Недействующий

О стратегическом плане устойчивого развития города Новосибирска (начало) (с изменениями на 26 октября 2011 года)(утратило силу)

2.1.4. Развитие и совершенствование системы оптовой и розничной торговли

Развитие системы оптовой и розничной торговли и рост платежеспособного спроса населения тесно связаны между собой. Растущий спрос стимулирует развитие торговли, а совершенствование системы торговли повышает спрос на товары.

После обвального спада показателей отраслей торговли в первые годы радикальных реформ в Новосибирске наблюдается в основном их положительная динамика. Постоянно совершенствуются формы розничной торговли, которая постепенно обретает стиль высокого сервиса. По экспертным оценкам бурное развитие современных форматов торговли начинается при уровне доходов населения выше 120-150 долларов на человека в месяц. В городе уже достаточно большой удельный вес торговых комплексов и предприятий общественного питания, создаваемых по европейскому стандарту, растет число супермаркетов, появляются гипермаркеты, используется торговля по образцам, продажа в кредит, интенсивно внедряется электронная торговля.  Во многих магазинах улучшился внешний вид фасадов, появились оригинальные вывески, разработан современный дизайн торговых залов, умело делается выкладка товаров.





В зависимости от уровня материальной обеспеченности и транспортных возможностей новосибирцев меняются их покупательские предпочтения, выбор мест покупок. Часть горожан, причем растущая, тяготеет к магазинам с высокой культурой обслуживания и супермаркетам. Розничную торговлю во всех районах города осуществляют более 2,5 тыс. магазинов. Вместе с тем, немало покупок, особенно продовольственных товаров, совершается на городских рынках, в павильонах и ларьках, ценовый разрыв в которых с супермаркетами составляет 10-25 %. В городе продолжают функционировать несколько крупных и крупнейших стационарных рынков, в том числе: сельскохозяйственных, вещевых, автомобильных, оптовых; а также несколько десятков мини-рынков.

Постоянно растет система массового общественного питания, насчитывающая более тысячи предприятий, ресторанов, кафе, баров, столовых, закусочных, пельменных и других

Доля государственной и муниципальной собственности в отраслях торговли за 90-е годы сократилась с 98 до 10 %. Почти полностью ушла из розничной торговли города и потребительская кооперация. Быстро развивается оптовая торговля, оборот которой в последнее время растет со среднегодовым темпом прироста более 15 %.

Для дальнейшего развития и совершенствования систем оптовой и розничной торговли, а также общественного питания  в Новосибирске следует:

· разработать и принять нормативно-правовые акты, в полном объеме регулирующие торговую деятельность в городе;

· формировать и внедрять рациональные организационные схемы и эффективные экономические механизмы взаимодействия оптовой и розничной торговли, предусматривающие выгодные для торговых организаций и населения условия поставки и реализации товаров;

· создать систему оптовых рынков с привязкой их к транспортным артериям у границы и внутри городской территории, в частности, выделить площадки вблизи строящейся северной окружной дороги для создания крупных оптовых рынков, приурочить окончание строительства складских и торговых помещений на них к окончанию строительства и открытию этой дороги;

· создать пешеходные зоны, улицы, супермаркеты, выполняющие вместе с торговыми функции общественных мест для населения;

· преобразовать мини-рынки в современные торговые комплексы;

· создать общегородской торговый центр потребительского спроса, осуществляющий мониторинг системы торговли, изучение потребительского поведения горожан, определение состава средней покупательской корзины для каждого района, анализ закономерностей продаж тех или иных продуктов в них, планирование вывода на рынок новых видов продукции местных производителей, формирование обоснованной ценовой политики и т.д.;

· постоянно адаптировать систему розничной торговли к интересам различных категорий покупателей, создавая универсальные гипермаркеты с удобными и развитыми транспортными коммуникациями и социально ориентированную торговую сеть повседневного периодического и эпизодического спроса;

· развивать в продовольственной торговле ассоциативные формы взаимодействия с сельскохозяйственными и перерабатывающими организациями всех форм собственности;

· продолжить развитие сети предприятий общественного питания с гибким меню качественной пищи, рассчитанных на различные группы потребителей, внедрять индустриальные методы производства пищевых полуфабрикатов, в том числе универсального назначения;

· расширять различные формы электронной торговли с использованием Интернет;

· шире внедрять современные методы организации торговли на основе автоматизации торговых операций, использования, безналичного оборота с помощью современных платежных инструментов (пластиковых карт, мобильного банкинга и др.) и информационных технологий нового поколения;

· систематически повышать культуру торгового обслуживания покупателей.