1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны. В этом смысле молодежь - объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития Российского государства и общества.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года особо отмечается, что в современных условиях России резко возрастает социальная нагрузка на молодежь. Это определяется и демографической ситуацией, и вызовами современности.
Настоящая Программа разработана как документ, определяющий направления деятельности мэрии в решении важнейших задач, направленных на обеспечение устойчивого развития города и формирование условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения г. Новосибирска.
Степень эффективности участия молодых людей в социально-экономических и политических процессах определяется тем, насколько молодежь:
разделяет цели и задачи экономического и общественного развития города, связывает с ними свои жизненные перспективы;
обладает необходимыми личными, образовательными и профессиональными качествами и возможностями применить их в социально полезной практике.
Вклад молодежи в достижение социально-экономических целей развития г. Новосибирска будет осуществляться прежде всего через рост влияния молодежи на процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития города. Перспективы, определенные городским сообществом при разработке стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска, потребовали пересмотра самой идеологии реализации молодежной политики-от идеи поддержки молодежи к идее создания условий для интеграции молодых жителей города в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения.
Программа рассматривает в качестве проблемы неполную включенность молодежи в жизнедеятельность городского сообщества.
В молодежной среде города в последнее время отмечаются следующие диспропорции:
несоответствие социальных и профессиональных ориентаций молодежи, с одной стороны, и потребностей организаций города в рабочей силе, с другой. Низкой остается ориентация молодежи на работу в промышленности, науке, образовании;
в общественном сознании молодежи ослаблены позиции коллективных интересов, не развито чувство гордости за свое Отечество, молодежь не чувствует себя в полной мере причастной к деятельности городского сообщества, на благо г. Новосибирска;
большое влияние на формирование сознания молодых людей оказывают коммерческие досуговые учреждения, которые в своей деятельности ориентируются исключительно на извлечение прибыли, формируя у молодежи стремление к праздному образу жизни, а низкие темпы развития материальной базы муниципальных досуговых учреждений не позволяют в полной мере использовать их воспитательный потенциал;
сохраняется низкий уровень рождаемости, причинами этого являются чувство неуверенности в завтрашнем дне, неудовлетворенность перспективами в поиске места работы, отсутствие конкретных механизмов обретения жилья.
Реализуемая в предыдущее 10-летие городская молодежная политика была во многом направлена на поддержание позитивных форм досуга, развитие организационной свободы общественных объединений, коррекцию девиантного поведения. Разработан и реализуется ряд городских целевых программ в области молодежной политики, в которых молодежь рассматривается не только, как объект попечения, а как активный субъект социальных взаимоотношений. Этот подход доказал свою перспективность.
Решение значимых в среде молодежи проблем, возможно при создании условий для самоопределения молодежи в выборе сферы деятельности и образа жизни, для осознания молодыми людьми гражданской и исторической ответственности, прежде всего, посредством включения их в решение проблем развития городского сообщества и экономики.