1.1. Основополагающие принципы
Программа строится на основе следующих принципов: конкретность, комплексность, целенаправленность, индикативность, креативность, модульность, столичность.
Конкретность. Программа неразрывно связана со Стратегическим планом устойчивого развития города Новосибирска и органично вытекает из его содержания. Без культуры генеральная цель стратегического планирования не может быть достигнута. Программа опирается на фундаментальные положения стратегического плана о росте культурного потенциала жителей города как о важнейшем факторе, обеспечивающем успешное развитие гражданского общества, стабильность социально-культурных отношений и общественное согласие между населением, бизнесом и властью, поскольку неудовлетворенные культурные запросы, нарушение прав граждан на широкий доступ к культурным ценностям, снижение уровня социальных гарантий и слабые меры социальной защиты работников культурной сферы играют дестабилизирующую роль и могут приводить к социальным конфликтам. Культурная сфера как социальный институт обеспечивает целостность общества, его преемственность, развитие и совершенствование через гармонизацию и гуманизацию общих и индивидуальных интересов, через обеспечение культурного и духовного развития всех его членов.
Существенное место в Программе занимает укоренившаяся в базисе Стратегического плана трактовка культурных процессов в двух возможных измерениях - узком (отраслевая культура) и широком (надотраслевая культура). При этом культура в традиционном, узком смысле слова рассматривается как ответвление в ряду других отраслей народного хозяйства, таких как промышленное и сельскохозяйственное производство, транспорт, связь, наука, образование, здравоохранение и т. п. В этом смысле культура охватывает прежде всего профессиональное и любительское искусство, народное творчество, культурно-досуговую и культурно-просветительскую деятельность со своими организациями и учреждениями, театрами, музеями, библиотеками, художественными учебными заведениями. Культура же в широком значении - это система внебиологически выработанных механизмов (приемов, методов, способов, процедур), программирующих все многообразие жизнедеятельности человека, внеприродный способ сохранения накопленного человеческого опыта и его передача каждому входящему в мир индивиду и каждому поколению людей. Общественный статус культуры будет по-прежнему принижаться, если за ее границы будут выведены культура труда и производства, культура политическая, правовая и нравственная, культура межнациональных отношений и т. п. Таким образом, культура - это единая сфера производства, распространения, потребления и сохранения культурных благ вне зависимости от ведомственной принадлежности и подчиненности субъектов культурной деятельности.
Одновременно с этим Программа не дублирует Стратегический план. В ней нет обоснования избранных подходов, подробного исторического экскурса с описанием периодов и закономерностей становления культурного потенциала города, анализа карты основных проблем, оценки современной ситуации как рубежной для начала принципиально нового этапа - этапа устойчивого развития и т.д. Программа представляет собой конкретизацию одного из важнейших стратегических направлений развития города, определяет пути достижения поставленной цели и содержит выверенную по срокам систему проектов и необходимых для их осуществления ресурсов. Программа служит для организации в выбранном приоритетном направлении на всех стадиях достижения соответствующей стратегической цели эффективного использования материальных, трудовых, финансовых, научно-технических и информационных ресурсов, сгруппированных по их целевому назначению и источникам.
Комплексность. Выражается во взаимосвязи всех программных мероприятий и их исполнителей как по вертикали (программные блоки - программы - подрограммы - конкретные проекты; департаменты и комитеты мэрии - учреждения культуры - общественные организации), так и по горизонтали: межотраслевые программы и проекты, внутриотраслевые программы и проекты по различным типам культурных учреждений.
Целенаправленность. Этот принцип предполагает четкую целевую направленность программных мероприятий и адресное предоставление государственной поддержки организациям и деятелям культуры с учетом общественной ценности и значимости производимого ими культурного продукта, отношения к результатам творческой деятельности как средства для формирования позитивной ценностной ориентации населения (и, в особенности, молодежи).
Индикативность. Важнейшими индикаторами функционирования отрасли являются не только количественные, но в большей степени качественные характеристики, свидетельствующие о востребованности населением города культурного продукта, предлагаемого соответствующими учреждениями. Разработка, корректировка системы программных мероприятий и мониторинг хода реализации Программы должны строиться с опорой на следующие показатели:
- рост образованности населения города;
- развитие духовных потребностей, увеличение спроса на культурный продукт, проявляющиеся в расширении объема его реализации (посещаемость объектов культуры);
- рост разнообразия предлагаемого культурного продукта (признание многообразия форм культурной деятельности в их динамике является залогом сохранения и развития культурного потенциала гражданского общества);
- повышение качества культурного продукта, его художественного уровня и привлекательности;
- динамика поэтапного устранения диспропорции между «потребным» и реально существующим уровнем ресурсного обеспечения отрасли.
