5.2. Механизмы реализации стратегического плана
Успешная реализация стратегического плана зависит от эффективности используемых управленческих механизмов, концентрации ресурсов на основных направлениях устойчивого городского развития, четкого взаимодействия городского сообщества и органов местного самоуправления на принципах стратегического партнерства. Эти механизмы и ресурсы, прежде всего, должны обеспечить привлечение в город внешних и внутренних инвестиций и реализацию на его территории крупных инвестиционных проектов. Инструментами реализации стратегического плана служат комплексные целевые программы. (Абзац в редакции, введенной решением Совета депутатов города Новосибирска от 17.02.2010 N 1526, - см. предыдущую редакцию)
Базой достижения основной цели стратегического плана устойчивого развития города - стабильного улучшения качества жизни (повышения жизненного потенциала) новосибирцев в будущем является эффективная мобильная, ориентированная на внешний и внутренний рынок экономика, в которой постоянное повышение производительности труда сопровождается расширением рынков сбыта и созданием новых продуктов и услуг. Стратегический план с этой точки зрения представляет собой сценарий городского развития на два десятилетия вперед, обобщающий три основных подсценария, принятых на научно-практической конференции «Новосибирск на рубеже XXI века: перспективы развития и инвестиционные возможности» в рамках концепции социально-экономического развития города. В основу каждого из подсценариев положены соответственно: инерционный, промышленный и сервисный типы будущего развития города. В структуре механизмов реализации стратегического плана предусматриваются комплексные программы промышленного и сервисного сценариев устойчивого развития Новосибирска, которые в период упреждения будут реализовываться совместно.
Комплексные целевые программы промышленного развития ориентированы на создание, освоение на новосибирских предприятиях и реализацию на соответствующих рынках наукоемкой и высокотехнологичной конкурентоспособной продукции. Наиболее приоритетными в этих программах должны стать три основных подхода к диверсификации промышленного производства Новосибирска: во-первых, ориентация на малогабаритную наукоемкую продукцию, к которой относятся изделия приборостроительных отраслей, радиоэлектроники, атомной, химической и фармацевтической промышленности, а также легкой, пищевой, деревообрабатывающей и других, не требующие больших транспортных расходов, во-вторых, ориентация на нуждающихся в различной наукоемкой продукции потребителей Сибирского нефтегазового комплекса, обладающих вследствие федеральной экономической политики серьезными финансовыми средствами и способными не только приобретать выпускаемую новосибирцами продукцию, но и финансировать разработку и освоение необходимых им изделий, в-третьих, активное включение в государственные программы производства вооружения и другой продукции оборонного характера. Названные принципы связаны с определенной реструктуризацией ряда крупных заводов, прежде всего имеющих простаивающие производственные мощности, и созданием эффективно работающих малых и средних предприятий. Задача органов местного самоуправления будет состоять в том, чтобы активно стимулировать эти процессы. Наибольший приоритет при этом должны иметь новые товарные группы и промышленные услуги, созданные на базе разработок научных центров и отраслевых НИИ города.
