2.4.3. Развитие системы платной профессиональной подготовки кадров
для других регионов России и зарубежных стран
В XXI веке профессиональные знания и навыки становятся одним из самых востребованных и экономически эффективных товаров. Рынок образовательных услуг высшей и даже средней профессиональных школ растет высокими темпами. Усиливается и конкуренция на этом рынке между городами, где накоплен серьезный научно-образовательный потенциал, и отдельными учебными заведениями.
Новосибирск является крупнейшим центром профессионального образования, занимая в России 2-е место по удельной (то есть на 10 тысяч человек) численности студентов вузов и 19-е - по удельному числу учащихся средних специальных учебных заведений (ссузов).
В городе ведется подготовка высококвалифицированных кадров для собственных нужд и нужд других регионов, в том числе зарубежных стран, главным образом, СНГ. Высшая школа города в настоящее время представлена 19-ю государственными и 17-ю негосударственными высшими учебными заведениями. В городе действуют 40 государственных и 5 негосударственных средних специальных учебных заведений.
За 90-е годы прием в государственные вузы увеличился в 2,4 раза с 16,5 тыс. в 1991 году до 38,8 тыс. человек в 2000 году. Более 4 тысяч студентов в 2001 году было принято в негосударственные вузы. В настоящее время на 10 тысяч жителей Новосибирска приходится 814 студентов только государственных вузов (в Москве - 820, а Санкт-Петербурге - 677). Число поданных заявлений в государственные вузы постоянно растет, а количество бюджетных мест, выделяемых Правительством России вузам по плану набора, практически не увеличивается; становится все больше студентов, полностью возмещающих затраты за получение образования. С учетом численности студентов негосударственных вузов высшее образование за плату в городе получают более 50 тыс. человек. Из этого числа более 2 тыс. студентов (свыше 1,5 %) иностранцы.
Установка на платную подготовку кадров высшей квалификации для других стран как источник валютных поступлений в город требует: во-первых, дальнейшего повышения уровня профессионального обучения, во-вторых, укрепления материальной базы в оснащении учебного и научно-исследовательского процессов, в-третьих, комфортных условий проживания прибывших для учебы иностранных и иногородних студентов. Названным требованиям в определенной степени соответствуют ряд вузов. Например, в Новосибирском государственном университете дается классическое высшее образование по естественным и гуманитарным наукам на базе широко известных в мире академических институтов. В Новосибирском государственном техническом университете сложились научно-технические школы, лежащие в основе обучения специалистов прикладного профиля и бизнеса. В Новосибирской государственной консерватории создана одна из лучших в мире систем подготовки исполнителей: скрипачей, вокалистов и др.
Квалификационный перечень высших учебных заведений города включает сегодня более ста специальностей и свыше 350 специализаций. Если в девяностые годы в структуре подготовки специалистов преобладали специальности экономического и гуманитарного профиля, а специальности естественнонаучного и инженерного профиля не пользовались спросом, то в последнее время ситуация стала изменяться и набор на инженерные специальности растет. В вузах города вводятся учебные планы и программы, предусматривающие возможность многоуровневой подготовки специалистов. Улучшается компьютерное обеспечение.
Специальности, получаемые в вузах Новосибирска, особо привлекательны для студентов из Юго-Восточной Азии - Китая, Южной и Северной Кореи, Турции - и среднеазиатских стран СНГ. Важным направлением для привлечения иногородних граждан в учебные заведения на платной основе является получение послевузовского дополнительного образования, а также повышение квалификации по уже приобретенной специальности. Интерес к учебе в вузах поддерживается высоким авторитетом новосибирских ученых и специалистов во многих направлениях науки и техники.
Вместе с тем, рост численности иностранных и иногородних студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, сдерживается острым дефицитом жилья для студентов, включая комфортабельно обустроенные общежития. В большинстве учебных заведений средний возраст профессорско-преподавательского состава превышает 50-55 лет, а в ряде случаев и более. Новосибирская высшая школа по ряду важных направлений, например по юриспруденции, не сумела пока создать значимые научные школы, поэтому уровень обучения специальностям в этих направлениях уступает другим сибирским городам.
Ссузы готовят технический персонал и рабочих высшей квалификации для различных сфер экономики. Система государственных ссузов сложилась еще в советский период и почти не изменилась. Более 60 % техникумов и училищ сохранили и свое наименование и структуру подготовки специалистов по отраслям, адаптировав её к современным требованиям. В колледжах, техникумах и училищах, выпускающих специалистов по технологическим специальностям, ведется также подготовка экономистов, финансистов и бухгалтеров, реже менеджеров. В негосударственных ссузах, в которых обучается 3,3 % от общего числа всех учащихся, готовят специалистов по наиболее престижным и высокооплачиваем специальностям на рынке труда, таким, например, как фотограф-журналист, фотомодель-манекенщица, косметолог, визажист, массажист, парикмахер-стилист, фотохудожник, фоторепортер, специалист по организации и обслуживанию в гостиничных и туристических комплексах и т.д. Практически во всех негосударственных ссузах, за исключением колледжа фотоискусств, также выпускают специалистов по экономике, бухгалтерскому учету и менеджменту.
Поскольку в Новосибирске сложилась мощная образовательная система, для сохранения и дальнейшего развития которой бюджетного финансирования не хватает, целесообразно развивать систему получения профессионального образования на платной основе и ориентировать на привлечение в город средств других регионов, прежде всего иностранных граждан из ближнего и дальнего зарубежья. Для этого городскому сообществу требуется:
· принять меры, направленные на сохранение и дальнейшее повышение потенциала системы высшего и среднего профессионального образования, проведение структурных и содержательных изменений в организации и методах учебной работы в соответствии с достижениями российской и мировой науки, техники, менеджмента, качественное улучшение профессорско-преподавательского состава, прежде всего по научным и научно-методологическим результатам и удельному весу численности молодых докторов наук и профессоров;
· выступить с законодательной инициативой и в установленном порядке добиться у Новосибирского областного Совета депутатов принятия Законов, обеспечивающих режим благоприятствования для инновационной деятельности образовательных учреждений, способствующей повышению конкурентоспособности образовательного пространства города на мировом и региональном рынке образовательных услуг;
· осуществлять мониторинг спроса на получение профессионального высшего и среднего образования иностранными и иногородними гражданами, создать при совете ректоров центр маркетинга образовательных услуг с целью изучения потребностей в образовании и продвижения на рынок Сибири, России и других стран услуг новосибирских учебных заведений;
· сформировать благоприятную инновационную обстановку для появления и распространения образовательных инициатив, особенно технологий интенсификации получения образования и повышения его качества, которые должны рассматриваться как важнейшее достояние и ресурс города;
· содействовать строительству общежитий и других жилищ для студентов вузов и учащихся ссузов, выделяя на льготных условиях земельные участки и оказывая помощь в организации строительства и обустройстве;
· разработать и реализовать концепцию и программу опережающего развития и послевузовского профессионального образования (в том числе повышение квалификации и переподготовка специалистов) для обеспечения приоритетных направлений научно- технического прогресса, в первую очередь, специализации по критическим технологиям;
· разработать на конкурсной основе и реализовать проект использования образовательного потенциала Новосибирска для предоставления платного образования жителям других регионов и стран на основе дистанционных учебных технологий;
· развивать участие высших учебных заведений в международной деятельности Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования;
· активно включать средства массовой информации в пропаганду и реализацию основных целей развития Новосибирска как центра образования мирового уровня.