НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
третьего созыва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
сорок восьмой сессии

от 01 декабря 2005 года


Об областной целевой программе
«Социальная поддержка инвалидов в Новосибирской области
на 2006 - 2008 годы»

(с изменениями на 13 декабря 2007 года)

_____________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением девятнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 13.12.2007 N 245

_____________________________________


Новосибирский областной Совет депутатов

постановляет:


1. Утвердить областную целевую программу «Социальная поддержка инвалидов в Новосибирской области  на 2006 - 2008 годы» (прилагается).

2. Опубликовать областную целевую программу «Социальная поддержка инвалидов в Новосибирской области  на 2006 - 2008 годы» в газетах «Советская Сибирь», «Ведомости  Новосибирского областного Совета депутатов».

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


Председатель Совета
                                                       В.В.Леонов


Утверждена
постановлением 48-й сессии Новосибирского
областного Совета депутатов от 01.12.2005 г.

     


ПАСПОРТ
областной целевой программы
«Социальная поддержка инвалидов в Новосибирской области
на 2006-2008 годы»

(В редакции, введенной постановлением девятнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 13.12.2007 N 245, - см. предыдущую редакцию)

Наименование Программы

областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов в Новосибирской области на 2006-2008 годы»

Наименование, дата и номер правового акта о разработке Программы

распоряжение администрации Новосибирской области от 18.07.2005 N 368-р «О разработке проекта областной целевой программы «Социальная защита инвалидов в Новосибирской области на 2006-2008 годы»

Государственный заказчик

Программы

департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области. (В редакции, введенной постановлением девятнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 13.12.2007 N 245, - см. предыдущую редакцию)

Руководитель Программы

Пыхтин С. И. - руководитель департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области. (В редакции, введенной постановлением девятнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 13.12.2007 N 245, - см. предыдущую редакцию)      

Цель и задачи

Программы

цель:

усиление социальной поддержки инвалидов, повышение качества их жизни, переход к новой модели реабилитации и формирование рынка реабилитационных услуг для обеспечения инвалидам условий, направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества

 

задачи:
     -
развитие реабилитационного потенциала инвалидов, их комплексная реабилитация и интеграция в общество;

-создание условий для занятия инвалидов  профессиональной деятельностью;

-оказание содействия инвалидам, в том числе детям-инвалидам в получении  доступного образования;

-развитие рынка реабилитационных услуг;

-апробирование новой модели реабилитации инвалидов:

-обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации дополнительными к федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду;

-создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и информации;

-поддержание здоровья и жизни инвалидов;

-организационно-методическое и кадровое обеспечение деятельности областных реабилитационных учреждений;

-развитие социального партнерства областных исполнительных органов государственной власти области с общественными организациями инвалидов в Новосибирской области

Сроки (сроки этапов) реализации Программы

I этап -2006 год; II этап - 2007 - 2008 годы.

Исполнители основных мероприятий

 департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области;

департамент науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области;

департамент здравоохранения  Новосибирской области;

департамент образования Новосибирской области;

департамент культуры  Новосибирской  области;

департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства  Новосибирской области;

управление физической культуры и спорта Новосибирской области;

департамент федеральной государственной службы занятости населения по Новосибирской области;

общественные организации  инвалидов.

(В редакции, введенной постановлением девятнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 13.12.2007 N 245, - см. предыдущую редакцию)

Объемы финансирования
(с расшифровкой по годам)

(В редакции, введенной постановлением девятнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 13.12.2007 N 245, - см.предыдущую редакцию)

Областной бюджет
Новосибирской области
(тыс. руб.)

Федеральный бюджет (прогнозные объемы средств на условиях
софинансирования)
(тыс. руб.)

Всего:
(тыс. руб.)