Комплексные целевые программы промышленного развития города
Развитие машиностроения и приборостроения для топливно-энергетического комплекса | Программа должна содержать широкий комплекс мер по созданию, освоению на предприятиях машиностроения и приборостроения города и выпуску конкурентоспособной серийной продукции для горной, газо- и нефтедобывающей отраслей промышленности, а также предусматривать маркетинговый и инжиниринговый анализ, замещение импортных аналогов, разработку наукоемких технологических процессов, разработку ТЭО, подготовку производства на новосибирских заводах и т.д. | |||
Развитие пищевой и легкой промышленности. | Цель разработки комплексных программ развития соответственно пищевой и легкой промышленности - обеспечение выхода продовольственных и промышленных потребительских товаров на новосибирский рынок и рынки платёжеспособных регионов с качественной конкурентоспособной импортозамещающей продукцией. Программы должны создать предпосылки для увеличения объёмов производства, полной загрузки и дальнейшего роста мощностей, занятости, увеличения налоговых поступлений в городской бюджет | |||
Развитие машиностроения для агропромышленного комплекса | В программе должны быть предложены меры по использованию промышленного потенциала новосибирских предприятий для создания новых наукоемких технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции, обновления производственных мощностей предприятий АПК. Необходимо также сохранить и развить специализацию города по выпуску посевной, почвообрабатывающей техники, производству запасных частей и комплектующих изделий для различной сельскохозяйственной техники. | |||
Развитие выпуска машин и оборудования для городского хозяйства | Программа должна содержать мероприятия по созданию и производству на базе машиностроительных заводов города новой техники для использования в городском хозяйстве, в том числе дорожных и строительных машин, мусороуборочного, снегоуборочного и мусороперерабатывающего оборудования, электротранспортных средств (включая лифтовые системы), а также создание собственного производства комплектующих изделий. | |||
Развитие специального машиностроения | В программе должны быть представлены основные стратегические направления развития машиностроения на новосибирских предприятиях, относящихся к Российским агентствам: авиационно-космическому, по системам управления, по обычным вооружениям, по боеприпасам. | |||
Разработка лазерных технологий и производства лазеров научного и прикладного назначения | Программа должна содержать меры закрепляющие и развивающие успехи новосибирских ученых и специалистов по созданию новых высокопроизводительных технологий лазерной обработки материалов и созданию гибких технологических линий для высокоточного промышленного производства, разработки и производства медицинской техники, используемой в хирургии, микрохирургии глаза, стоматологии, кардиохирургии, пульмонологии и т.д. | |||
Разработка и производство изделий радиоэлектроники | Назначение программы - обеспечить сохранение оставшегося научно-производственного потенциала новосибирской радиоэлектронной промышленности, развить электронное приборостроение. | |||
Развитие технологии и производства редких и цветных металлов | Программа предназначена для создания и использования на соответствующих предприятиях цветной металлургии новых наукоемких технологий, обеспечивающих высокую чистоту и качество выпускаемых металлов. | |||
Развитие производства информационных продуктов и технологий | Программа должна стать подпрограммой федеральной программы «Электронная Россия». | |||
Разработка и производство катализаторов | Программа должна обеспечить создание и широкое внедрение в различные отрасли народного хозяйства каталитических веществ, разрабатываемых новосибирскими учеными и специалистами. | |||
Разработка и производство лекарств и биопрепаратов | Программа должна обеспечить широкое внедрение в практику научных заделов ГНЦВБ «Вектор», Института неорганической химии и других научно-исследовательских организаций | |||
Развитие энергетики города | Цель программы - устойчивое и надежное обеспечение Новосибирска электрической и тепловой энергией на основе эффективных экономических механизмов, высоких технологий производства и доставки энергии потребителям, современного менеджмента и т.п. |
По сервисному сценарию предусматривается разработка и реализация комплексных целевых программ развития в Новосибирске системы, прежде всего наукоемких и прочих услуг регионального, межрегионального, а в целом ряде случаев и национального масштаба.
Базой для создания такой системы является сложившиеся направления науки, активно развивающиеся в городе и его агломерации, и связанная с ними сфера научных услуг на основе высоких уникальных технологий, в том числе, медицинских. Широко известен в стране и мире высокий уровень искусства Новосибирска, представленный талантливыми театральными и филармоническими коллективами, богатым художественным творчеством. В городе получили серьезное развитие мощный образовательный комплекс, широко внедряются современные средства связи, быстро растет активный телекоммуникационный рынок. Мировое признание имеет музыкальная педагогика. Планируется развивать региональный транспортный узел, центры оптовой торговли региона, естественно возникшие в городе. Город имеет развитую финансовую инфраструктуру. Высока в Новосибирске предпринимательская активность, особенно в сфере торговли, риэлторской деятельности, консультационного бизнеса.
