2.2.3. Бюджетное финансирование строительства и
реконструкции жилищного фонда, инженерной,
транспортной инфраструктуры и социальной сферы города
Одним из локомотивов роста производства города является жилищно-гражданское строительство, дальнейшее развитие его транспортной и инженерной инфраструктуры. Значимую роль в развертывании и поддержании развития этой сферы играет её бюджетное финансирование. В период реформ существовавшая до начала 90-х годов система капиталовложений из федерального бюджета в градостроительное развитие была разрушена, а в сложившейся бюджетной практике на уровне субъекта Федерации и муниципального образования формирование бюджета развития в связи с экономическим кризисом перестало обеспечивать необходимый объем строительно-монтажных и ремонтных работ. В результате строительство многих городских объектов оказалось замороженным, а доля изношенных зданий и систем инфраструктуры, требующих капитального ремонта, выросла до критического уровня. Поэтому поиск возможностей увеличения соответствующего бюджетного финансирования строительства и реконструкции городских объектов стал стратегически важным направлением.
В условиях проводимой в государстве жесткой политики централизации бюджетных доходов, при которой доли отчислений в федеральный и региональный бюджеты собираемых на территории Новосибирска налогов и платежей постоянно растут, а доля остающихся в городском бюджете средств постоянно уменьшается, для финансового обеспечения нормальной работы и развития комплексов жизнеобеспечения в системе городского хозяйства, а также поддержки социальной сферы города требуется четко согласованное и законодательно подкрепленное взаимодействие бюджетов различного уровня. Такое взаимодействие еще не сложилось, хотя поиск приемлемых механизмов межбюджетных отношений в стране идет.
Для Новосибирска особо необходимы поступления средств из бюджетов федерального и областного уровней для развития его транспортной и инженерной инфраструктуры. Требуется комплексное преобразование транспортной системы города на основе дальнейшего развития и модернизации существующей улично-дорожной сети и транспортных маршрутов, совершенствования и внедрения новых видов городского транспорта.
Среди этих проблем одной из наиболее важных для новосибирцев является строительство метро. В настоящее время в городе действуют две линии метрополитена - Дзержинская и Ленинская - с 11-ю станциями. В 2004 году должно быть закончено строительство 12-й станции «Березовая роща», в 2006 - 13-й - «Гусинобродская», а завершится формирование этих линий в период 2010-2015 гг. - пуском 14-й и 15-й станций - «Площадь Станиславского» и «Доватора». В перспективе до 2020 предполагается начать строительство новой Кировской линии метрополитена. Программа развития метрополитена и других видов городского транспорта в Новосибирске на период до 2015 года рассмотрена и принята в Минтрансстрое России. При этом предусмотрено финансирование строительства метро из федерального бюджета при долевом участии субъекта Федерации.
|
Формирование транспортной инфраструктуры города требует серьезных вложений из бюджетов разных уровней. В настоящее время общая протяженность улично-дорожной сети составляет 1391 км, из них с твердым покрытием 985 км. Из общего количества дорог с твердым покрытием протяженность магистральных улиц составляет 260 км. Таким образом, при площади города 500,2 км(2) плотность магистральной сети составляет 0,55 км/км(2) (нормативная же плотность - 2 км/км(2)). Даже если считать только застроенную территорию 223 км(2), средняя плотность магистральной улично-дорожной сети составит 58 % от норматива. Поэтому Новосибирск остро нуждается в продолжении строительства федеральной северной окружной дороги и моста через реку Обь, а также в строительстве и реконструкции магистральной сети в городе, в том числе магистралей, создающих новые транспортные связи и направления, транспортных развязок, путепроводов, эстакад, мостов и т.д. Кроме того, требуется капитальный ремонт многих дорог и улиц, ежегодный, после зимы, ямочный ремонт покрытия проезжей части.
Альтернативными и дополнительными направлениями решения в планируемый период транспортных проблем города является использование существующих и строительство новых внутригородских железных дорог, а также установка современных струнных транспортных магистралей, например, на участке от метро «Речной вокзал» до Академгородка.
Серьезной проблемой, требующей для своего решения крупных вложений из регионального и городского бюджетов, является строительство социального жилищного фонда, то есть жилья для горожан, не имеющих средств для его приобретения, которое, однако, не должно быть приватизировано, продано и передано по наследству. В рамках действующих программ строительства социального жилья в Новосибирске вводится около 20 тыс. м(2), то есть не более 250-300 квартир, в то время как в улучшении жилищных условий нуждаются не менее 30 тысяч низкооплачиваемых работников бюджетной сферы города. Социальное жилье необходимо также и при расселении большей части жителей аварийных домов.
