Недействующий

О стратегическом плане устойчивого развития города Новосибирска (начало) (с изменениями на 26 октября 2011 года)(утратило силу)


3.1. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ
НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Среди принципов устойчивого развития, провозглашенных ООН, особое место занимает принцип непрерывного образования граждан в течение всей их жизни. Эта цель связана с решением важнейшей проблемы человечества - недоиспользованием каждым предыдущим поколением своего ресурса, опыта и творческой энергии созидания. Непрерывное образование и, прежде всего, образование взрослых, служит средством систематической актуализации накапливаемых в мире знаний, обеспечивает рост человеческого капитала в городском сообществе, позволяет людям максимально и наиболее эффективно реализовать себя в процессе жизнедеятельности.

Концепция непрерывного образования нацеливает на привитие горожанам вкуса к приобретению знаний как способу жизни, воспитание постоянного стремления к приобретению новых знаний, овладение методологической и рефлексивной культурой, формирование таких личностных качеств, которые помогают каждому нормальному человеку в процессе обучения или самообучения самостоятельно выстраивать траекторию своего интеллектуального развития на протяжении всей жизни. В процессе непрерывного образования должны развиваться способности и умения исследовать явления, принимать и осуществлять решения, эффективно общаться и взаимодействовать с другими людьми, постоянно осваивать новые виды и типы деятельности.

Новосибирск по уровню развития образовательного комплекса, потенциалу науки, проектно-конструкторского творчества и опыту инновационной деятельности населения является одним из наиболее подготовленных городов страны к реализации концепции непрерывного образования, особенно в сферах науки, техники и гуманитарной.

В городе активно действует система подготовки и переподготовки педагогических кадров, включающая Новосибирский государственный педагогический университет, филиал Московского педагогического госуниверситета, 3 педагогического колледжа и педагогическое училище. Ежегодно выпускается свыше 3,7 тыс. учителей с высшим образованием и около 2,2 тыс. человек - со средним. Часть выпускников приходит в школы города. Повышение квалификации учителей общеобразовательных учреждений проводится в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, а преподавателей вузов и ссузов - в Новосибирском государственном университете (до 60-70 человек в год), а также в техническом и отраслевых университетах. С 2002 года в городе работает Сибирский центр инновационных педагогических технологий «Открытие», призванный сформировать преподавательскую базу мирового уровня, основанную на современных технологиях.

В 50-ти научно-исследовательских организациях и 15 вузах города есть аспирантуры, в которых в настоящее время обучается более 3 тыс. человек, в том числе 23 % техническим специальностям, 17 - экономическим, 12 - физико-математическим. Ежегодно заканчивают аспирантуру 500ч600 человек. Около 100 человек в разных учреждениях (92 % в вузах города) состоят в докторантуре. Заканчивают докторантуру 20ч30 человек в год, причем 55ч58 % - с защитой соответствующей диссертации.

Мобилизация имеющегося потенциала образования, доступность его для повышения образовательного уровня населения представляет собой одну из важных стратегических задач.

Контрольные показатели развития системы непрерывного образования.

Показатели

Значение в 2000 г.

Ожидаемые значения в годы:

2005

2010

2015

2020

Обеспеченность детей младшего возраста местами в дошкольных учреждениях, %.

40

43-45

55-60

60-70

65-75

Численность учащихся государственных дневных общеобразовательных школ, занимающихся в первую смену, %.

77,6

78-79

80-82

87-90

95-100

Индекс затрат из городского бюджета в год на одного ребенка по статьям общего и дополнительного образования, %..

100

106-110

108-116

115-125

125-140

Обеспеченность учреждений общего образования квалифицированными кадрами, %.

94

95-96

96-98

97-99

97-100

Коэффициент зачисления в средние специальные заведения, %.

51,3

52-53

53-55

54-57

55-59

Коэффициент зачисления в высшую школу
(без заочного обучения), %.

63,9

65-67

70-75

77-85

85-97

Индекс роста обучающихся в аспирантуре, %.