Креативность. При всей исключительной важности устоявшихся форм культурной деятельности, традиций и ценностей прошлого, большая роль в Программе отводится творчеству, активному генерированию новых культурных норм и идеалов. Мобильность и актуальность должны стать одними из существенных критериев при выборе приоритетов развития культуры в Новосибирске. Городские культурные инициативы способствуют появлению событий, которые могут эффективно продвигать межмуниципальные, экономические, производственные и социальные Программы.
Развитие информационных потребностей в условиях глобализации идеологических, экономических и социальных институтов - генеральная линия эволюции современного общества и фоновая составляющая культурной деятельности в ближайшем и отдаленном будущем. Мощным и уникальным каналом распространения культурной информации, новым средством производства оригинальных ценностей культуры становится телевидение (никакой другой вид духовного производства не имеет сегодня столь широкого и многоликого потребителя, телевизионные передачи стали одним из важнейших видов культурно-досуговой деятельности населения). Возрастает роль культурологических аспектов телевизионных PR-технологий, интегрирующих различные компоненты рекламы, журналистики, психологии, социологии и способствующих успешному и быстрому продвижению на рынок потребления «продукта» этих технологий (политики, клиента, товара и т. д.), ориентированного на различные аспекты массовой культуры или культуры целевой аудитории (в зависимости от вида маркетинга). Гигантскими возможностями ретрансляции культуры обладает Интернет. Большим успехом пользуются WEB-сайты, где тексты дополняют изображение, а не подменяют его. Интернет превращается в новое зрелище, что позволяет сравнить его с телевидением, причем с телевидением особым, где пользователь в соответствии со своим вкусом может выбирать из практически неограниченного числа «программ».
Таким образом, перспективным направлением развития культуры можно считать использование высоких информационных технологий. Приоритетными должны стать: развитие в Новосибирске собственной информационной среды, развернутой в сторону культурной проблематики, превращение города в один из ведущих центров притяжения российской и мировой Интернет-общественности (on-line сообщества являются прообразом будущего информационного общества) с проведением регулярных выставок и других культурных акций, сопровождаемых мощной информационной составляющей, Интернет-конкурсами, фестивалями и т. д. Мониторы и плазменные панели, установленные на зданиях, должны стать оформлением целых улиц и пешеходных зон, активно содействовать решению социально-значимых проблем, таких как улучшение качества городской среды, пропаганда здорового образа жизни, профилактика наркомании, освоение пространства свободного времени детей, молодежи и взрослых.
Модульность. Программа предусматривает возможность встраивания в ее структуру отдельных блоков, дополнительных программных мероприятий по развитию актуальных направлений культурной деятельности города.
Столичность. Этот основополагающий принцип Программы означает ориентированность на всемерное укрепление роли Новосибирска как культурной столицы Сибирского федерального округа. Программные мероприятия направлены на искоренение комплекса культурного провинциализма и создание плотной, разнообразной культурной среды, которая определяет возможности Новосибирска как высоко конкурентоспособного города в процессе культурного обмена, его способность выполнять и укреплять роль культурной и интеллектуальной столицы крупного региона.
Город имеет собственную культурную элиту, большой процент научной, инженерно-технической и гуманитарной интеллигенции, характеризуется высокоразвитым искусством, готовым конкурировать на межрегиональном и всесибирском, а в некоторых случаях - на всероссийском и международном уровнях. Культурная сфера Новосибирска должна отвечать «нормативным» показателям обеспеченности, отличаться многообразием высококачественного специфического культурного продукта и услуг, что создает хорошие возможности свободы их выбора. Культурный потенциал города на рубеже ХХ и XXI веков позволяет говорить о нем как о крупном культурном центре и утверждать, что уже сегодня:
Новосибирск - город театральный;
Новосибирск - город музыкальный;
Новосибирск - город литературный;
Новосибирск - город высокоразвитого изобразительного искусства;
Новосибирск - город музейный;
Новосибирск - город кинематографический;
Новосибирск - город телевизионный;
Новосибирск - город интеллектуальный;
Новосибирск - город разветвленной системы художественного образования;
Новосибирск - город известных фестивалей, конкурсов и других крупных культурных событий.