2006-2008

63822,0

1226,6

65048,6

2006

13000,0

1226,6

14226,6

2007

26273,0

26273,0

2008

24549,0

24549,0

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-повышение уровня и качества жизни инвалидов;
-содействие занятости инвалидов, в т.ч. оказание профориентационных услуг не менее 3000 инвалидов, трудоустройство более 500 инвалидов ежегодно;

-повышение качества предоставления реабилитационных услуг не менее 19 тысяч инвалидов ежегодно;

-внедрение новой модели реабилитации инвалидов;

-обеспечение дополнительными техническими средствами реабилитации 2500 инвалидов ежегодно;

- обеспечение проведения комплексных реабилитационных услуг ежегодно 120 инвалидам с тяжелыми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
-проведение дорогостоящих органосохраняющих и восстанавливающих операций 130 инвалидам в год;

 -повышение качества социально-медицинского обслуживания не менее 750 инвалидам ежегодно;

 -содействие в получении доступного образования ежегодно для 1400 инвалидов с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов;

-увеличение количества объектов социальной инфраструктуры в городах и районах области, оборудованных для беспрепятственного доступа инвалидов;

-формирование системы информационных услуг в сфере социальной защиты инвалидов;

-внедрение инновационных проектов по размещению социального заказа на реабилитационные услуги;

-совершенствование системы обучения и переобучения кадров, работающих с инвалидами (более 150 человек в год);
-повышение эффективности взаимодействия с общественными организациями инвалидов

Сумма финансовых затрат на разработку проекта Программы и источники их финансирования

не требуется

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за исполнением Программы осуществляется департаментом экономики и планирования администрации Новосибирской области, Новосибирским областным Советом депутатов


1.Общие положения

 


    1.1.Объект, предмет регулирования и сфера действия Программы
     
          Объект -
инвалиды, проживающие на территории Новосибирской области.

          Предмет регулирования - система мер социальной поддержки инвалидов, направленная на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

          Сфера действия - социальная.

Областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов в Новосибирской области на 2006 - 2008 годы» (далее - Программа) является дополнительным механизмом реализации Федерального закона от 24.11.95 N 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Новосибирской области от 12.03.99 N 45-ОЗ «О социальной защите инвалидов в Новосибирской области».

          Программа предусматривает мероприятия, направленные на повышение уровня и качества жизни инвалидов, обеспечение инвалидам условий, направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, создание эффективной системы государственной социальной поддержки нетрудоспособных граждан - инвалидов в целях обеспечения доступности для них основных материальных и социальных благ.

Программа будет выполняться поэтапно в 2006-2008 годах.

На первом этапе (2006 год) будет осуществляться разработка новых современных реабилитационных технологий, направленных на расширение перечня и качества реабилитационных услуг, апробирование пилотных проектов: новая модель реабилитации инвалидов, жилой модуль, проведение комплексной реабилитации на базе ООО «Нейроортопедический Центр «ОРТОС»», формирование информационной системы по различным направлениям реабилитационных мероприятий, разработка перечня и определение технической возможности объектов в городах и районах области, необходимых для переоборудования в целях создания беспрепятственного доступа инвалидам.

На втором этапе (2007-2008 годы) намечается внедрение новых технологий и пилотных проектов в практику работы реабилитационных учреждений, продолжить работу по созданию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, формирование рынка реабилитационных услуг, создание службы сопровождения для инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, использование конкурсов социально-значимых проектов по проблемам инвалидов и инвалидности проектов в решении проблем инвалидов и инвалидности.

Перечень программных мероприятий (приложение N 1) предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям, включая материально-техническое, информационное, кадровое обеспечение, капитальный ремонт, развитие рынка реабилитационных услуг.



2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


На учете в органах социальной защиты населения Новосибирской области на 01.10.2005 года состоит более 167,4 тыс. инвалидов, что составляет 6,2 % от общей численности населения Новосибирской области. Доля данной категории населения в общей численности населения области за последние 10 лет увеличилась на 2,8% или на 77 тыс. человек.

