5.1. Развитие гражданского общества - стратегический императив
муниципальной политики
Развитие гражданского общества в России в целом представляет собой процесс преодоления установок на социальное иждивенчество, имеющихся у многих людей, и формирование социальной ответственности при условии развития структур общества, его секторов и институтов. В городском сообществе это связано с планированием на длительную перспективу таких сторон его жизнедеятельности, как совершенствование системы местного самоуправления, подъем гражданской активности горожан, развитие толерантности и общественного согласия. Главный ресурс становления гражданского общества - человек и сообщества людей. Гражданское общество возникает из самостоятельности гражданских институтов, образованных самими гражданами. Ценностными основами гражданского общества являются индивидуальная вера в собственные возможности, индивидуальное понимание собственной миссии, ответственности в своей профессии. Шкала такого рода моральных ценностей нужна каждому человеку и сообществу в целом. В то же время, для становления и развития гражданского общества необходима ответственность и со стороны власти. Поэтому и от органов местного самоуправления требуется четкая программа взаимодействия с городским сообществом и отдельными личностями.
Становление городского гражданского сообщества зависит, прежде всего, от повышения активности новосибирцев и укрепления общественного согласия в городе. Для этого необходимо создавать условия участия жителей в решении городских задач, развивать демократические принципы местного самоуправления, вести активную культурную политику, направленную на воспитание взаимной терпимости (толерантности) и городского патриотизма. Важнейшими программами в данных направлениях являются развитие территориального общественного самоуправления (ТОС), социального партнерства, социализации молодежи, культурного и духовного развития, развития обществ дружбы и побратимских связей с городами России, ближнего и дальнего зарубежья.
Особое значение для городского сообщества в этом контексте имеет социальное партнерство, в том числе и в рамках разработки и реализации стратегического плана устойчивого развития города. Стратегический план, по существу, представляет собой договор общественного согласия, инструмент организации взаимодействия органов местного самоуправления, бизнеса и общественности. Поэтому в нем учитываются интересы различных групп населения города, которые согласовываются и интегрируются в общие интересы городского сообщества, а в целевых установках документа объединяются усилия ученых, специалистов, предпринимателей и общественных деятелей по решению стратегических задач социально-экономического, культурного и политического развития.
От того, насколько зрелым является городское сообщество с точки зрения гражданской активности и ответственности, насколько устойчиво далее будет общественное согласие, в том числе в рамках стратегического партнерства, настолько возможны и позитивные изменения в улучшении качества жизни и повышении жизненного потенциала, а, следовательно, и успешность реализации стратегического плана устойчивого развития города.
Привлечение к разработке, а далее и реализации стратегического плана многих представителей городского сообщества, в том числе ученых и специалистов, прежде всего, гуманитарного и экономического профиля, а также предпринимателей, руководителей промышленных предприятий, общественных деятелей и т.д., обсуждение с ними постановок стратегических целей и задач устойчивого развития Новосибирска в первые десятилетия XXI века позволяет наметить систему стратегического партнерства общественности города и органов местного самоуправления, которые выступают в роли одной из сторон общественного договора, обладающей в пределах своей компетенции представительными, распорядительными, исполнительными, контрольными и иными функциями, необходимыми для создания условий правильного выбора перспективы, определения стратегических задач и организации работ по их решению.
