2.1.2. Улучшение качества и рост объемов услуг для жителей города
Один из самых динамичных секторов потребительского рынка - платные услуги для населения. С каждым годом существенно расширяется их номенклатура, в том числе за счет наукоемких услуг. Рост объемов оказываемых услуг и улучшение их качества - важный фактор увеличения платежеспособного спроса населения.
| ||||
В структуре общего объема платных услуг доминируют три их вида, на долю которых приходится более двух третей всех потребляемых в городе услуг. Это услуги пассажирского транспорта - 23 %, коммунальные - 21 и связи - 22. Заметную долю имеют также услуги образовательные (9 %), жилищные, включающие предоставление жилой площади и гостиничных мест (7 %), медицинские (6 %), санаторно-оздоровительные (2 %), бытовые (3 %), культурные (1 %) и другие.
По данным Новосибирского облкомгосстата, значительная часть платных услуг (около половины) предоставляется предприятиями и организациями государственной и муниципальной собственности, треть услуг предоставляют организации смешанной российской собственности, а остальную долю частные предприятия и физические лица.
Приоритетными стратегическими задачами в обеспечении качества оказываемых населению услуг и роста их объемов является дальнейшее укрепление рыночного начала, создание благоприятного инвестиционного климата и организационно-правовых условий для повышения устойчивости и динамичного развития предпринимательской деятельности и конкуренции в этой сфере. Важным стратегическим направлением является и развитие наукоемкого сервиса на основе использования научного и технологического потенциалов города.
Для решения указанных задач в городе следует:
· разработать и реализовать программы по улучшению качества коммунальных, транспортных, медицинских, спортивно-оздоровительных, образовательных, бытовых и других услуг;
· содействовать и поддерживать развитие малых и средних предприятий, оказывающих услуги населению, особенно предоставляющих широкий спектр индивидуализированных услуг;
· стимулировать широкое использование методик и технологий маркетинговых исследований для анализа и развития рынка высококачественных платных услуг;
· в сфере коммунальных услуг развивать их реальный рынок и к 2010 году полностью перейти на договорные отношения в жилищно-коммунальном хозяйстве;
· за счет стимулирования участия частного сектора существенно увеличить объем и улучшить качество бытовых услуг для населения, в том числе банно-прачечных, услуг по ремонту квартир, утилизации и переработке бытовых отходов, по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, принадлежащих гражданам, ремонту радиотелевизионной аппаратуры, бытовых машин и приборов, домашних компьютеров, мобильных телефонов и пейджеров, ремонту и изготовлению металлоизделий, ремонту и индивидуальному пошиву обуви, швейных, меховых, трикотажных, кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи и т.д.
· развивать на предприятиях, оказывающих бытовые услуги населению, особенно по ремонту сложной бытовой техники, современные технологии диагностики дефектов, изготовления изделий и контроля их качества
· содействовать созданию и развитию систем комплексного обеспечения клиентов разного рода услугами;
· систематически проводить конкурсы предприятий и организаций, оказывающих услуги;
· стимулировать развитие информационного сервиса, включающего консультационные, инжиниринговые и системно-интеграционные услуги, организацию проектного менеджмента, специальное программное обеспечение клиентов, подготовку и переподготовку персонала, и т.п.