационных проектов по размещению социального заказа на реабилитационные услуги; -совершенствование системы обучения и переобучения кадров, работающих с инвалидами (более 150 человек в год); | ||||||
Сумма финансовых затрат на разработку проекта Программы и источники их финансирования | не требуется | ||||||
Система организации контроля за исполнением Программы | контроль за исполнением Программы осуществляется департаментом экономики и планирования администрации Новосибирской области, Новосибирским областным Советом депутатов |
1.1.Объект, предмет регулирования и сфера действия Программы
Объект - инвалиды, проживающие на территории Новосибирской области.
Предмет регулирования - система мер социальной поддержки инвалидов, направленная на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Сфера действия - социальная.
Областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов в Новосибирской области на 2006 - 2008 годы» (далее - Программа) является дополнительным механизмом реализации Федерального закона от 24.11.95 N 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Новосибирской области от 12.03.99 N 45-ОЗ «О социальной защите инвалидов в Новосибирской области».
Программа предусматривает мероприятия, направленные на повышение уровня и качества жизни инвалидов, обеспечение инвалидам условий, направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, создание эффективной системы государственной социальной поддержки нетрудоспособных граждан - инвалидов в целях обеспечения доступности для них основных материальных и социальных благ.
Программа будет выполняться поэтапно в 2006-2008 годах.
На первом этапе (2006 год) будет осуществляться разработка новых современных реабилитационных технологий, направленных на расширение перечня и качества реабилитационных услуг, апробирование пилотных проектов: новая модель реабилитации инвалидов, жилой модуль, проведение комплексной реабилитации на базе ООО «Нейроортопедический Центр «ОРТОС»», формирование информационной системы по различным направлениям реабилитационных мероприятий, разработка перечня и определение технической возможности объектов в городах и районах области, необходимых для переоборудования в целях создания беспрепятственного доступа инвалидам.
На втором этапе (2007-2008 годы) намечается внедрение новых технологий и пилотных проектов в практику работы реабилитационных учреждений, продолжить работу по созданию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, формирование рынка реабилитационных услуг, создание службы сопровождения для инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, использование конкурсов социально-значимых проектов по проблемам инвалидов и инвалидности проектов в решении проблем инвалидов и инвалидности.
Перечень программных мероприятий (приложение N 1) предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям, включая материально-техническое, информационное, кадровое обеспечение, капитальный ремонт, развитие рынка реабилитационных услуг.
На учете в органах социальной защиты населения Новосибирской области на 01.10.2005 года состоит более 167,4 тыс. инвалидов, что составляет 6,2 % от общей численности населения Новосибирской области. Доля данной категории населения в общей численности населения области за последние 10 лет увеличилась на 2,8% или на 77 тыс. человек.
В том числе:
инвалидов 1 группы- 19679;
инвалидов 2 группы- 94884;
инвалидов 3 группы- 42946;
детей-инвалидов- 9891;
Из них, инвалидов вследствие военной травмы- 1415
Из числа впервые признанных инвалидами в 2004 году - 47 процентов являются лицами трудоспособного возраста.
Прогнозируется дальнейшее увеличение числа инвалидов.
Основные причины:
-высокий уровень заболеваемости;
-дорожно-транспортные происшествия;
-травмы и отравления;
-социальное иждивенчество.
Ежегодно межрайонными бюро медико-социальной экспертизы разрабатывается около 9000 индивидуальных программ реабилитации инвалидов (ИПР) и более 10000 ИПР подлежат коррекции. Анализ показал, что потребность инвалидов в медицинской реабилитации высока и составляет 98,6%, потребность в профессиональной реабилитации 59,1%, в социальной реабилитации-91,0% от числа разработанных индивидуальных программ реабилитации инвалида.
Названные показатели свидетельствуют о необходимости проведения эффективной государственной политики в отношении инвалидов, в том числе по предоставлению им мер социальной поддержки посредством реализации областных целевых программ.
Только в 2004 году реабилитационные услуги получили более 13 тыс. инвалидов, техническими средствами реабилитации в объеме 13,7 млн. рублей обеспечены более 11 тыс. человек, оказана протезно-ортопедическая помощь 10.2 тыс. инвалидам на сумму 44 млн. рублей. Трудоустроено около 2 тысяч инвалидов. Открыты специализированные отделения реабилитации инвалидов по слуху и инвалидов с нарушением зрения.
Постоянно совершенствуется взаимодействие исполнительных органов государственной власти области с общественными организациями инвалидов. Большую роль в укреплении такого взаимодействия сыграл Форум инвалидов Новосибирской области, проведенный в 2003 году. Представители общественных организаций инвалидов принимают активное участие в разработке и реализации законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты и реабилитации инвалидов. Создан экспертный Совет по вопросам социальной защиты инвалидов при департаменте труда и социального развития Новосибирской области.
Закон Новосибирской области от 12.03.99 N 45-ОЗ «О социальной защите инвалидов в Новосибирской области» установил дополнительные меры по реализации государственной социальной политики в отношении инвалидов. Создана и активно работает областная служба реабилитации инвалидов, разработан и утвержден областной перечень реабилитационных услуг и технических средств реабилитации, развивается сеть реабилитационных учреждений, укрепляется их материально-техническая база, внедряются новые технологии реабилитации, повышается объем и качество реабилитационных услуг, появляется все больше объектов социальной инфрастуктуры, приспособленных для доступа инвалидов.
