2.1. Оценка состояния и развития оптовой
и розничной торговли в Новосибирске
Внутренняя торговля - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. В процессе торговли осуществляется согласование товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля формирует основы финансовой стабильности государства. Поэтому заинтересованность государства в увеличении масштабов торговой деятельности объективно обусловлена.
Сегодняшнее состояние внутренней торговли - это результат коренных преобразований рыночного характера, осуществленных в России и, в том числе, в г. Новосибирске, в сжатые сроки. Этапным моментом на этом пути стал Указ Президента РФ «О свободе торговли», который, по сути, узаконил стихию рыночной торговли. Положительным следствием принятия этого указа явилась резкая активизация торгового предпринимательства в оптовой, но более всего, в розничной торговле. Отрицательным - измельченность опта, отсутствие системы регулирования размещения торговых точек, перекосы в развитии различных видов и форматов розничной торговой сети, нарушения правил торговли и т.п. В целом развитие торговли в последнее десятилетие можно охарактеризовать как экстенсивное. Оно определялось тремя основными факторами. Первый - отсутствие средств у большинства мелких предпринимателей для реализации солидных инвестиционных проектов в торговле. Второй фактор - высокий уровень инвестиционных рисков из-за нестабильности политической и экономической ситуации в стране. Третий фактор - низкая требовательность основной части населения к уровню торгового обслуживания, обусловленная первичным насыщением спроса на фоне ограниченной покупательной способности, когда цена товара определяет потребительские предпочтения. В результате взаимовлияния названных факторов сформировалось состояние торговли, которое существенно отличается от того, что характерно для экономически развитых стран. Важнейшей чертой современной розничной торговли России и, в частности, Новосибирска, является ее эклектичность - смешение самых современных и примитивных видов розничной торговой сети, типов (форматов) торговых предприятий и технологий обслуживания. Сегодня розничная торговля в Новосибирске осуществляется в магазинах, павильонах, магазинах модульного типа, киосках, на рынках, микрорынках, ярмарках, в торговых комплексах и торговых рядах. По оценкам экспертов, в среднем по России, в мелкой рознице приобретается около половины потребительских товаров, в то время как в США и Западной Европе 90% всех покупок совершается в магазинах. Тот факт, что ситуация в Новосибирске не улучшается, подтверждается сопоставлением темпов роста числа магазинов и предприятий мелкорозничной торговли (табл. 1).
Таблица 1
Динамика численности различных видов розничной торговой сети в
г. Новосибирске в 2001-2002 гг.
Виды розничной торговой сети | Численность | Численность | Темп роста (снижения), |
Магазины | 2574 | 2746 | 106,7 |
Павильоны | 349 | 390 | 111,7 |
Магазины модульного типа | 270 | 322 | 119,3 |
Киоски | 2133 | 2268 | 106,3 |
Рынки | 27 | 28 | 103,7 |
Микрорынки | 60 | 68 | 113,3 |
Ярмарки, торговые комплексы | 30 | 31 | 103,3 |
Торговые ряды | 17 | 12 | 70,6 |
Из данных таблицы следует, что темпы роста числа магазинов и киосков практически одинаковы, а павильонов, магазинов модульного типа и микрорынков - выше. Кроме того, сохраняется примерно на прежнем уровне численность рынков, ярмарок и торговых комплексов. Существенно увеличилось число микрорынков. Сохранение этой тенденции, не смотря на такой положительный момент как значительное сокращение числа торговых рядов, в перспективе приведет к еще большему усилению роли мелкой розницы в обслуживании населения и снижению доли покупок, совершаемых в магазинах.
В октябре 2003 г. департаментом потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства мэрии г.Новосибирска был проведен экспертный опрос с целью выяснить значимость отдельных видов розничной торговой сети (за исключением магазинов, т.к. их определяющая роль в цивилизованной торговле является аксиомой) в обслуживании населения сегодня и в перспективе. В качестве экспертов были привлечены руководители торговли всех административных районов города. Значимость того или иного вида розничной торговой сети определялась путем присвоения ему определенного ранга (места) (табл. 2).
Таблица 2
Результаты экспертного опроса
| Значимость для городской | Значимость для городской торговли в перспективе (через 10-15 лет) (ранг) |
Рынки | 1 | 1 |
Микрорынки | 3 | 4 |
Ярмарки, торговые комплексы | 2 | 2 |
Торговые ряды | 5 | 6 |
Павильоны | 4 | 5 |
Магазины модульного типа | 2 | 3 |
Киоски | 6 | 7 |
Таким образом, по оценкам специалистов, как сегодня, так и в перспективе наиболее важное место в розничной торговле занимают рынки. Вторую позицию занимают и сохранят ее в ближайшие 10-15 лет ярмарки и торговые комплексы, на последнем месте - киоски. Самый важный вывод, который следует из результатов опроса, заключается в том, что эксперты фактически переносят сегодняшнюю ситуацию с распределением значимости различных видов розничной торговой сети на будущее. Эта психологическая готовность лиц, занимающих довольно высокие административные посты, сохранить нецивилизованную структуру сети будет в той или иной степени сдерживать попытки серьезных перемен.
