3.3. РАЗВИТИЕ ГОРОДА КАК ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ
Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) в широком смысле представляет собой совокупность производственных, общественных, интеллектуальных и духовных ценностей людей, «правил игры» коллективного существования, систему нормативных технологий и оценочных критериев для тех или иных социально значимых действий. В отличие от биологических потребностей человека культурные нормы не наследуются генетически, а усваиваются в процессе обучения и жизнедеятельности с помощью механизмов социализации и инкультурации личности человека.
Следует различать следующие области культуры: обыденную, осваиваемую каждым человеком в процессе его общей социализации (прежде всего, в процессах воспитания в семье и социальных группах, общего образования и обыденного опыта), профессиональную, или специализированную, освоение которой требует специального профессионального образования и опыта, а также массовую культура, функцией которой является трансляция культурных смыслов от субкультур города и специализированной культуры к обыденному сознанию человека, передача социально-культурного опыта широкому кругу членов городского сообщества.
На развитие культуры города оказывает влияние система социальных субструктур, сформировавшихся в процессе исторического развития под воздействием функциональных ориентаций основных групп предшествующих поколений общества. Наиболее сильными по воздействию являются: во-первых, реликтовая этническая субкультура, отражающая установки сложившегося на территории населения, субкультура городской жизни, сформировавшаяся как система производства средств социального существования, в-третьих, элитарная субкультура, главной функцией которой является производство социального порядка в виде права, власти, структур социальной организации общества. В обществе существуют также криминальные субкультуры целенаправленного нарушения господствующих социальных порядков и идеологии.
Эти сложные механизмы формируют культуру поведения и отношения людей друг с другом, то есть нравственную, правовую и политическую культуру, культуру труда, экономическую и потребительскую культуру (например, потребления воды и электрической энергии в быту), культуру обслуживания, экологическую культуру и т.д. Соответственно вырабатываются культурные установки в профессиональной сфере: технологическая культура в производстве, культура бизнеса, педагогическая культура, культура отношений в науке и т.п. Среди профессиональных сфер культуры города важнейшее место по влиянию на городское сообщество занимает художественная культура, решающая задачи интеллектуального и чувственного отображения жизни в художественных образах. Искусство - содержательное ядро художественной культуры - один из основных механизмов познания феномена человека и окружающего его мира, формирования системы ценностных установок населения.
Современная живая культура Новосибирска не может быть до конца понята и освоена вне истории города, включая все её стороны, прежде всего такие ценности, как обычаи, и традиции, актуализирующие ценности прошлого. Новосибирцы, как и жители любой другой территории, накопили в памяти поколений жизненный опыт, уклады жизнедеятельности, условия жизни, основные события и решения, обретя, благодаря этому опыту, ряд отличительных признаков. В интегральной памяти жителей города есть своеобразный информационно-культурный код, в котором как бы «записаны правила жизни в данной местности», наиболее значимые городские традиции и особенности. Этот код формирует и производит черты культуры территориальной общности, проявляющиеся во всех направлениях её жизнедеятельности, в том числе: в сфере производства, морали, общественной жизни, природопользования и т.д.
Истоки высокой культуры были заложены в информационно-культурный код населения Новосибирска еще выдающимися его «отцами-основателями», которые в свое время были людьми исключительно высокой культуры. Динамизм развития города привел к возникновению в нем особого интеллектуального и духовного климата, появлению множества талантливых, предприимчивых, одаренных и самоотверженных людей, самозабвенно служивших своему делу. Это ярко проявилось в развитии всех направлений культуры города, инкультурации многих поколений новосибирцев.