Важную роль в вопросах социальной поддержки инвалидов сыграла областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов в Новосибирской области на 2001-2005 годы».
Реализация программных мероприятий позволила укомплектовать лечебно-профилактические учреждения реабилитационным оборудованием, новым диагностическим и коррекционным оборудованием, организовать реабилитационный процесс на более высоком качественном уровне, а также расширить перечень реабилитационных мероприятий. Оказана финансовая помощь ООО «Нейроортопедический центр «ОРТОС» в строительстве нового реабилитационного оздоровительного корпуса на 50 мест для реабилитации инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Приобретена компьютерная техника и оборудование для реабилитационных и образовательных учреждений, областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих, ПУ-интерната для инвалидов. Обеспечены протезно-ортопедическими изделиями 1680 инвалидов.
В результате финансового обеспечения мероприятий вышеназванной программы открыты 23 отделения социальной реабилитации инвалидов, укреплена материально-техническая база государственной службы медико-социальной экспертизы. Открыто стационарное отделение на 20 мест для жителей отдаленных районов области, а также открыто отделение реабилитации для инвалидов с нарушением зрения в областном центре социокультурной реабилитации инвалидов. Приобретено оборудование для работы отделения реабилитации инвалидов по слуху областного центра социальной реабилитации инвалидов.
Оказана финансовая поддержка общественным организациям инвалидов.
В целом областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов Новосибирской области на 2001-2005 годы» реализована на сумму 46,6 млн. рублей.
Следует отметить, что с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122 - ФЗ- основная доля расходов в части мер социальной защиты и реабилитации инвалидов предусмотрена в федеральном бюджете. Инвалидам предоставляются:
· ежемесячные денежные выплаты;
· натуральные льготы, включенные в социальный пакет (лекарства, санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пассажирском, пригородном транспорте, проезд к месту лечения и обратно);
· льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
На ежемесячные денежные выплаты и реализацию социального пакета Новосибирской области в 2005 году из средств федерального бюджета выделяется 1млрд. 993 млн. рублей, а на предоставление мер социальной поддержки инвалидам по оплате жилья и коммунальных услуг из федерального бюджета для Новосибирской области запланированы субвенции в объеме 358 млн. рублей.
С 1 января 2005 года санаторно-курортное лечение инвалидов, обеспечение их техническими средствами реабилитации осуществляет фонд социального страхования, а служба медико-социальной экспертизы получила статус федерального учреждения.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание предложения общественных организаций, а также потребности людей с ограниченными физическими возможностями, выявленные по результатам социологического исследования, обозначены следующие проблемы:
Увеличилось число инвалидов вследствие военных травм, остается низким показатель полной реабилитации инвалидов, не удовлетворена полностью потребность в реабилитационных учреждениях, ограничены возможности инвалидов в получении образования, передвижении, общении, приобщении к культурным ценностям, занятиям физкультурой и спортом.
Актуальна проблема проведения дорогостоящих органосохраняющих и восстанавливающих операций инвалидам. Низкий уровень доходов большинства инвалидов не позволяет им самостоятельно решить вопрос оплаты оперативного лечения.
Увеличилось число инвалидов, обратившихся в службу занятости в поисках работы. В сложном положении оказались специализированные предприятия общественных объединений инвалидов. В условиях насыщенности рынка сбыта товарами народного потребления эти предприятия оказались неконкурентоспособными.
Нехватка реабилитационного оборудования, необходимых помещений, проблема подготовки квалифицированных специалистов не позволяет в районах и городах области, особенно в отдаленных, обеспечить предоставление реабилитационных услуг инвалидам на качественном уровне и в полном объеме.
По-прежнему сложной в реализации является проблема проведения реабилитационных мероприятий для инвалидов с серьезными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Требует дополнительных мер решения проблемы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, т.к. объем технических средств реабилитации, предусмотренный федеральным перечнем, не удовлетворяет имеющиеся потребности, и прежде всего, инвалидов с нарушением зрения и слуха.
Остается важной проблемой получение инвалидами высшего профессионального образования.
Необходимо продолжение работы по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и информации, так как существующие и строящиеся объекты практически не приспособлены к потребностям передвижения, доступности и жизнедеятельности инвалидов.
Важной остается проблема подготовки и повышения квалификации специалистов, осуществляющих работу с инвалидами.
Новых подходов требует организация социального партнерства областных исполнительных органов государственной власти с общественными объединениями инвалидов в области, широкое использование конкурсов социально-значимых проектов по проблемам инвалидов и инвалидности.
Программа предусматривает мероприятия, направленные на решение вышеперечисленных проблем инвалидов, в том числе инвалидов трудоспособного возраста, инвалидов вследствие военных травм, инвалидов, нуждающихся в постоянном социально-медицинском обслуживании, а также детей-инвалидов.
Необходимость комплексного решения вышеизложенных проблем программно-целевым методом обусловлена:
- сложностью и многообразием проблем реабилитации инвалидов и интеграции их в общество, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
- необходимостью выполнения в рамках программы мероприятий, требующих длительных сроков реализации инновационных проектов;