2.5.1. Совершенствование системы финансовых инструментов
Для обеспечения устойчивости экономики города, ее пропорционального и сбалансированного функционирования, развития разных сфер жизнедеятельности населения требуются соответствующие финансовые ресурсы, формируемые за счет прибыли, амортизационных отчислений, налоговых и обязательных платежей предприятий, кредитов, доходов от аренды, приватизации или продажи собственности, дотаций, субвенций и трансфертов, получаемых из бюджетов федерального уровня и уровня субъекта федерации и прочих источников.
В Новосибирске около 62-64 % рентабельных предприятий, от их полного круга, и около 70 % от числа крупных и средних. Финансовый результат по полному кругу предприятий города составляет около 26-28 млрд рублей, по крупным и средним соответственно 23-24 млрд рублей. В среднем одно предприятие из крупных и средних имеет прибыль около 20 млн рублей в год (за три последних года). При этом самая высокая прибыль, 40-50 млн рублей в среднем в год, приходится на предприятия торговли и общественного питания (среди крупных и средних фирм их доля 34 %, а доля полученной прибыли в городе 64-69 %). Такая же средняя прибыль у предприятий связи, и вдвое меньшая у промышленных и транспортных предприятий.
Всеми предприятиями и организациями города в настоящее время используется на разные нужды порядка 450 млрд рублей денежных средств в год, из них на развитие и совершенствование производства расходуется около 1,9 %, на социальное развитие - 0,2 %, социальные выплаты - 0,1 %. При этом доля прибыли в общей сумме используемых средств составляет около 0,4 %. На развитие производства и социальной сферы тратится соответственно около 30 и 12 %, а на социальные выплаты - около 17 % от прибыли.
Поступление наличных денег в кассы банков и расчетно-кассовых центров по области, начиная с 1994 года, превышает потребности клиентов в расходовании наличных средств. С 1997 года превышение прихода стало почти двукратным, что свидетельствует о низкой оборачиваемости денежных средств в городе и области. Такая ситуация создает предпосылки для изъятия и вывоза денежной массы из Новосибирска. Платежный оборот банковской системы города имеет отрицательное сальдо. Поступление денежных средств существенно ниже объема отправляемых ресурсов. Вместе с тем, суммарный платежный оборот за последние несколько лет резко вырос.
Доступность денежных ресурсов при проведении экономической политики в городе обеспечивается наличием сложившейся в городе системы финансовых институтов, в которую входят многочисленные её структуры. Основные из них: расчетно-клиринговые и депозитарные организации (банки, биржи, депозитарии), эмитенты - предприятия различных форм собственности, операторы рынка ценных бумаг, независимые регистраторы, паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, страховые организации, кредитные союзы, профессиональные объединения участников рынка ценных бумаг, аудиторские, консалтинговые компании и т.д.
По концентрации активов банки Новосибирска и Новосибирской области составляют десятые доли процента от всех активов банковской системы России (для сравнения на Москву и Московскую область приходится 83 % всех российских активов, на Сибирский федеральный округ - чуть более 1 %).
Наиболее существенная часть финансовой системы - банковская сфера. Развитие банковского дела в Новосибирске происходит в тесной взаимосвязи с процессами в российской финансово-кредитной системе. В этой системе на долю Сибирского федерального округа, где функционирует 85 банков и 434 филиала кредитных учреждений других территорий, приходится соответственно 6,4 % всех российских банков и 13 % от общего количества филиалов. Среди регионов округа в Новосибирской области банков больше всего (15 или 1 % от числа общего числа в России), и практически все они расположены в Новосибирске. Кроме того, в области работает 45 филиалов и отделений банков других территорий, больше всего московских. Число действующих новосибирских кредитных организаций в последние годы практически не меняется, количество же филиалов иногородних банков с 1999 увеличилось на 7 организаций.
Ресурсная база банков растет за счет увеличения её составляющих: во-первых, средств на счетах и депозитах юридических лиц, во-вторых, средств, получаемых филиалами от головных контор и, в-третьих, средств на счетах физических лиц. В новосибирских коммерческих учреждениях обслуживается 58% счетов предприятий и организаций. Быстро усиливается и роль филиалов иногородних банков. Приток денежных поступлений в филиалы за 1999-2001 годы, например, увеличился в 17,5 раз. Возможность привлечения значительных свободных денежных средств из денежно-избыточных центральных регионов позволяет филиалам иногородних банков предоставлять ссудные ресурсы на более выгодных условиях для заемщиков. Поэтому филиалы иногородних банков значительно опережают региональные банки в конкуренции за клиентуру. Филиалами осуществляется 77 % от общего объема кредитования по городу. Остатки денежных средств на счетах физических лиц в иногородних кредитных учреждениях (включая филиалы Сберегательного банка РФ) на начало 2002 года в 4,3 раза превышают соответствующий показатель у новосибирских коммерческих банков.
