2.3.1. Система программных мероприятий по развитию оптовой торговли
Подпрограмма 1 | Развитие оптовой торговли Новосибирска | |||
Цель 1 | Разработка организационно-правового механизма развития крупного опта, обслуживающего межрегиональные хозяйственные связи | |||
Задача 1 | Создание условий для транзитных поставок крупных партий товаров местного производства в соседние регионы. | |||
Ресурсное обеспечение | ||||
| Объем средств, млн. руб. | |||
2005 | 2010 | 2015 | 2020 | |
средства бюджета | - | - | - | - |
внебюджетные средства | 0,5 | - | - | - |
средства инвесторов | 11,0 | 1200 | - | - |
Содержание задачи 1.1.1.
Новосибирск обладает значительным потенциалом развития производства потребительских товаров. Удельный вес легкой и пищевой промышленности в общем объеме промышленного производства возрос по сравнению с 1990 г. на 3% и составил в 2002 г. 20%.
К числу базовых отраслей промышленности города относится пищевая промышленность, включая мукомольно-крупяную. Крупнейшими производителями являются ОАО «Мясоконсервный комбинат», ОАО «Сибирское молоко», ОАО «Жировой комбинат», ЗАО «Шоколадная фабрика «Новосибирская», ООО Фирма «Кондитер», ОАО «ВИНАП», ОАО ПКФ «Новосибхлеб», ОАО «Русич», ОАО «Мелькомбинат N 1», ОАО «Новосибирская макаронная фабрика», ОАО «Новосибирскрыба», ОАО «Восход», ООО «Торговая площадь» и другие.
Основные отрасли легкой промышленности - швейная (ОАО «СИНАР», ОАО «Северянка», ОАО «Детская одежда» и др.), текстильная (ЗАО «Новосибирская хлопко-льняная компания»), кожевенная, меховая и обувная (ЗАО «КОРС», ЗАО СОК «Вестфалика», ЗАО «Льняные изделия», ЗАО «Сибирская кожгалантерея»). В группе других промышленных производств функционируют ЗАО «Пионер» (производство игрушек), ЗАО «Буревестник» (производство товаров для рыболовов) и др.
Проводившийся в 2002 г. конкурс продукции, услуг и технологий «Новосибирская марка» выявил еще более 30 предприятий, чья продукция была признана лучшей в номинациях «Продовольственные товары» и «Промышленные товары для населения».
Статистические данные, характеризующие развитие производства потребительских товаров в городе, представлены ниже (табл.12).
Динамика производства потребительских товаров за период 2000-2002 г.г.
Таблица 12
Потребительские товары | 2000г. | 2001г. | 2002г. | |||
млн. руб. | доля, | млн. руб. | доля, | млн. руб. | доля, | |
Всего | 7240,1 | 100,0 | 8588,8 | 100,0 | 9521,2 | 100,0 |
пищевые продукты | 4028,8 | 55,6 | 5134,3 | 59,8 | 6009,2 | 63,1 |
непродовольственные | 2357,8 | 32,6 | 2689,2 | 31,3 | 2809,8 | 29,5 |
винно-водочные | 853,5 | 11,8 | 765,3 | 8,9 | 702,3 | 7,4 |
Данные таблицы указывают на устойчивый рост производства в суммарном выражении как по общему объему, так и по двум важнейшим позициям - пищевым продуктам и непродовольственным товарам. Доля пищевых продуктов за период 2000-2002г.г. увеличилась на 7,5% и составила в 2002 г. 63,1%.
Анализ производства промышленной продукции в натуральном выражении за 2000-2003 годы свидетельствует о положительных тенденциях по ряду позиций: кожаной обуви (темп роста - 119,3%), мясу и субпродуктам (рост - 2,3 раза), колбасным изделиям (темп роста - 188,9%), хлебу и хлебобулочным изделиям (124,2%), макаронным изделиям (158,1%).
Большинство новосибирских предприятий, производящих конкурентоспособную продукцию, стремится развивать торговые связи с другими регионами страны. Однако жесткие условия выхода на новые рынки делают эту задачу сложной, особенно для небольших или новых производств.
Рассматривая межрегиональные хозяйственные связи крупных новосибирских предприятий, производящих потребительские товары с иногородними покупателями, можно отметить функционирование двух типов каналов распределения:
а) предприятие-изготовитель > оптовая организация в регионе потребления > магазин > потребитель;
б) предприятие-изготовитель > местная (новосибирская) оптовая организация > оптовая организация в регионе потребления > магазин > потребитель.
В первом случае рост объемов оптовых продаж сдерживается за счет ограниченных возможностей оптового звена в регионе потребления.
Во втором - движение товаров через два оптовых звена и, как следствие, высокая розничная цена отрицательно влияют на конкурентоспособность продукции новосибирских предприятий за пределами региона.
Правильный подход к решению поставленной задачи лежит на пути интеграции сбытовой деятельности всех заинтересованных предприятий-изготовителей. Ассоциация может быть реализована в форме закрытого или открытого акционерного общества. Ключевым звеном новой организации должен стать мощный оптовый центр с единой сбытовой системой.
Важнейшим конкурентным преимуществом должна стать коммуникационная политика ассоциации, направленная на формирование и продвижение единого брэнда продукции всех членов ассоциации - «Сибирская марка».
Основные мероприятия по решению задачи 1.1.1.
Наименование мероприятий | Ответственные организации и | Сроки | Объем |
Формирование мнения в среде предприятий- изготовителей о необходимости интеграции усилий в области сбыта (СМИ, семинары, круглые столы, и т.п.) | ДПРУ и ПП | 2005-2006 | - |
Разработка правовой основы создания | - | ||
Разработка организационной структуры | ДПРУ и ПП | 2005-2006 | 1,0 |
Определение местоположения и разработка | ГУА и Г, | 2005 | 10,0 |
Организация и проведение тендера на | Тендерная комиссия | 2005 | - |
Строительство первой, второй и т.д. | Инвесторы | 2006-2010 | 1200 |