В стратегическом плане устойчивого развития города Новосибирска в качестве целевого ориентира общественного прогресса городское сообщество определило рост благосостояния жителей города, материальной основой которого является рост экономического потенциала.
Основу экономического потенциала города формируют две ведущие отрасли - наука и промышленность, которые обеспечили динамичный рост г. Новосибирска в последней четверти прошлого века и определяют перспективы его развития на ближайшие десятилетия. Основным условием развития экономического потенциала и достижения цели стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска является формирование модели инновационной экономики города, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста.
Проблема обеспечения экономического роста после сокращения объема промышленного производства в 90-е годы и значительной структурной деформации остается одной из самых актуальных на ближайшее десятилетие как для страны в целом, так и для г. Новосибирска. На решение этих проблем были направлены Концепция научно-промышленной и инвестиционной политики города Новосибирска на 2001 - 2005 гг., утвержденная постановлением мэра от 06.11.2001 N 3145, и разработанная в ее развитие городская целевая программа «Научно-промышленная и инвестиционная политика мэрии Новосибирска на 2003 - 2005 годы», утвержденная решением городского Совета от 30.12.2002 N 205.
Итоги реализации городской целевой программы «Научно-промышленная и инвестиционная политика мэрии Новосибирска на 2003 - 2005 годы» рассматривались на расширенном городском собрании 17.06.2004, президиуме мэрии 22.02.2005 и подтвердили, в целом, ее эффективность. Принятые в этот период органами городского самоуправления меры позволили решить и ослабить остроту целого ряда проблем и преломить негативные тенденции 90-х годов: разрушение хозяйственных связей и более чем двукратный спад производства и занятого населения, старение и разрушение основных фондов, ухудшение финансового состояния предприятий и сокращение налоговой базы.
Был остановлен спад производства и с 1999 года промышленность города имеет положительную динамику. В целом за последние пять лет рост промышленного производства достиг 137 %, здесь динамику роста определили высокие темпы роста машиностроения - в 1,7 раза. Высокие темпы экономического роста за этот период были достигнуты прежде всего за счет активной структурной политики мэрии по загрузке свободных производственных мощностей новой номенклатурой изделий для ресурсодобывающих отраслей и регионов.
В первом полугодии 2005 г. объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг промышленного характера крупными и средними предприятиями составил 44,6 млрд. рублей (77 % областного объема промышленного производства) или 125,5 % в действующих ценах к уровню прошлого года.
По основным макроэкономическим показателям удалось достигнуть, а по темпам роста объемов промышленного производства превзойти общероссийский уровень и заложить основы для роста инвестиционной активности предприятий. Меры муниципальной поддержки инвестиционной деятельности позволили в 2004 году дополнительно привлечь более 1 млрд. рублей кредитных ресурсов для реализации проектов модернизации промышленности общей инвестиционной емкостью 2,2 млрд. рублей. В итоге наметилась прогрессивная тенденция роста доли привлеченных средств в структуре инвестиций и за первое полугодие 2005 года рост инвестиций в основной капитал (по крупным и средним предприятиям) составил 115,4 % и достиг 7,1 млрд. рублей.
Подъем базовых отраслей сопровождался ростом предпринимательской активности, плотность малых предприятий в г. Новосибирске в 2,5 раза превышает среднероссийский уровень.
Динамика объемов промышленного производства позволила выйти на экономически сбалансированное соотношение и с 2003 года темпы роста производительности труда опережают рост заработной платы. Номинальная заработная плата на крупных и средних предприятиях за этот период выросла в 2,6 раза - с 3295,0 рублей до 8630,0 рублей в первом полугодии 2005 года. Произошли качественные изменения в уровнях заработной платы по отраслям экономики: если в 1999 году заработная плата только в финансовой сфере превышала минимальный потребительский бюджет, то с 2003 года заработная плата выше этого уровня в строительстве, транспорте и связи.
Доля прибыльно работающих предприятий составляет около 70 %. Ситуация в промышленности города обусловила тот факт, что по показателям финансовой устойчивости предприятий Новосибирская область вошла в первую пятерку регионов России. В 2003 году г. Новосибирск был удостоен Всероссийской премии «Российский Национальный Олимп», городу присвоен Почетный титул «Город России 2002 - 2003».
Прирост экономических показателей в промышленной сфере позволил увеличить налоговую базу и сейчас на территории г. Новосибирска собирается 80 % доходов областного консолидированного бюджета. Доходная часть бюджета города за пять лет возросла в 3,4 раза, расходная часть - в 3,7 раза, бюджетная обеспеченность жителей г. Новосибирска возросла в 3,3 раза.
Таблица 3.1
Основные показатели развития промышленности г. Новосибирска
за 2003 - 2005 гг.
N п. | Наименование показателей | Год | ||
1999 | 2003 | 2004 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Индекс физического объема промышленного производства по всей промышленности, % к предыдущему году, в том числе: машиностроение и металлообработка | 106,1 | 108,3 | 110,6 |
2 | Инвестиции в основной капитал, млн. рублей | - | 3 294,8 | 4 696,8 |
3 | Среднемесячная заработная плата одного работающего, рублей | 1 717,3 | 5 990,7 | 7 422,1 |
В то же время по мере решения первоочередных задач, с одной стороны, выявились ограничения для экономического роста внутреннего и внешнего характера, с другой стороны, поддержанные Правительством Российской Федерации инициативы администрации Новосибирской области и мэрии Новосибирска привели к появлению новых факторов и возможностей экономического развития города. Все это требует смещения акцентов и расширения арсенала используемых методов научно-промышленной политики при сохранении общего направления взаимодействия мэрии с научно-промышленным комплексом.
Необходимость разработки Программы «О взаимодействии мэрии и научно-промышленного комплекса по решению задач социально-экономического развития города Новосибирска на 2006 - 2008 гг.» определяется условием обеспечения преемственности и комплексности долгосрочных планов социально-экономического развития и целевых программ стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска, утвержденных решением городского Совета от 28.03.2005 N 575.
Разработка Программы обусловлена:
изменением и развитием федерального и регионального законодательства, муниципальной нормативной правовой базы;
новыми требованиями к уровню технологий промышленной и социально-бытовой сферы и усилением конкуренции в условиях нарастающей глобализации и регионализации экономики;
решениями Правительства Российской Федерации и поручением губернатора Новосибирской области об обеспечении развития в г. Новосибирске индустрии информационных систем и создания особых экономических зон (далее по тексту - ОЭЗ).
Остаются нерешенными внутренние проблемы промышленной сферы экономики города: неблагоприятные отраслевые структурные сдвиги, низкий уровень рентабельности машиностроения в сравнении с другими секторами экономики, низкий организационно-технологический уровень производства, недостаточность собственных средств промышленных предприятий на развитие, неразвитость инновационной инфраструктуры в промышленной сфере, отсутствие системы закрепления, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с требуемой профессионально-квалификационной структурой.
Машиностроение в промышленном комплексе города являлось ведущей отраслью, что было связано с высоким уровнем кооперационных связей и значительной долей в ее составе оборонной промышленности. За последние десять лет доля машиностроения в отраслевой структуре с 57 % снизилась вдвое и сравнялась с долей пищевой промышленности.