Недействующий

О стратегическом плане устойчивого развития города Новосибирска (начало) (с изменениями на 26 октября 2011 года)(утратило силу)

5.1. Развитие гражданского общества - стратегический императив
муниципальной политики

Развитие гражданского общества в России в целом представляет собой процесс преодоления установок на социальное иждивенчество, имеющихся у многих людей, и формирование социальной ответственности при условии развития структур общества, его секторов и институтов. В городском сообществе это связано с планированием на длительную перспективу таких сторон его жизнедеятельности, как совершенствование системы местного самоуправления, подъем гражданской активности горожан, развитие толерантности и общественного согласия. Главный ресурс становления гражданского общества - человек и сообщества людей. Гражданское общество возникает из самостоятельности гражданских институтов, образованных самими гражданами. Ценностными основами гражданского общества являются индивидуальная вера в собственные возможности, индивидуальное понимание собственной миссии, ответственности в своей профессии. Шкала такого рода моральных ценностей нужна каждому человеку и сообществу в целом. В то же время, для становления и развития гражданского общества необходима ответственность и со стороны власти. Поэтому и от органов местного самоуправления требуется четкая программа взаимодействия с городским сообществом и отдельными личностями.

Становление городского гражданского сообщества зависит, прежде всего, от повышения активности новосибирцев и укрепления общественного согласия в городе. Для этого необходимо создавать условия участия жителей в решении городских задач, развивать демократические принципы местного самоуправления, вести активную культурную политику, направленную на воспитание взаимной терпимости (толерантности) и городского патриотизма. Важнейшими программами в данных направлениях являются развитие территориального общественного самоуправления (ТОС), социального партнерства, социализации молодежи, культурного и духовного развития, развития обществ дружбы и побратимских связей с городами России, ближнего и дальнего зарубежья.

Особое значение для городского сообщества в этом контексте имеет социальное партнерство, в том числе и в рамках разработки и реализации стратегического плана устойчивого развития города. Стратегический план, по существу, представляет собой договор общественного согласия, инструмент организации взаимодействия органов местного самоуправления, бизнеса и общественности. Поэтому в нем учитываются интересы различных групп населения города, которые согласовываются и интегрируются в общие интересы городского сообщества, а в целевых установках документа объединяются усилия ученых, специалистов, предпринимателей и общественных деятелей по решению стратегических задач социально-экономического, культурного и политического развития.

От того, насколько зрелым является городское сообщество с точки зрения гражданской активности и ответственности, насколько устойчиво далее будет общественное согласие, в том числе в рамках стратегического партнерства, настолько возможны и позитивные изменения в улучшении качества жизни и повышении жизненного потенциала, а, следовательно, и успешность реализации стратегического плана устойчивого развития города.

Привлечение к разработке, а далее и реализации стратегического плана многих представителей городского сообщества, в том числе ученых и специалистов, прежде всего, гуманитарного и экономического профиля, а также предпринимателей, руководителей промышленных предприятий, общественных деятелей и т.д., обсуждение с ними постановок стратегических целей и задач устойчивого развития Новосибирска в первые десятилетия XXI века позволяет наметить систему стратегического партнерства общественности города и органов местного самоуправления, которые выступают в роли одной из сторон общественного договора, обладающей в пределах своей компетенции представительными, распорядительными, исполнительными, контрольными и иными функциями, необходимыми для создания условий правильного выбора перспективы, определения стратегических задач и организации работ по их решению.

Роль органов местного самоуправления в решении задач стратегического плана

Важнейшие стратегические задачи

Направления прямого и опосредованного влияния органов местного самоуправления

Стабилизация численности населения города

Создание в городе условий для воспроизводства и сохранения здорового населения.
Проведение рациональной гендерной политики.
Разработка и реализация миграционной программы Новосибирска, предусматривающей поощрение миграции в город и снижение миграции из него.

Устойчивое развитие эффективной системы здравоохранения

Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения.
Создание условий для развития частной системы здравоохранения.
Обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Контроль соблюдения стандартов качества медицинской помощи.
Организация социально-санитарного мониторинга и обеспечение санитарного благополучия населения.

Всемерное развитие физкультуры и спорта

Развитие материальной базы для занятий физической культурой и спортом.
Поддержка спортивных школ различных направлений.
Организация массовых спортивных соревнований в городе.

Обеспечение стабильной занятости

Проведение целенаправленной политики по обеспечению полной занятости.
Поддержка службы занятости города.
Содействие подготовки и переподготовки кадров по дефицитным специальностям.

Успешная социализация молодежи

Организация воспитания молодежи в духе патриотизма и любви к Новосибирску.
Разработка и реализация программы молодежной политики

Рост культуры населения и устойчивое развитие системы образования

Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного и дополнительного общего и профессионального образования.
Организация взаимодействия и поддержка высшей школы города.
Создание условий для роста культурного уровня населения.
Организации зрелищных мероприятий.
Создание условий для роста эффективности работы муниципальных библиотек и информационных центров.

Творческий рост и повышение эффективности учреждений культуры и искусства

Создание условий для деятельности учреждений культуры и искусства в городе.
Создание и сохранение памятников культуры, сохранение памятников истории местного значения
Организация и содержание муниципальных архивов.

Организация перехода к информационному обществу

Обеспечение населения услугами связи.
Организация и содержание муниципальной информационной службы.
Создание условий для деятельности средств массовой информации города, полезной городскому сообществу.
Содействие реализации программ информатизации различных городских систем.

Развитие города как центра науки и наукоемких технологий

Создание условий для научных исследований и разработок в интересах города.
Организация взаимодействия и поддержка деятельности научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждений, а также работы отдельных ученых и специалистов, прежде всего, молодых.