Недостаточное информирование физических лиц по иным видам накопительных фондов - паевых, пенсионных, кредитных союзов, предлагаемых услугах и процентных ставках, а также негативный опыт населения по взаимодействию с финансовыми пирамидами в начале 90-х годов - позволяет кредитным организациям лидировать на рынке частных сбережений. При этом население в целом отдает приоритет Сберегательному банку. Средний размер вклада в отделения Сбербанка в Новосибирске - 90,7 % от общероссийского уровня (показатель для Новосибирской области - только 75%). Прирост вкладов горожан продолжается.
Определенную часть привлеченных ресурсов (включая валютные) банки Новосибирска обязаны перечислять на счет Центрального банка России в фонд резервирования. Региональные резервные фонды в российской банковской системе отсутствуют, что не выгодно для регионов.
Увеличение ресурсной базы банков происходит и за счет роста собственных средств банковских учреждений. С января 1999 капитал новосибирских коммерческих банков вырос в 2,7 раза. Рост капитала происходил за счет роста уставного капитала (у 6-ти банков), за счет переоценки основных средств и за счет роста фондов и прибыли. На начало 2002 года капитал свыше 5 млн евро имели 3 банка города, капитал свыше 1 млн евро - 7 банков.
Постоянно растущая ресурсная база банков и иногородних филиалов дает возможность кредитным организациям города, начиная с 1999 года, увеличивать объемы активных операций почти на треть за каждое полугодие и получать прибыль. В последние годы в структуре активных операций у банков преобладают операции по предоставлению кредитов. Например, на 1 апреля 2002 года сумма предоставленных кредитов составила 59,4 % в структуре всех активных операций банков (доля же вложений в ценные бумаги 20,6 %, более чем в 2 раза меньше, чем в 1999 году). Основная масса кредитных ресурсов используется торговыми фирмами и посредническими организациями с коротким производственным циклом. Вместе с тем, начался небольшой рост и доли заемных средств, выданных предприятиям различных отраслей промышленности.
Одновременно в Новосибирске начинают расширять свою деятельность и институты микрокредитования населения, в т.ч. отдельные коммерческие банки (например, новосибирский филиал КМБ-Банка), фонды поддержки малого предпринимательства, кредитные союзы, международные микрофинансовые организации, гарантийные фонды, фонды венчурного капитала и т.п. Эти организации должны стать активными участниками финансового рынка в городе, влияя на рост деловой активности населения, особенно в инновационных направлениях.
Совершенствование системы финансовых инструментов в городе требует и дальнейшего развития рынка ценных бумаг. Новосибирск имеет современную инфраструктуру этого рынка. Современные технологии и высокий технический уровень оснащения инвестиционных структур сделали доступным прямой доступ на ведущие биржевые площадки страны. В городе работают представительства таких профессиональных объединений участников рынка ценных бумаг как Новосибирский филиал «Национальной ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) и сибирское представительство «Профессиональной Ассоциация Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев» (ПАРТАД).
В Новосибирске действует крупнейшая валютная биржа - ЗАО «Сибирская межбанковская валютная биржа» (СМВБ) и некоммерческое партнерство «Сибирская фондовая биржа».
Структура торгов СМВБ по секциям имеет особенности и соответствует экономической привлекательности инструментов. За последние годы основные сделки заключаются в валютной секции и в фондовом отделе - по операциям с корпоративными ценными бумагами. Объем биржевых оборотов всех секций за период 1996-2001 вырос в 10,7 раза и достиг 286 млрд руб. Подавляющее большинство банков-участников валютных торгов через СМВБ (94,3 %) проводят операции с использованием системы удаленной торговли через Интернет.
Дальнейшее совершенствование системы финансовых инструментов в городе требует:
· разработки прогнозного сводного баланса финансовых ресурсов Новосибирска, образуемых на его территории, аккумулируемых в различных фондах и расходуемых на улучшение качества жизни в городе, развитие производства, потребление, социальную поддержку населения, и создания на этой основе системы планирования бюджета города;
· разработки и реализации мер, направленных на улучшение баланса межрегионального платежного оборота и повышение статуса Новосибирска как финансового центра сибирского региона;
· разработки предложений и выхода в соответствующие органы федеральной и областной представительной власти с законодательной инициативой о принятии законов и нормативных актов, четко определяющих статус иногородних банков, прежде всего, по использованию прибыли, полученной при задействовании в финансовых операциях ресурсов города;
· разработки предложений и обращения в Новосибирский областной Совет депутатов с законодательной инициативой по принятию областного Закона «О регулировании условий конкуренции на рынке банковских услуг в Новосибирской области», обеспечивающего создание условий для равноправной конкуренции кредитно-финансовых учреждений;
· разработки предложений и обращения в Государственную Думу Российской Федерации с законодательной инициативой по принятию закона о создании в административном центре Сибирского федерального округа городе Новосибирске регионального резервного фонда для банковской деятельности на территории округа;
· активного сотрудничества, совместных действий, координации и взаимной поддержки банков Новосибирска и органов местного самоуправления, направленных на улучшение кредитно-денежных отношений на территории и повышение результативности инвестиционной политики, для чего целесообразно разработать и заключить долгосрочное соглашение между указанными сторонами;