На формирование и развитие культурной среды Новосибирска оказали влияние различные факторы. На протяжении всей истории города его рост шел во многом за счет притока сельского населения, поэтому воздействие села, сельских традиций и народной субкультуры на городское сообщество и формирующуюся культуру молодого города, образ жизни его жителей было огромным. Другой мощнейший источник - промышленная субкультура, благодаря которой сформировалось современное отношение к труду и дисциплине. Индустриализация в городе в двадцатые и тридцатые годы сопровождалась заметным прорывом в развитии художественной культуры. В этот период появились журнал «Сибирские огни», ТЮЗ, получил прописку театр «Красный факел», началось строительство грандиозного Дома науки и культуры (будущего здания театра оперы и балета - одного из самых больших театральных сооружений в мире). Эвакуация из европейской части ряда передовых по тому времени производств, рост промышленности перед войной, во время войны и в послевоенные годы, освоение новых изделий и технологических процессов, в том числе трофейных, появление на производстве и усиление роли дипломированных специалистов привели к распространению новых культурных ориентаций, которые сначала растворялись в народной субкультуре, а затем из них стала вырастать собственная культура городской жизни. Этот процесс сопровождался сильнейшим влиянием на население эвакуированных в Новосибирск выдающихся деятелей культуры и представляющих подлинное национальное достояние учреждений искусства. В городе сохранялись фонды Третьяковской галереи, Екатерининского, Александровского и Павловского дворцов городов Пушкина и Павловска, работали кукольный театр имени Образцова, Ленинградская филармония, Ленинградский академический театр драмы имени Пушкина, Ленинградский институт театра, музыки и кино, Белорусский еврейский театр, джаз Утесова и др.
Социокультурная ситуация Новосибирска в 50-70 годы поднялась на новую высоту, когда, в связи с созданием Сибирского отделения Академии наук СССР и бурным развитием высшей школы, в Новосибирск приехали многие ученые и специалисты из крупных культурных центров страны. Ими стала формироваться модернизированная среда культурного существования и самореализации, подхваченная поколением молодых людей, среди которых быстро росла доля студенческой молодежи. В городе появились уникальные для того времени инициативы: интеллектуальный клуб научной молодежи «Под интегралом», Клуб межнаучных контактов, существующий до сих пор, ассоциация любителей балета «Терпсихора» и др.
Если до 90-х годов культура города развивалась последовательно, шаг за шагом усиливая влияние, то с началом экономических реформ в культурной жизни наметились и произошли серьезные сдвиги. Культура в полной мере испытала на себе негативные последствия экономического кризиса и социально-политической нестабильности. Произошло резкое снижение потребления большей части традиционных продуктов культуры. Резко изменились политические и социальные ориентиры многих горожан, для многих наступило время духовного вакуума и безверия в социальную справедливость. Хотя избавление от идеологического гнета государства, снятие препон, препятствующих свободному обращению к источникам информации, плюрализм вместо идеологической монополии и привели к заметным переменам в интеллектуальной и духовной жизни городского сообщества, вторжение рынка и коммерциализация сферы культуры вызвали понижение качества культурной жизни. Огромное влияние на формирование культурных стандартов обрело коммерциализированное российское и местное телевидение, навязывающее гражданам чуждые российскому менталитету образцы западной жизни, культ насилия, негативный новостийный поток происходящих в стране, области и городе событий.
И все же, пережив тяжелейшие годы экономического кризиса и политической нестабильности, Новосибирск сумел сохранить основу своего культурного потенциала, включающего научные и образовательные организации, производственные предприятия, творческие коллективы и союзы, общественные организации, издательства, библиотеки, радиоэлектронные СМИ, дворцы и дома культуры, объединяющие вокруг себя самодеятельное население, учреждения и коллективы художественной культуры, учебные заведения искусств.
Ряд учреждений культуры, прежде всего, художественной, за годы реформ не только не ухудшили, но даже улучшили свои показатели. Успешно работала Новосибирская картинная галерея, расположенный в городе областной краеведческий музей. Стабильно работали Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, молодежный театр «Глобус», один из лучших в стране музыкальных коллективов - Новосибирский филармонический оркестр, художественные учебные заведения города, прежде всего Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки и Новосибирское хореографическое училище, осуществляющие подготовку молодых дарований на уровне мировых стандартов.