Роль органов местного самоуправления в решении задач стратегического плана
Важнейшие стратегические задачи | Направления прямого и опосредованного влияния органов местного самоуправления | |||
Стабилизация численности населения города | Создание в городе условий для воспроизводства и сохранения здорового населения. | |||
Устойчивое развитие эффективной системы здравоохранения | Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения. | |||
Всемерное развитие физкультуры и спорта | Развитие материальной базы для занятий физической культурой и спортом. | |||
Обеспечение стабильной занятости | Проведение целенаправленной политики по обеспечению полной занятости. | |||
Успешная социализация молодежи | Организация воспитания молодежи в духе патриотизма и любви к Новосибирску. | |||
Рост культуры населения и устойчивое развитие системы образования | Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного и дополнительного общего и профессионального образования. | |||
Творческий рост и повышение эффективности учреждений культуры и искусства | Создание условий для деятельности учреждений культуры и искусства в городе. | |||
Организация перехода к информационному обществу | Обеспечение населения услугами связи. | |||
Развитие города как центра науки и наукоемких технологий | Создание условий для научных исследований и разработок в интересах города. | |||
Развитие на территории города наукоемкого промышленного производства | Разработка и реализация комплексной программы развития промышленности. | |||
Развитие системы стратегического партнерства города и села | Поддержка предприятий города, изготавливающих продукцию для села. | |||
Развитие города как крупного центра оптовой и розничной торговли | Создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания. |
Важнейшие стратегические задачи | Направления прямого и опосредованного влияния органов местного самоуправления | |||
Развитие и поддержка малого бизнеса | Создание условий и содействие развитию малого и среднего бизнеса в городе | |||
Развитие в городе въездного и транзитного туристического бизнеса | Содействие созданию в Новосибирске привлекательных для туристов объектов. | |||
Эффективное использование территории города | Правовое (функциональное) и экономическое зонирование территории города. | |||
Эффективное использование природных ресурсов | Регулирование использования водных объектов городского значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений городского значения | |||
Развитие городской среды | Разработка генерального плана города. | |||
Эффективное управление собственностью | Владение, эффективное пользование и распоряжение муниципальной собственностью | |||
Развитие ЖКХ | Содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений. | |||
Обеспечение энергетической безопасности | Организация, содержание и развитие муниципальных электроэнергетики, теплового и газового хозяйства. | |||
Развитие инженерной инфраструктуры городской территории | Строительство, организация и содержание муниципальных систем водоснабжения и канализации. | |||
Развитие транспортного комплекса, как элемента мультимодального транспортного узла | Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог городского значения | |||
Развитие системы социальной защиты | Обеспечение социальной поддержки населения. | |||
Обеспечение общественной безопасности | Охрана общественного порядка. | |||
Защита окружающей среды от экологической опасности | Участие в охране окружающей среды на территории города. | |||
Развитие города как финансового центра | Содействие формированию в городе единой финансово-информационной системы | |||
Бюджетная и налоговая политика | Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. |
Хотя городское сообщество неоднородно и включает в себя множество слоев населения, различающихся по уровню и стилю жизни, профессиональной деятельности, демографическим характеристикам и социальному положению, поставленные в стратегическом плане устойчивого развития города стратегические задачи должны консолидировать основные группы населения.
Высокий потенциал консолидации всего городского сообщества имеют стратегии:
· становления и укрепления позиций Новосибирска, как административного центра (столицы) Сибирского федерального округа, для чего город должен наращивать количество и качество признаков своей столичности;
· создания новых рабочих мест в промышленности, научных учреждениях, городском хозяйстве, сфере услуг и в других секторах экономики, что требует переориентации производства на выпуск конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках, на замещение импортной продукции и перевод инновационно активного производства в стадию стабильного роста;
· роста доходов населения за счет интенсификации развития бизнеса и наукоемкого промышленного производства, ориентированных на высокий платежеспособный спрос;
· развития Новосибирска как крупнейшего регионального центра культуры, искусства, науки, образования и технологий;
· развитие города как транспортного мультимодального узла;
· превращения города в информационный технополис;
· формирования благоприятной для жизни, архитектурно значимой и целесообразно организованной городской среды.
Наряду с указанными стратегическими направлениями развития города консолидирующую роль должны также сыграть:
· стратегии социализации молодежи, направленные на обретение молодыми поколениями новосибирцев хорошего общего и профессионального образования, обеспечение для них приемлемых условий для трудовой и общественной деятельности, карьерного роста, достойного заработка, создания семьи, приобретения жилья, организации здорового досуга и т.п.;
· стратегии перехода города к информационному обществу, предусматривающие массовую информатизацию всех сфер жизнедеятельности новосибирцев, широкое распространение интернет-технологий, интеллектуальных роботов, формирование различных электронных услуг в образовании, профессиональной и общественной деятельности, финансовой сфере, торговле, быту, транспорте и др.;
· стратегии обеспечения безопасной жизни в городе, связанные с улучшением общественной безопасности, сокращением неформального сектора экономики, ростом надежности систем снабжения энергетическими и материальными ресурсами, продуктами питания, снижением экологических угроз, созданием надежных систем защиты от стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций и т.д.