Комплексные целевые программы сервисного развития города
Развитие Новосибирска как центра науки и инноваций | Программа должна обеспечить создание условий для роста эффективности исследований и разработок Сибирских отделений Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, отраслевых НИИ и вузов города, получения новых фундаментальных и прикладных научных результатов, новых моделей и новых технологий, предназначенных для использования в различных сферах жизнедеятельности населения города, региона, страны и мира, создания на территории города структуры технополиса, создания инфраструктуры развития науки, в том числе проведения в Новосибирске крупных международных форумов |
Развитие Новосибирска как крупного центра культуры | Программа должна содержать мероприятия, предусматривающие на основе имеющегося культурного потенциала города формирование инфраструктуры, создающей условия для дальнейшего подъема уровня культуры населения и широкого распространения её продуктов в различных регионах |
Развитие профессионального образования и образовательных технологий | Программа должна предусматривать повышение конкурентоспособности профессионального образования в Новосибирске, развитие новых форм профессиональной подготовки в соответствии с высшими мировыми стандартами, создание новых эффективных образовательных технологий |
Развитие города как информационного центра Сибири | В программе должны быть определены пути и механизмы формирования банков данных и знаний по основным направлениям науки, техники, экономики и т.д. Должно быть предусмотрено создание и интеграция аналитических, инжиниринговых, маркетинговых и т.п. центров («фабрик мысли») |
Развитие Новосибирска как центра разработки и распространения новейших медицинских технологий | Программа должна обобщить достижения медицинских научных и лечебно-профилактических учреждений Новосибирска и наметить направления преимущественного развития уникальных медицинских технологий и системы организации здравоохранения, позволяющих сделать город центром медицины и здравоохранения Сибири. |
Развитие транспортного комплекса Новосибирска | Программа должна содержать конкретные и реализуемые меры развития города как естественного контактного и перевалочного центра для грузов и пассажиров в южные (среднеазиатские республики СНГ, Китай, Индия, Юго-Западная Азия), северные (территории нефте-и газодобычи) и восточные регионы (Дальний Восток, Корея, Япония), а также всего импорта и экспорта с востока и запада России. |
Развитие оптовой и розничной торговли в Новосибирске | Программа должна предусматривать создание инфраструктуры и механизмов развития оптовой и розничной торговли в городе. |
Развитие в Новосибирске туристического бизнеса | В программе должны содержаться меры по созданию и развитию туристической и культурно-развлекательной инфраструктуры, а также развития системы сибирского шоу-бизнеса. |
Развитие Новосибирска как финансового центра Сибирского федерального округа | Программа должна содержать меры развития в городе финансовых институтов, позволяющих ему занять лидирующее положение на финансовом и фондовом рынках в Сибирском регионе |
Обеспечение безопасной жизни в Новосибирске | В программе должна быть предусмотрена система мер, формирующих единую городскую политику обеспечения безопасности личности, общества и объектов жизнеобеспечения города. Главные приоритеты должны быть отданы мерам, предупреждающим терроризм, криминализацию общества, пожары, безопасность жилья, промышленную, экологическую и санитарно-эпидемиологическую опасности. |
Совершенствование демографической и социальной политики в городе | Программа должна содержать комплекс мер, обеспечивающих повышение эффективности проводимой в городе социальной политики в направлении улучшения демографической структуры населения, решения гендерных, молодежных и жилищных проблем, создания миграционных механизмов, социальной защиты и т.д. |
Развитие города как административного центра Сибирского федерального округа | В программе должны быть представлены мероприятия создания в Новосибирске элементов столичной инфраструктуры |
Помимо достижения конкретных целей, определенных для каждой комплексной целевой программы, их разработка должна обеспечить создание единой нормативной базы, формирование системы межотраслевой координации, совершенствование методов управления, рациональное использование материальных ресурсов, оптимальное использование интеллектуального потенциала новосибирцев, рост активности и инициативы населения, развитие системы стратегического партнерства. Технология разработки конкретных программ и механизмов контроля процессов их выполнения должны выполняться на основе инжиниринговых подходов и соответствовать методикам технико-экономического обоснования проектируемых систем, принятым в Российской Федерации.
При разработке годовых планов социально-экономического развития, которые служат основой для разработки бюджета города, в них должны включаться мероприятия, связанные с решением стратегических задач стратегического плана устойчивого развития Новосибирска и мероприятия, необходимые для реализации комплексных целевых программ. Уровень реализации стратегического плана и комплексных программ должен выявляться в процессе непрерывного мониторинга состояния стратплана и программ.