В том числе:

инвалидов 1 группы- 19679;

инвалидов 2 группы- 94884;

инвалидов  3 группы- 42946;

детей-инвалидов- 9891;

Из них, инвалидов вследствие военной травмы- 1415

Из числа впервые признанных инвалидами в 2004 году - 47 процентов являются  лицами трудоспособного возраста.

Прогнозируется дальнейшее увеличение числа инвалидов.

Основные причины:

-высокий  уровень заболеваемости;

-дорожно-транспортные происшествия;

-травмы и отравления;

-социальное иждивенчество.

Ежегодно межрайонными бюро медико-социальной экспертизы разрабатывается около 9000 индивидуальных программ реабилитации инвалидов (ИПР) и более 10000 ИПР подлежат коррекции. Анализ показал, что потребность инвалидов в медицинской реабилитации высока и составляет 98,6%, потребность в профессиональной реабилитации 59,1%, в социальной реабилитации-91,0% от числа разработанных индивидуальных программ реабилитации инвалида.

Названные показатели свидетельствуют о необходимости проведения эффективной государственной политики в отношении инвалидов, в том числе по предоставлению им мер социальной поддержки посредством реализации областных целевых программ.

Только в 2004 году реабилитационные услуги получили более 13 тыс. инвалидов, техническими средствами реабилитации в объеме 13,7 млн. рублей обеспечены более 11 тыс. человек, оказана протезно-ортопедическая помощь  10.2 тыс. инвалидам на сумму 44 млн. рублей. Трудоустроено около 2 тысяч инвалидов. Открыты специализированные отделения реабилитации инвалидов по слуху и инвалидов с нарушением зрения.

Постоянно совершенствуется взаимодействие исполнительных органов государственной власти области с общественными организациями инвалидов. Большую роль в укреплении такого взаимодействия сыграл Форум инвалидов Новосибирской области, проведенный в 2003 году. Представители общественных организаций инвалидов принимают активное участие в разработке и реализации законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты и реабилитации инвалидов. Создан экспертный Совет по вопросам социальной защиты инвалидов при департаменте труда и социального развития Новосибирской области.

Закон Новосибирской области от 12.03.99 N 45-ОЗ «О социальной защите инвалидов в Новосибирской области» установил дополнительные меры по реализации государственной социальной политики в отношении инвалидов. Создана и активно работает областная служба реабилитации инвалидов, разработан и утвержден областной перечень реабилитационных услуг и технических средств реабилитации, развивается сеть реабилитационных учреждений, укрепляется их материально-техническая база, внедряются новые технологии реабилитации, повышается объем и качество реабилитационных услуг, появляется все больше объектов социальной инфрастуктуры, приспособленных для доступа инвалидов.

Важную роль в вопросах социальной поддержки инвалидов сыграла областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов в Новосибирской области на 2001-2005 годы».

Реализация программных мероприятий позволила укомплектовать лечебно-профилактические учреждения реабилитационным оборудованием, новым диагностическим и коррекционным оборудованием, организовать реабилитационный процесс на более высоком качественном уровне, а также расширить перечень реабилитационных мероприятий. Оказана финансовая помощь ООО «Нейроортопедический центр «ОРТОС» в строительстве нового реабилитационного оздоровительного корпуса на 50 мест для реабилитации инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Приобретена компьютерная техника и оборудование для реабилитационных и образовательных учреждений, областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих, ПУ-интерната для инвалидов. Обеспечены протезно-ортопедическими изделиями 1680 инвалидов.

В результате финансового обеспечения мероприятий вышеназванной программы открыты 23 отделения социальной реабилитации инвалидов, укреплена материально-техническая база государственной службы медико-социальной экспертизы. Открыто стационарное отделение на 20 мест для жителей отдаленных районов области, а также открыто отделение реабилитации для инвалидов с нарушением зрения в областном центре социокультурной реабилитации инвалидов. Приобретено оборудование для работы отделения реабилитации инвалидов по слуху областного центра социальной реабилитации инвалидов.

