Недействующий

О стратегическом плане устойчивого развития города Новосибирска (начало) (с изменениями на 26 октября 2011 года)(утратило силу)


2.4.5. Развитие в городе инфраструктуры туристического бизнеса

В международном масштабе туризм занимает по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.

Въездной туризм в Новосибирске в настоящее время представляет собой очень небольшой сектор туристских услуг, менее 3 % от общего их объема. В последние годы в Новосибирск приезжают с различными целями в среднем 10-12 тыс. иностранных граждан в год, из них собственно туристов около тысячи. Самая значительная часть бизнес-туров приходится на долю индивидуальных деловых поездок иностранцев, а также их приезды с образовательными целями и для участия в выставках. По мнению экспертов, уже к 2005 году численность иностранных гостей в Новосибирске увеличится в 2 раза, и далее будет расти.

Для создания условий роста въездного и транзитного туризма необходимо развивать туристскую инфраструктуру, включая гостиничный фонд или иные средства размещения, специализированный транспорт, объекты общественного питания, бизнес-центры, центры досуга и развлечений, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, сферу услуг гидов-переводчиков. В настоящее время инфраструктура является одним из самых сдерживающих факторов быстрого развития въездного туризма в Новосибирске.

Наиболее важным элементом туристской инфраструктуры является материальная база размещения туристов: гостиницы, пансионаты, дома отдыха и т.п. В Новосибирске 62 действующие гостиницы, в них в совокупности около 4,5 тыс. мест. В пригороде расположено также 20 санаториев и пансионатов. Согласно международной классификации, 2 гостиницы имеют категорию три звезды (361 место) и 3 -две звезды (683 мест). Остальные гостиницы не имеют категории и классифицируются как «разрядные». Гостиниц высших категорий в городе нет.

В последние годы в городе получило развитие общественное питание. В настоящее время в Новосибирске 42 ресторана, 26 баров и пивных, 84 кафе и кафетериев, в том числе 17 точек быстрого питания (fast food).

Несмотря на наличие в городе немалого количества мест интересных для посещения, зрелищных объектов, исторических и архитектурных памятников, мест отдыха и развлечений, в Новосибирске практически отсутствуют разработанные программы показа городских достопримечательностей, не развита экскурсионная сеть, нет достаточных коллективов гидов для работы с потоками туристов, в первую очередь, иностранными. Будучи перекрестком транспортных магистралей и центром федерального округа, Новосибирск не стал центром организации туров транзитного приключенческого, охотничьего, рыболовного, заготовительного (например «шишковального») и т.п. туризма на Алтай, в северные и восточные районы Сибири.

Тем не менее, по концентрации туристских фирм Новосибирск входит в семерку городов, на долю которых приходится большая часть туристического бизнеса страны. Более 140 предприятий имеют лицензии на осуществление международной туристской деятельности, но многие из них выступают в качестве турагентов, то есть перепродают уже готовый продукт. Большинство новосибирских туристских фирм, в соответствии со сложившимся спросом на туристские услуги российских граждан, занимается внутренним и выездным туризмом, обслуживая не только жителей Новосибирска и Новосибирской области, но и жителей соседних регионов.

Для повышения эффективности новосибирского туристского комплекса, прежде всего, за счет существенного роста въездного туризма и превращения тем самым туристской деятельности в доходную отрасль экономики города, увеличения налоговых поступлений в городской бюджет, притока иностранной валюты и инвестиций, увеличения числа рабочих мест, сохранения и рационального использования природного и историко-культурного наследия необходимо:

· развить в городе туристскую инфраструктуру до уровня, соответствующего современному туристскому сервису, в т.ч. построить  гостиницы четырех- и пятизвездных категорий;

· разработать и реализовать городскую маркетинговую программу систематического роста въездного туризма в Новосибирск;

· разработать и внедрить в практику работы турфирм программы показа достопримечательностей и памятных мест Новосибирска различным категориям туристов;

· создать в городе культурно-развлекательные зоны для проведения досуга состоятельных иностранных туристов;

· систематически поддерживать и расширять деловые, научные, спортивные и т.п. поездки иностранных граждан в Новосибирск;

· расширять сектор образовательного и конгресс-туризма, интенсив-туризма и т.д.;

· разработать и реализовать программу транзитного туризма по предоставлению иностранным туристам активных приключенческих, экологических, охотничьих, заготовительных и т.п. туров на основе договоров с соседними регионами;

· активизировать деятельность новосибирских страховых компаний, специализирующихся на страховании туристического бизнеса;

· организовать подготовку специалистов по въездному туризму с высшим и средним специальным образованием для работы в индустрии туризма.