6. ГЛАВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
(В редакции, введенной решением Совета депутатов города Новосибирска
от 17.02.2010 N 1526, - см. предыдущую редакцию)
В процессе реализации стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска предлагаются следующие приоритеты:
увеличить среднюю продолжительность жизни в городе Новосибирске за счет качественного улучшения здоровья населения;
преодолеть негативные тенденции снижения численности населения, добиться улучшения демографической ситуации в городе Новосибирске, в том числе благодаря миграции, сохранить численность населения на уровне, соответствующем численности, полученной при переписи населения 2002 года;
обеспечить стабильный рост экономики за счет роста наукоемкого промышленного производства и эффективного развития сферы услуг, добиться при этом максимально полной занятости и значительного повышения доходов жителей города Новосибирска;
сформировать в городе Новосибирске благоприятный социальный климат, решая стратегические задачи устойчивого развития на основе принципов гражданского общества и социального партнерства;
добиться, чтобы город Новосибирск стал во всех отношениях безопасным для жизни городом;
органично включить городское сообщество города Новосибирска в глобальные процессы мирового развития, в том числе в формирующееся мировое информационное общество;
создать в городе Новосибирске благоприятную для жизни городскую среду;
обеспечить молодым и будущим поколениям жителей города Новосибирска условия для плодотворной и творчески активной жизни, обеспечив развитие города Новосибирска как центра передовой науки и высоких технологий, наукоемкого промышленного производства, образовательного и культурного центра Сибири, центра медицины и здравоохранения, центра оптовой и розничной торговли, контактного мультимодального транспортного узла и информационного центра региона;
создать все условия для нормального функционирования города Новосибирска как административного центра Сибирского федерального округа и Новосибирской области.
6.1. Прогноз социально-экономического развития города Новосибирска
до 2020 года
В качестве граничных условий, определяющих потенциальные возможности города Новосибирска и перспективы их реализации, взяты два альтернативных сценария, задающих оптимистический и инерционный варианты развития города Новосибирска.
Оптимистический сценарий развития города Новосибирска соответствует инновационному варианту прогноза, содержащегося в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р (далее КДР-2020). Наряду с использованием конкурентных преимуществ России в энерго-сырьевом секторе он предполагает прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и развитии высокотехнологичных производств. Инновационный вариант выступает в качестве целевого для экономической политики на государственном и муниципальном уровне, поскольку только он в конечном счете позволяет обеспечить достижение стратегических ориентиров развития России.
Инерционный сценарий развития города Новосибирска соответствует прогнозу, выполненному Институтом экономики и организации промышленного производства СО РАН по заданию Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития) в 2009 году. В предпосылках, полученных из Минэкономразвития и используемых в прогнозе, были учтены тенденции сокращения производства и инвестиций, произошедшие в России в период глобального экономического кризиса 2008-2009 годов. На их базе был рассчитан сценарий, который по большинству параметров оказался ниже официального инерционного варианта КДР-2020.
Методика детализации макропрогноза основана на применении прогнозных трендов экономических показателей, оцененных для экономики Российской Федерации в целом, на ретроспективные данные по городу Новосибирску с учетом специфики экономической динамики по Новосибирской области.
Для этого был проведен анализ ретроспективных рядов валового регионального продукта, инвестиций в основной капитал, промышленного производства и душевого конечного потребления по Российской Федерации, Сибирскому федеральному округу, Новосибирской области и существующих аналогичных показателей по городу Новосибирску. Была произведена оценка устойчивости доли Новосибирской области и города Новосибирска в общероссийских показателях.
Поскольку в итоговом прогнозе предусмотрено представление стоимостных показателей в текущих ценах, обязательным условием стало прогнозирование темпов роста цен. На базе долгосрочного прогноза индекса потребительской инфляции, опубликованного в КДР-2020, были оценены дефляторы по прогнозным периодам для города Новосибирска. На основе выполненного прогноза темпов роста показателя в базовых ценах и прогноза динамики цен был выполнен прогноз значений показателя до 2020 года в текущих ценах.
Таким образом были спрогнозированы все объемные показатели производства, потребления, инвестиций, доходов и соответствующие производные показатели. Отраслевые прогнозы, такие как отгрузка продукции обрабатывающей промышленности, оборот розничной торговли, объем бытовых и платных услуг и т.д., также рассчитывались на базе макроэкономического прогноза по модели экономики Российской Федерации, поскольку он выполнялся в разрезе 40 видов экономической деятельности, включая торговлю и услуги.
Демографический прогноз по городу Новосибирску выполнен на базе официальных данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области с использованием разработанной имитационной модели. Были учтены последние тенденции миграции. Рост численности занятых в экономике предусматривался по обоим вариантам прогноза, поскольку оба они предусматривают положительные темпы экономического роста. В российских условиях экономический рост на уровне 4% в год и выше требует роста занятости, что означает потребность в притоке мигрантов.
В инерционном сценарии предполагается, что коэффициенты рождаемости и смертности по возрастам сохранятся на уровне 2008 года. Но, поскольку изменится возрастная структура населения города, общий показатель рождаемости снизится, а общий показатель смертности увеличится.
Оптимистический сценарий предполагает, что активная демографическая политика постепенно позволит увеличить повозрастную рождаемость до уровня 1990 года, что приведет к стабилизации общего показателя рождаемости на текущем уровне, а усилия в области здравоохранения и социальной политики приведут к снижению общего показателя смертности.
Реализация стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска оценивается с помощью системы контрольных показателей (индикаторов), призванных отслеживать достижение главных стратегических целей по пятилетиям, с точками контроля в 2005, 2010, 2015 и 2020 годах. Значение каждого показателя в контрольной точке задается в качестве целевого ориентира, а траектория динамики значений - в качестве прогнозного сценария реализации стратегической цели, которые в совокупности формируют сценарии развития города Новосибирска на долгосрочную перспективу. Базисным уровнем показателя считается его фактическое значение в 2005 году. Группировка прогнозных показателей соответствует дереву целей стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска.
6.1.1. Рост благосостояния жителей города Новосибирска
Контрольные показатели демографической ситуации, здоровья
населения и здорового образа жизни в городе Новосибирске
N п. | Показатель | Единица изме- | Значение в 2005 | Сце- | Ожидаемые значения | ||
2010 | 2015 | 2020 |