Оказана финансовая поддержка общественным организациям инвалидов.

В целом областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов Новосибирской области на 2001-2005 годы» реализована на сумму 46,6 млн. рублей.

Следует отметить, что с принятием  Федерального закона от 22.08.2004 N 122 - ФЗ- основная доля расходов в части мер социальной защиты и реабилитации инвалидов предусмотрена в федеральном бюджете. Инвалидам предоставляются:

· ежемесячные денежные выплаты;

· натуральные льготы, включенные в социальный пакет (лекарства, санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пассажирском, пригородном  транспорте, проезд к месту лечения и обратно);

· льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

На ежемесячные денежные выплаты и реализацию социального пакета  Новосибирской области в 2005 году из средств федерального бюджета выделяется 1млрд. 993 млн. рублей, а на предоставление мер социальной поддержки инвалидам по оплате жилья и коммунальных услуг из федерального бюджета для Новосибирской области запланированы субвенции в объеме 358 млн. рублей.

С 1 января 2005 года санаторно-курортное лечение инвалидов, обеспечение их техническими средствами реабилитации осуществляет фонд социального страхования, а служба медико-социальной экспертизы получила статус федерального учреждения.

Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание предложения общественных организаций, а также потребности людей с ограниченными физическими возможностями, выявленные по результатам социологического исследования, обозначены следующие проблемы:

Увеличилось число инвалидов вследствие военных травм, остается низким показатель полной реабилитации инвалидов, не удовлетворена полностью потребность в реабилитационных учреждениях, ограничены возможности инвалидов в получении образования, передвижении, общении, приобщении к культурным ценностям, занятиям физкультурой и спортом.

Актуальна проблема проведения дорогостоящих органосохраняющих и восстанавливающих операций инвалидам. Низкий уровень доходов большинства инвалидов не позволяет им самостоятельно решить вопрос оплаты оперативного лечения.

Увеличилось число инвалидов, обратившихся в службу занятости в поисках работы. В сложном положении оказались специализированные предприятия общественных объединений инвалидов. В условиях насыщенности рынка сбыта товарами народного потребления эти предприятия оказались неконкурентоспособными.

Нехватка реабилитационного оборудования, необходимых помещений, проблема подготовки квалифицированных специалистов не позволяет в районах и городах области, особенно в отдаленных, обеспечить предоставление реабилитационных услуг инвалидам на качественном уровне и в полном объеме.

По-прежнему сложной в реализации является проблема проведения реабилитационных мероприятий для инвалидов с серьезными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Требует дополнительных мер решения проблемы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, т.к. объем технических средств реабилитации, предусмотренный федеральным перечнем, не удовлетворяет имеющиеся потребности, и прежде всего, инвалидов с нарушением зрения и слуха.

Остается важной проблемой получение инвалидами высшего профессионального образования.

Необходимо продолжение работы по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и информации, так как существующие и строящиеся объекты практически не приспособлены к потребностям передвижения, доступности и жизнедеятельности инвалидов.

Важной остается проблема подготовки и повышения квалификации специалистов, осуществляющих работу с инвалидами.

Новых подходов требует организация социального партнерства областных исполнительных органов государственной власти с общественными объединениями инвалидов в области, широкое использование конкурсов социально-значимых проектов по проблемам инвалидов и инвалидности.

Программа предусматривает мероприятия, направленные на решение вышеперечисленных проблем инвалидов, в том числе инвалидов трудоспособного возраста, инвалидов вследствие военных травм, инвалидов, нуждающихся в постоянном социально-медицинском обслуживании, а также детей-инвалидов.

Необходимость комплексного решения вышеизложенных проблем программно-целевым методом обусловлена:

- сложностью и многообразием проблем реабилитации инвалидов и интеграции их в общество, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;

- необходимостью выполнения в рамках программы мероприятий, требующих  длительных сроков реализации инновационных проектов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»