100

110-120

120-140

140-170

170-210

Число лиц с высшим образованием на 1000 жителей

223

224-225

227-232

235-242

244-255

Количество специальностей в вузах города

293

295-300

300-310

305-320

310-330


     Примечание:
Коэффициент (валовый) зачисления (в учебные заведения) - количество учащихся, зачисленных в учебные заведения определенного уровня (начального, среднего или высшего), в процентах от количества населения в той возрастной группе, которая официально соответствует этому уровню обучения. Этот показатель может превышать сто процентов, так как часть зачисленных учеников может быть либо старше, либо младше обычного для этого уровня обучения возраста.

Развитие системы непрерывного образования города требует дальнейшего совершенствования всего образовательного комплекса, от дошкольного до послевузовского, а также организационной достройки в направлении постоянного стимулирования мотивации образования взрослых.  Для этого целесообразно разработать, с учетом принятой на государственном уровне «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», принять в установленном порядке и реализовать в течение планового периода комплексную городскую программу совершенствования образования города Новосибирска, предусмотрев в ней:

· координацию деятельности всех уровней образования для создания образовательной среды, включающей многообразие типов и видов образовательных учреждений и систем стимулов, способствующих, начиная, с детского возраста, эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному и эстетическому развитию граждан, направленному на формирование современного мышления у молодого поколения и мотивации к повышению собственной культуры, обретению знаний и желаемой профессии, а в дальнейшем повышению профессионального уровня;

· создание системы «родительских университетов», предусматривающей квалифицированное педагогическое консультирование родителей и содействие семьям в обучении и воспитании детей;

· преемственность дошкольного и начального общего образования, интеграцию дошкольных и школьных образовательных учреждений, повышение качества получаемых знаний, прежде всего по важнейшим составляющим стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права);

· воспитание новосибирцев в духе уважения и любви к родному Новосибирску, создание серии учебников и учебно-методических пособий для начальной и средней школы о Новосибирске, его прошлом, настоящем и будущем в сфере науки, культуры, экономики и т.д.;

· возрождение в системе общего основного и среднего образования авторских школ новосибирских педагогов по формированию у детей и подростков трудовых навыков и мастерства;

· кардинальное улучшение профессиональной ориентации учащихся учреждений общего образования на основе создания системы индивидуального психолого-педагогического сопровождения;

· создание городского центра прогнозного мониторинга будущей потребности в специалистах различных профессий;

· распространение опыта Новосибирского государственного университета по интеграции образования и науки, подготовки высококвалифицированных специалистов для научных учреждений СО РАН в других вузах города;

· поддержку развития социальной инфраструктуры вузов и ссузов, активно работающих на образовательном рынке и конкурентоспособных с точки зрения высококачественной подготовки специалистов, особо выделяя учебные заведения, отсутствующие в других городах Зауралья или имеющие уникальные школы профессионального обучения;

· создание и поддержку развития новых вузов, например, юридического, специализирующихся на подготовке специалистов высокого класса;

· развитие систем дистанционного обучения на базе передовых новосибирских вузов и ссузов;

· формирование и развитие системы послевузовского профессионального образования, координируемой муниципалитетом и предусматривающей создание на базе высшей школы и научных организаций города образовательных структур, использующих методы обучения взрослых (андрагогику) и осуществляющих повышение квалификации специалистов и их подготовку по смежным специальностям, а также экономике, праву, иностранным языкам, компьютерным технологиям, инжинирингу, психологии и другим современным областям знания;

· совершенствование системы переподготовки горожан в связи с реструктуризацией производственных систем и угрозой безработицы;

· организацию подготовки на базе Новосибирского государственного педагогического университета преподавателей системы образования взрослых (андрагогов);

· поддержку опыта Новосибирского государственного технического университета по созданию народного факультета для пожилых;

· расширение и поддержку развития  в вузах и НИИ города аспирантуры и докторантуры.