Для формирования более полного представления о состоянии розничной торговли в Новосибирске проведем сравнительный анализ ряда наиболее характерных показателей.
Представленное в таблице 3 соотношение различных видов розничной торговой сети по районам города (жирным шрифтом выделены минимальные и максимальные значения показателя) говорит о том, что три района города - Ленинский, Октябрьский и Первомайский имеют структуру розничной торговой сети существенно отличающуюся от других районов. Ленинский район занимает наибольший удельный вес по магазинам, киоскам и микрорынкам. В свою очередь, Октябрьский - по павильонам, магазинам модульного типа, рынкам. Для структуры розничной торговой сети Первомайского района характерны минимальные показатели по всем ее видам за исключением магазинов модульного типа и микрорынков. По другим районам проследить какие-либо закономерности не удается. Все это является свидетельством, в значительной степени, стихийного характера формирования розничной торговой сети города.
Таблица 3
Структура различных видов розничной торговой сети в разрезе административных районов г. Новосибирска
(% %)
Вид | Город | Дзер- | Желез- | Заель- | Кали- | Ки- | Ле- | Ок- | Перво- | Со- | Цент- |
Магазины | 100,0 | 7,2 | 9,7 | 8,7 | 9,2 | 10,2 | 21,1 | 7,76 | 3,4 | 7,4 | 15,4 |
Павильоны | 100,0 | 13,3 | 3,6 | 9,0 | 9,5 | 12,3 | 15,9 | 27,2 | 2,6 | 5,1 | 1,5 |
Магазины модульного типа | 100,0 | 12,4 | 4,0 | 13,0 | 12,7 | 5,3 | 13,4 | 15,5 | 8,1 | 11,8 | 3,7 |
Киоски | 100,0 | 11,0 | 4,6 | 9,7 | 8,8 | 13,0 | 18,4 | 9,4 | 4,3 | 11,6 | 9,2 |
Рынки | 100,0 | 21,4 | 7,1 | 3,6 | 3,6 | 10,7 | 10,7 | 32,1 | - | 7,1 | 3,6 |
Микро- | 100,0 | 5,9 | 2,9 | 4,4 | 8,8 | 5,9 | 22,0 | 17,6 | 7,5 | 7,5 | 17,5 |
Ярмарки, торговые комплексы | 100,0 | 3,2 | 16,1 | 12,9 | 3,2 | - | 6,5 | 3,2 | - | 54,9 | - |
Торговые ряды | 100,0 | - | - | 41,7 | - | 25,0 | 8,3 | 25,0 | - | - | - |
Проанализируем в таблице 4 показатели состояния магазинной торговли и оборота розничной торговли в разрезе административных районов города.
Число магазинов на 1000 жителей в среднем по городу составляет 1,98 единиц. Тройка «лидеров» по этому показателю - Центральный, Железнодорожный и Ленинский районы. Меньше всего магазинов на 1000 жителей в Первомайском и Дзержинском районах.
Чем ниже покупательская способность населения, тем, как правило, выше доля продовольственных магазинов в структуре розничной торговой сети. Если в среднем по городу доля продовольственных магазинов составляет 38,7%, то в трех районах - Первомайском, Кировском и Калининском - она более 50%. Показатель доли продовольственных магазинов тесно связан с предыдущим - числом магазинов на 1000 жителей. В тех районах, где сеть в количественном отношении более развита, лучше и ее структура по признаку специализации. Например, в Центральном, Железнодорожном и Ленинском районах доля продовольственных магазинов минимальна, а непродовольственных - выше 80% (Центральный и Железнодорожный районы) при среднегородском значении этого показателя - 59,1%.
Как отмечалось выше, розничная торговая сеть в г.Новосибирске представлена следующими ее видами: магазинами, павильонами, магазинами модульного типа, киосками, рынками, ярмарками, торговыми комплексами, торговыми рядами и сезонной мелкой розницей. Уровень цивилизованности розничной торговли в значительной степени определяется структурой покупок, совершенных в различных видах розничной торговой сети. Чем больше покупок совершается в магазинах, тем выше этот уровень. Сделать такую оценку для г.Новосибирска не представляется возможным из-за отсутствия статистических данных о величине оборота розничной торговли в различных видах сети. Однако мы можем рассчитать соотношение численности магазинов и большей части мелкой розницы - павильонов, киосков, магазинов модульного типа (абстрагируясь, для корректности сопоставления, от таких видов розничной торговой сети как рынки, ярмарки, торговые комплексы и ряды, сезонная мелкая розница). Таким образом, доля численности магазинов, в среднем по городу, составляет 48%. Как следует из данных таблицы 4, самое высокое значение этот показатель имеет в трех районах - Железнодорожном, Центральном и Ленинском. В остальных - он ниже среднегородского, а в Советском, Октябрьском и Дзержинском - меньше 30%.