В этот же период в Новосибирске возникли новые культурные традиции: ежегодно стали проводиться «Дни города», в которых принимали участие многие профессиональные и самодеятельные коллективы музыкантов, артистов, художников. В культурную ткань города органично вошли мифологические персонажи - Городовичок и Обинушка, открывающие городской праздник. Построен цветомузыкальный фонтан - любимое место досуга молодых новосибирцев. Возникли фестивальные ежегодные мероприятия, получившие всероссийский резонанс: новосибирский рождественский фестиваль искусств - фестиваль русской музыки «Покровская осень» и другие. В период подготовки и празднования столетия образования Новосибирска родилась новая спортивно-состязательная форма - детская «Сибириада», подхваченная в Сибирском регионе. Восстановлена символическая Никольская часовня на Красном проспекте.
Чтобы Новосибирск устойчиво развивался и обретал статус, авторитет и значимость всесибирского культурного центра, требуется дальнейший рост культурного потенциала города. При этом культурную среду города необходимо сделать более действенной, обеспечив преемственность культурных традиций и создав условия для разнообразной культурной жизни и культурных инноваций. Каждый житель города и каждая группа городского сообщества должны иметь доступ к культурным ценностям, быть уверенными в сохранении своей культурной самобытности, а при взаимодействии с другими национальными культурами в возможности ведения с ними нормального диалога. В культурной политике необходимо добиваться ориентации горожан на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества и достижение стратегических задач сбалансированного развития Новосибирска. Для этого у города есть хорошие заделы: интеллектуальное ядро Новосибирска - научный центр СО РАН, отделения других академий, потенциал вузов, учреждения культуры, богатейшее культурное наследие.
Для российского менталитета характерна не столько утилитарная, сколько духовно-нравственная направленность доминирующих в общественном сознании ценностей (справедливость, жертвенность, красота, истина, вера, совесть и т.п.). Культурная политика должна учитывать этот отечественный опыт, а современные организационно-технологические модели, поведенческие стереотипы, ценности и нормы, доказавшие свою эффективность в экономически развитых странах, транслировать их в городское сообщество, направляя интеллектуально-духовную энергию горожан на овладение новыми технологиями и их использование при реальном улучшении качества жизни. Поэтому сферу культуры следует рассматривать не только как производителя и хранительницу культурных ценностей, но и как важный сектор городской экономики, обеспечивающий рост образования, занятости и развития наукоёмких отраслей
Для усиления социальной роли культуры, обеспечения систематического роста культурного потенциала, обогащения на его основе духовной и интеллектуальной жизни населения, использования ресурсов культуры в балансе устойчивого развития города, нужно добиться:
в сфере трудовой и технологической культуры:
· разработки и реализации городской программы систематического трудового воспитания молодых поколений новосибирцев в семьях, учебных заведениях, на производстве, привития им культуры деловых межличностных отношений;
· включения в необходимом объеме в школьные общеобразовательные программы технологического образования на разных ступенях обучения, включая формирование понятийного аппарата по технологиям производства и овладение методами разработки проектов технологий;
· внедрения в начальной и средней школах города системы формирования технологической культуры и социально-трудовой адаптации детей и подростков;
· широкого внедрения на предприятиях организациях города основных элементов корпоративной культуры;
в сфере экономической и организационной культуры:
· систематического повышения культуры потребления у жителей города за счет постоянной пропаганды режима экономии, разработки и использования экономических механизмов, направленных на побуждение и воспитание стремления экономить ресурсы, осуществлять своевременные платежи, поддерживать деловой стиль в общении с партнерами и т.д.;
· систематического общественного контроля уровня культуры производства на предприятиях города путем проведения городских конкурсов, смотров, и т.п. мероприятий, направленных на воспитание интереса работников к авторитету заводской или фирменной марки и т.п.
· широкого распространения на предприятиях, в организациях и учреждениях города современных норм деловой этики и организационной культуры, привлекая для этого профессиональных консультантов, организуя специальные курсы обучения руководителей и сотрудников, улучшая систему управление персоналом;