Развитие на территории города наукоемкого промышленного производства

Разработка и реализация комплексной программы развития промышленности.
Содействие в организации привлечения инвестиций в развитие промышленности.

Развитие системы стратегического партнерства города и села

Поддержка предприятий города, изготавливающих продукцию для села.
Поддержка промышленных предприятий, перерабатывающих местное сельскохозяйственное сырье.
Создание страховых продовольственных запасов.

Развитие города как крупного центра оптовой и розничной торговли

Создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Координация и контроль работы предприятий и организаций потребительского рынка города.

Важнейшие стратегические задачи

Направления прямого и опосредованного влияния органов местного самоуправления

Развитие и поддержка малого бизнеса

Создание условий и содействие развитию малого и среднего бизнеса в городе
Поддержка индивидуальной предпринимательской деятельности

Развитие в городе въездного и транзитного туристического бизнеса

Содействие созданию в Новосибирске привлекательных для туристов объектов.
Поддержка развития в городе эффективной инфраструктуры туризма, в том числе инвестиционной деятельности по созданию высококлассных гостиниц

Эффективное использование территории города

Правовое (функциональное) и экономическое зонирование территории города.
Контроль за использованием земель на территории города.
Перераспределение городских земель из-под убыточных предприятий, передача их рентабельным предприятиям.

Эффективное использование природных ресурсов

Регулирование использования водных объектов городского значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений городского значения

Развитие городской среды

Разработка генерального плана города.
Регулирование планировки и застройки городской территории.
Развитие лесопарковых зон и целостных городских ансамблей.
Создание условий для жилищного и социально-культурного строительства.
Благоустройство и озеленение города.

Эффективное управление собственностью

Владение, эффективное пользование и распоряжение муниципальной собственностью
Организация работы муниципальных предприятий города

Развитие ЖКХ

Содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений.
Реконструкция жилищного фонда.
Обеспечение сокращения издержек в ЖКХ.
Создание конкурентной среды в сферах управления, содержания и эксплуатации жилищного фонда.

Обеспечение энергетической безопасности

Организация, содержание и развитие муниципальных электроэнергетики, теплового и газового хозяйства.
Организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом.

Развитие инженерной инфраструктуры городской территории

Строительство, организация и содержание муниципальных систем водоснабжения и канализации.
Строительство, содержание и ремонт муниципальных котельных
Организация ремонта магистральных и внутриквартальных теплосетей.

Развитие транспортного комплекса, как элемента мультимодального транспортного узла

Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог городского значения
Организация ремонта покрытий улично-дорожной сети города
Организация городского транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений.

Развитие системы социальной защиты

Обеспечение социальной поддержки населения.
Предоставление социальных льгот разным категориям городского населения

Обеспечение общественной безопасности

Охрана общественного порядка.
Организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка и контроль их деятельности.
Участие в ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий.

Защита окружающей среды от экологической опасности

Участие в охране окружающей среды на территории города.
Организация социально-гигиенического мониторинга.
Сбор, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов.

Развитие города как финансового центра

Содействие формированию в городе единой финансово-информационной системы
Создание условий для эффективной деятельности финансовых институтов.
Обеспечение кредитами муниципальных проектов, снижение рисков.

Бюджетная и налоговая политика

Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета.
Установление местных налогов и сборов.


Хотя городское сообщество неоднородно и включает в себя множество слоев населения, различающихся по уровню и стилю жизни, профессиональной деятельности, демографическим характеристикам и социальному положению, поставленные в стратегическом плане устойчивого развития города стратегические задачи должны консолидировать основные группы населения.

Высокий потенциал консолидации всего городского сообщества имеют стратегии:

    · становления и укрепления позиций Новосибирска, как административного центра (столицы) Сибирского федерального округа, для чего город должен наращивать количество и качество признаков своей столичности;

    · создания новых рабочих мест в промышленности, научных учреждениях, городском хозяйстве, сфере услуг и в других секторах экономики, что требует переориентации производства на выпуск конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках, на замещение импортной продукции и перевод инновационно активного производства в стадию стабильного роста;

    · роста доходов населения за счет интенсификации развития бизнеса и наукоемкого промышленного производства, ориентированных на высокий платежеспособный спрос;

    · развития Новосибирска как крупнейшего регионального центра культуры, искусства, науки, образования и технологий;

    · развитие города как транспортного мультимодального узла;

    · превращения города в информационный технополис;

    · формирования благоприятной для жизни, архитектурно значимой и целесообразно организованной городской среды.

Наряду с указанными стратегическими направлениями развития города консолидирующую роль должны также сыграть:

· стратегии социализации молодежи, направленные на обретение молодыми поколениями новосибирцев хорошего общего и профессионального образования, обеспечение для них  приемлемых условий для трудовой и общественной деятельности, карьерного роста, достойного заработка, создания семьи, приобретения жилья, организации здорового досуга и т.п.;

· стратегии перехода города к информационному обществу, предусматривающие массовую информатизацию всех сфер жизнедеятельности новосибирцев, широкое распространение интернет-технологий, интеллектуальных роботов, формирование различных электронных услуг в образовании, профессиональной и общественной деятельности, финансовой сфере, торговле, быту, транспорте и др.;

· стратегии обеспечения безопасной жизни в городе, связанные с улучшением общественной безопасности, сокращением неформального сектора экономики, ростом надежности систем снабжения энергетическими и материальными ресурсами, продуктами питания, снижением экологических угроз, созданием надежных систем защиты от стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций и т.д.