2.5.2. Развитие системы привлечения средств населения
По разным экспертным оценкам на руках у населения города вне оборота находится 10ч15 млрд рублей. После многочисленных банкротств банков и финансовых пирамид в 90-е годы население предпочитает хранить свои деньги «в кубышках», как правило, переводя их в валюту. В этой связи остро стоит задача привлечь в экономику сберегаемые вне оборота деньги населения и направить их на повышение качества жизни в городе, решение производственных и социальных проблем. Для этого необходимо развить систему гарантий вкладам городских жителей, ликвидности заемных обязательств организаций, принимающих денежные средства у горожан, и страхования рисков граждан. Причем гарантии должны быть такими, чтобы люди почувствовали свою выгоду и поверили, что не будут обмануты.
Одним из основных механизмов реального вовлечения средств населения для решения экономических проблем города является система депозитов в банковском секторе экономики. Большинство банков Новосибирска и филиалов иногородних банков предлагают жителям города различные по минимальному взносу, срокам и условиям выплат виды частных вкладов, обычно проводя активную рекламно-информационную кампанию. На рост накоплений населения в банках существенно влияет увеличение средств, размещаемых на карточных счетах, и более широкое использование безналичных расчетов при оплате товаров и услуг.
Расширение перечня дополнительных услуг для частных вкладчиков и отсутствие достаточно надежных, проверенных и более выгодных альтернатив для мелких инвесторов накопления денег привело в последнее время к увеличению сроков размещения временно свободных денежных средств. Население постепенно возвращает сбережения в банки, хотя реальная доходность вкладов не всегда превышает уровень инфляции.
В будущем должна постепенно расширяться также практика образования и использования паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. В Новосибирске работают 4 паевых, 3 негосударственных пенсионных фондов и 2 управляющие компании. Стоимость чистых активов и стоимость пая в фонде может колебаться в зависимости от котировок рынка ценных бумаг на биржах. Но общая тенденция развития паевых инвестиционных фондов, при благоприятных условиях развития фондового рынка, гарантирует инвесторам значительно большую доходность, чем обычные банковские вклады. Например, Новосибирский фонд ликвидных акций (при первичном размещении средств в мае 2000 г.) в июле 2002 показал доходность 38,1 % годовых. Негосударственные пенсионные фонды, формируемые за счет взносов юридических и физических лиц, вносимых с целью последующего получения пенсии в зависимости от условий договоров, также имеют большие перспективы в городе. Активное размещение средств, аккумулируемых в этих фондах в инвестиционные проекты со значительным сроком окупаемости, создаст условия для дальнейшего развития экономики города. Слабая информированность населения о работе и преимуществах паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов сдерживают использование этого резерва финансовой поддержки экономического роста.
В странах с развитой рыночной экономикой для привлечения средств населения, направляемых на решение социальных и хозяйственных проблем города, наиболее часто используются механизмы целевого муниципального заимствования. Облигации муниципалитетов активно покупаются городскими жителями. В 90-е годы такого рода займы были и в России, и Новосибирске в том числе. Но из-за кризиса 1998 года обязательства заемщиков оказались невыполненными, в результате была скомпрометирована и сама идея. В перспективе система целевых муниципальных займов должна быть восстановлена.
Развитие страхового рынка актуально, не только с точки зрения перспективного сокращения расходов бюджета на ликвидацию убытков от природных, техногенных, экономических, политических рисков, но и как мощный источник привлечения инвестиционных ресурсов страховщиков, а через них и денежных средств населения. Ситуация в Новосибирске в полной мере отражает состояние страхового рынка российской экономики. Положительные тенденции на этом рынке проявились в последнее время и связаны с совершенствованием принципов налогообложения страховых операций. Стимулирующее воздействие оказывает также планируемое введение видов обязательного страхования, охватывающего значительные массы населения.
Соотношение обязательного и добровольного видов страхования за последние годы изменяется. Увеличивается доля страховых взносов по добровольному страхованию. Страховые выплаты в Новосибирске по видам добровольного страхования в целом выросли в 1,4 раза, а по страхованию за счет средств граждан в 1,6 раза. В структуре взносов и страховых выплат преобладает обязательное медицинское страхование, хотя это только 8,1 % всех заключенных договоров. Добровольное страхование представлено привычными для населения формами, в большей мере личным страхованием от несчастных случаев и болезни (77,4 % всех договоров). За счет средств граждан на страховом рынке заключается 90 % процентов договоров добровольного страхования, из них 85 % приходится на договоры личного страхования. Многие современные страховые договоры в городе не получили должного развития. Практически отсутствуют сделки по страхованию финансовых рисков, риска непогашения кредита, вклада, неисполнения обязательств заемщика, профессиональной ответственности.
Для развития систем привлечения в экономику средств населения необходимо постоянное совершенствование деятельности кредитных организаций, повышение надежности гарантий по вкладам граждан, улучшение работы страховых организаций. Стратегически важными направлениями этой работы являются:
· разработка надежных государственных и муниципальных механизмов защиты вкладов населения в банки, паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды и др.;
· создание для частных вкладчиков привлекательных условий и дополнительных услуг в новосибирских банках, в том числе снижение минимальной суммы вкладов, установление ставок депозитов, превышающих инфляцию, розыгрыши призов по вкладам, скидки в магазинах, более удобный режим работы (в выходные дни и вечернее время) и т.п.;
· расширение для физических лиц рынка услуг по безналичной оплате с помощью пластиковых карточек, внедрение систем на основе пластиковых карточек под зарплатные схемы (в том числе под социальные субсидии);
· создание системы целевого муниципального заимствования средств населения;
· разработка и внедрение экономических механизмов стимулирования платежеспособного спроса населения на страховые услуги, повышение капитализации страховых организаций, формирование надежных инвестиционных инструментов для долгосрочного размещения страховых резервов, усиление городского перестраховочного рынка, сокращающего отток значительных сумм страховой премии за пределы города;
· проведение разъяснительной и образовательной работы среди населения о преимуществах участия в паевых инвестиционных фондах, негосударственных пенсионных фондах, заключение договоров добровольного страхования.