Недействующий

О стратегическом плане устойчивого развития города Новосибирска (начало) (с изменениями на 26 октября 2011 года)(утратило силу)



2.2.1. Обеспечение государственного заказа для оборонных предприятий

В период радикальных реформ оборонно-промышленный комплекс города оказался в тяжелом положении в связи с колоссальным снижением федеральных заказов и невыполнением со стороны государства обязательств по оплате поставленной ему продукции военного назначения. Спад на предприятиях характеризовался не только сокращением в разы объемов производства, но и утратой ряда уникальных высоких технологий. Несмотря на сложное экономическое положение, городское сообщество, понимая значение оборонной промышленности для национальной безопасности и экономики города, в течение 90-х годов XX века принимало различные меры по созданию условий выживания коллективов и возможного сохранения технологического потенциала. На многих предприятиях это удалось, а некоторые из них даже создали и обеспечили развитие высокотехнологичных и наукоемких производств.


Поворот в военно-промышленной политике государства произошел в октябре 2001 года, когда на совместном заседании Президиума Госсовета и Совета Безопасности Российской Федерации были приняты решения о создании современных действенных механизмов управления оборонно-промышленным комплексом и программа интеграции комплекса в рыночную инфраструктуру, через интегрированные научно-промышленные объединения (холдинги), сочетающих различные формы собственности. Государственная программа развития вооружения, специальной и военной техники на 2001-2010 годы, в соответствии с которой намечено структурное реформирование военно-промышленного комплекса (ВПК) России, утверждена Президентом России в январе 2002 года. Одновременно с ее разработкой Правительство РФ провело пересмотр полного перечня федеральных целевых программ отраслевого и межотраслевого уровня по всему профилю российской оборонной промышленности.

В настоящее время в Новосибирске расположено 39 предприятий оборонно-промышленного комплекса, часть которых после реформирования ВПК выйдет из его состава. Наибольшую долю в структуре комплекса имеют предприятия авиационной, электронной и радиопромышленности, промышленности вооружений, боеприпасов и спецхимии.

Среди крупнейших военно-промышленных предприятий города: Новосибирское авиационное ПО им. Чкалова, которое производит авиатехнику мирового уровня, в том числе истребитель-бомбардировщик нового поколения Су-34, самолеты для местных воздушных линий Ан-38, осуществляет ремонт и экспортную поставку фронтовых бомбардировщиков Су-24 и Су-24М; Новосибирский завод им. Коминтерна, выпускающий радиолокационные станции для зенитно-ракетных комплексов С-300 и другую продукцию; Новосибирский завод химических концентратов, одно из двух российских предприятий и единственное за Уралом, выпускающее топливо для атомных электростанций; Новосибирский механический завод «Искра», разрабатывающий и производящий современные взрывчатые вещества; Новосибирский завод низковольтной аппаратуры, один из самых больших патронных заводов России; Новосибирский приборостроительный завод, производящий широкую номенклатуру оптических и оптико-механических изделий для прицельной стрельбы, ночного видения и т.д.; группа предприятий электронной промышленности, выпускающих широкую номенклатуру профильных изделий - научно-производственное предприятие «Восток», Новосибирский завод полупроводниковых приборов с ОКБ, Новосибирский завод «Экран», Новосибирский завод радиодеталей «Оксид», Новосибирский завод конденсаторов, Новосибирский электровакуумный завод «Союз» и др. В соответствии с федеральной программой реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса наиболее значимые новосибирские предприятия включаются в создаваемые на базе ведущих оборонных холдингов интегрированные структуры. При этом часть предприятий федеральной собственности города планируется акционировать.



Для содействия ВПК России в реализации стратегических федеральных программ по восстановлению и устойчивому развитию предприятий оборонно-промышленного комплекса Новосибирска, и при этом, сохранения на его территории достаточной налогооблагаемой базы целесообразно создать постоянно действующую комиссию с участием депутатов облсовета и администрации области, представителей муниципалитета, военно-промышленных предприятий, ученых и специалистов профильных научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. Поручить этой комиссии:

· в установленном порядке систематически получать от Российского авиационно-космического агентства, Российского агентства по боеприпасам, Российского агентства по обычным вооружениям, Российского агентства по системам управления и Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации их планы по развитию каждого из 39-ти предприятий оборонно-промышленного комплекса, находящегося в Новосибирске;

· совместно с указанными российскими оборонными агентствами при содействии администрации Новосибирской области и мэрии Новосибирска активно участвовать в определении загрузки оборонных предприятий, остающихся в составе ВПК после реформирования отрасли, в разработке механизмов поддержки этих предприятий, обеспечении получения государственных оборонных заказов и организации загрузки свободных мощностей;

·  для предприятий оборонно-промышленного комплекса, вливающихся в процессе реформирования в создаваемые правительством РФ вертикально-интегрированные структуры ВПК, оценивать экономические последствия преобразований для социальной сферы города и добиваться в рамках российского законодательства своевременного принятия превентивных мер для сохранения в Новосибирске налогооблагаемой базы;

· принимать участие в разработке и реализации программ реструктуризации и конверсии для предприятий в случае их исключения из состава ВПК в результате реформирования отраслей военно-промышленного комплекса и перевода на выпуск продукции гражданского назначения;

· разрабатывать предложения по организации оценки и реализации на новосибирских предприятиях ВПК инвестиционных и инновационных проектов.