Перспективы развития системы обеспечения общественной безопасности и правопорядка в Новосибирске в прогнозируемый период будут определяться, с одной стороны, объективными тенденциями развития мегалополиса, и, с другой стороны, государственной стратегией формирования институтов гражданского общества.
Противоречивые тенденции централизации и регионализации общественной жизни могут привести как к усилению ответственности органов муниципального управления за состояние общественной безопасности и правопорядка на территориях и соответствующей реорганизации правоохранительных органов, так и к централизации этих функций в федеральных ведомствах. Но и в том и другом случае будет нарастать институциональное разнообразие и сложность организации действующих на территории муниципального сообщества органов обеспечения общественной безопасности и правопорядка, что потребует значительных усилий по интеграции их деятельности и соответствующей структурации муниципальной политики.
Социум Новосибирска находится в настоящее время в точке бифуркации, и его будущее определяется стечением глобальных тенденций и контртенденций, взаимодействие которых либо превратит Новосибирск в «коллапсирующее скопление» со стабильной, даже застойной хозяйственной структурой, снижением численности населения и сопутствующей провинциализацией городской жизни, либо позволит Новосибирску подтвердить свою репутацию молодого, динамично развивающегося города с интенсивным притоком населения и статусом столицы Сибири. Вариант «тихого коллапса» потребует, безусловно, заметно меньших усилий по обеспечению общественной безопасности и правопорядка по сравнению со вторым, более ресурсоемким «нео-чикагским» вариантом, требующим как жесткости и мобильности силовых структур, так и значительных затрат по социокультурной адаптации мигрантов, предупреждению делинквентного поведения молодежи, страхованию рисков развития.