Для комплексной реконструкции, модернизации и капитального ремонта изношенного жилищного фонда требуются немалые бюджетные средства. В 2001 году степень износа 60 % и выше имели более 1,1 тыс. домов (18 % от их общего количества), из них 650 домов, в которых проживает более 22 тыс. человек, находятся в аварийном и ветхом состоянии. Новосибирской «Программой реконструкции и модернизации жилищного фонда города в 2000-2005 гг.» предусмотрена реконструкция ветхого малоэтажного фонда с кирпичными стенами, деревянными перекрытиями, бетонными фундаментами, с 60-70 % износа и неполным инженерным обеспечением. В перспективе в 2006-2020 годах основным объектом для реконструкции и модернизации жилья станут пятиэтажные панельные дома массовой застройки шестидесятых годов, в которых железобетонные конструкции стеновых панелей, перекрытий и кровельных панелей рассчитаны на 50 лет эксплуатации. Реконструкция этих жилых домов требует улучшения объемно-планировочных решений, повышения теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройства мансард и другого обновления.
Рост объемов жилищного строительства, реконструкция ветхого жилищного фонда не возможны без обновления и развития инженерной инфраструктуры города. Она в существенной степени, на 50-70 %, изношена. Более половины канализационных сетей и коллекторов, четверть тепловых сетей имеют стопроцентный износ и требуют полной замены. В городе есть брошенные ведомственные инженерные объекты, в том числе электрические сети. Только на модернизацию инженерной инфраструктуры ежегодно нужно вкладывать не менее 300 млн руб. Значительно большие затраты требуются на её дальнейшее развитие и преобразование инженерной инфраструктуры города в эффективно работающую систему. Так как муниципальный и областной бюджеты в состоянии выделить на эти цели не более 10% требуемых средств, совершенно необходимы либо дотации из федерального бюджета, либо использование механизмов финансового обеспечения на основе привлечения частного капитала.
Основная нагрузка по обеспечению нормального функционирования города, его систем и комплексов, всей социальной сферы, а также многих процессов развития территории падает на городской бюджет. Одной из эффективных форм организации использования бюджетных средств является муниципальный заказ, в процессе которого закупаются товары, работы и услуги для нужд города. Муниципальный заказ служит для удовлетворения: во-первых, потребностей городского хозяйства в топливно-энергетических и материальных ресурсах; во-вторых, потребностей муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты в оборудовании, инвентаре, лекарственных средствах, продуктах питания и других товарах и услугах; в-третьих, потребностей социально незащищенных групп населения в поддержании условий их существования; в четвертых, потребностей структур, обеспечивающих развития социальной и производственной инфраструктуры города в результате совместных действий муниципалитета и хозяйственных субъектов. Формирование и размещение муниципального заказа должно осуществляться через конкурсные процедуры и тем самым повлиять на снижение закупочных цен, что будет способствовать большей объективности и гласности решений, создаст лучшие условия исполнения контрактов.
В целях дальнейшего и неуклонного повышения эффективности расходования бюджетных средств, развития и совершенствования системы муниципального заказа, обеспечения динамичного роста городской экономики и улучшения социальной сферы, увеличения качественного жилищного фонда, восстановления и совершенствования городской инфраструктуры и коммуникаций целесообразно:
· создать постоянно действующую систему прогнозирования и оптимального планирования потребностей в работах, товарах и услугах по объектам городского хозяйства и направлениям социально-экономического развития города;
· разработать и принять городским Советом депутатов положение, определяющее правовые и организационные основы формирования и расходования средств, предназначенных для осуществления муниципальной поддержки субъектов инвестиционной деятельности, реализующих на конкурсной основе высокоэффективные инвестиционные проекты в строительстве, реконструкции и модернизации жилищного фонда, инженерной и транспортной инфраструктур путем предоставления муниципальных гарантий или путем непосредственного выделения средств на условиях возвратности, платности и срочности;
· в порядке законодательной инициативы разработать и добиться принятия Новосибирским областным Советом депутатов закона области о финансовой поддержке развития инженерной и транспортной инфраструктур областного центра - города Новосибирска;
· разработать целевую программу развития центра Сибирского федерального округа - города Новосибирска, предусмотрев в ней в качестве одной из приоритетных задач развитие и преобразование транспортной системы и важнейших объектов инженерной инфраструктуры, добиться финансовой поддержки реализации этой программы из федерального бюджета;
· разработать и реализовать программу систематической «разгрузки» городского бюджета от капитальных вложений в инфраструктуру города за счет привлечения частного капитала к решению задач по развитию и обустройству городской территории;
· сформировать финансовые механизмы взаимодействия и согласования инвестиционной политики по строительству и реконструкции жилищного фонда, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры с кредитной политикой банков Новосибирска;
· разработать и систематически применять экономически обоснованные критерии поддержки в рамках муниципального заказа местных товаропроизводителей;
· создать систему действенного контроля цен, качества, сроков выполнения работ, услуг и поставок товаров, производимых по муниципальному заказу.