Недействующий

О стратегическом плане устойчивого развития города Новосибирска (начало) (с изменениями на 26 октября 2011 года)(утратило силу)


6. ГЛАВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

(В редакции, введенной решением Совета депутатов города Новосибирска
 от 17.02.2010 N 1526
, - см. предыдущую редакцию)

В процессе реализации стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска предлагаются следующие приоритеты:

увеличить среднюю продолжительность жизни в городе Новосибирске за счет качественного улучшения здоровья населения;

преодолеть негативные тенденции снижения численности населения, добиться улучшения демографической ситуации в городе Новосибирске, в том числе благодаря миграции, сохранить численность населения на уровне, соответствующем численности, полученной при переписи населения 2002 года;

обеспечить стабильный рост экономики за счет роста наукоемкого промышленного производства и эффективного развития сферы услуг, добиться при этом максимально полной занятости и значительного повышения доходов жителей города Новосибирска;

сформировать в городе Новосибирске благоприятный социальный климат, решая стратегические задачи устойчивого развития на основе принципов гражданского общества и социального партнерства;

добиться, чтобы город Новосибирск стал во всех отношениях безопасным для жизни городом;

органично включить городское сообщество города Новосибирска в глобальные процессы мирового развития, в том числе в формирующееся мировое информационное общество;

создать в городе Новосибирске благоприятную для жизни городскую среду;

обеспечить молодым и будущим поколениям жителей города Новосибирска условия для плодотворной и творчески активной жизни, обеспечив развитие города Новосибирска как центра передовой науки и высоких технологий, наукоемкого промышленного производства, образовательного и культурного центра Сибири, центра медицины и здравоохранения, центра оптовой и розничной торговли, контактного мультимодального транспортного узла и информационного центра региона;

создать все условия для нормального функционирования города Новосибирска как административного центра Сибирского федерального округа и Новосибирской области.


6.1. Прогноз социально-экономического развития города Новосибирска
до 2020 года


В качестве граничных условий, определяющих потенциальные возможности города Новосибирска и перспективы их реализации, взяты два альтернативных сценария, задающих оптимистический и инерционный варианты развития города Новосибирска.

Оптимистический сценарий развития города Новосибирска соответствует инновационному варианту прогноза, содержащегося в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р (далее КДР-2020). Наряду с использованием конкурентных преимуществ России в энерго-сырьевом секторе он предполагает прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и развитии высокотехнологичных производств. Инновационный вариант выступает в качестве целевого для экономической политики на государственном и муниципальном уровне, поскольку только он в конечном счете позволяет обеспечить достижение стратегических ориентиров развития России.

Инерционный сценарий развития города Новосибирска соответствует прогнозу, выполненному Институтом экономики и организации промышленного производства СО РАН по заданию Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития) в 2009 году. В предпосылках, полученных из Минэкономразвития и используемых в прогнозе, были учтены тенденции сокращения производства и инвестиций, произошедшие в России в период глобального экономического кризиса 2008-2009 годов. На их базе был рассчитан сценарий, который по большинству параметров оказался ниже официального инерционного варианта КДР-2020.

Методика детализации макропрогноза основана на применении прогнозных трендов экономических показателей, оцененных для экономики Российской Федерации в целом, на ретроспективные данные по городу Новосибирску с учетом специфики экономической динамики по Новосибирской области.

Для этого был проведен анализ ретроспективных рядов валового регионального продукта, инвестиций в основной капитал, промышленного производства и душевого конечного потребления по Российской Федерации, Сибирскому федеральному округу, Новосибирской области и существующих аналогичных показателей по городу Новосибирску. Была произведена оценка устойчивости доли Новосибирской области и города Новосибирска в общероссийских показателях.

Поскольку в итоговом прогнозе предусмотрено представление стоимостных показателей в текущих ценах, обязательным условием стало прогнозирование темпов роста цен. На базе долгосрочного прогноза индекса потребительской инфляции, опубликованного в КДР-2020, были оценены дефляторы по прогнозным периодам для города Новосибирска. На основе выполненного прогноза темпов роста показателя в базовых ценах и прогноза динамики цен был выполнен прогноз значений показателя до 2020 года в текущих ценах.

Таким образом были спрогнозированы все объемные показатели производства, потребления, инвестиций, доходов и соответствующие производные показатели. Отраслевые прогнозы, такие как отгрузка продукции обрабатывающей промышленности, оборот розничной торговли, объем бытовых и платных услуг и т.д., также рассчитывались на базе макроэкономического прогноза по модели экономики Российской Федерации, поскольку он выполнялся в разрезе 40 видов экономической деятельности, включая торговлю и услуги.

Демографический прогноз по городу Новосибирску выполнен на базе официальных данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области с использованием разработанной имитационной модели. Были учтены последние тенденции миграции. Рост численности занятых в экономике предусматривался по обоим вариантам прогноза, поскольку оба они предусматривают положительные темпы экономического роста. В российских условиях экономический рост на уровне 4% в год и выше требует роста занятости, что означает потребность в притоке мигрантов.

В инерционном сценарии предполагается, что коэффициенты рождаемости и смертности по возрастам сохранятся на уровне 2008 года. Но, поскольку изменится возрастная структура населения города, общий показатель рождаемости снизится, а общий показатель смертности увеличится.

Оптимистический сценарий предполагает, что активная демографическая политика постепенно позволит увеличить повозрастную рождаемость до уровня 1990 года, что приведет к стабилизации общего показателя рождаемости на текущем уровне, а усилия в области здравоохранения и социальной политики приведут к снижению общего показателя смертности.

Реализация стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска оценивается с помощью системы контрольных показателей (индикаторов), призванных отслеживать достижение главных стратегических целей по пятилетиям, с точками контроля в 2005, 2010, 2015 и 2020 годах. Значение каждого показателя в контрольной точке задается в качестве целевого ориентира, а траектория динамики значений - в качестве прогнозного сценария реализации стратегической цели, которые в совокупности формируют сценарии развития города Новосибирска на долгосрочную перспективу. Базисным уровнем показателя считается его фактическое значение в 2005 году. Группировка прогнозных показателей соответствует дереву целей стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска.


6.1.1. Рост благосостояния жителей города Новосибирска

Контрольные показатели демографической ситуации, здоровья
 населения и здорового образа жизни в городе Новосибирске

N п.

Показатель

Единица изме-
рения

Значение в 2005
году

Сце-
нарий

Ожидаемые значения
_________________________
 Здесь и далее в таблицах:
I - инерционный сценарий социально-экономического развития города Новосибирска до 2020 года;
II - оптимистический сценарий социально-экономического развития города Новосибирска до 2020 года.

в контрольные годы:

2010

2015

2020