Введение
Стратегический план развития г. Новосибирска, для решения задач которого была разработана комплексная целевая программа «Совершенствование образования города Новосибирска» «представляет собой договор общественного согласия, инструмент организации взаимодействия муниципалитета, бизнеса и общественности» (стр.163 Стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска), обеспечивающий высокое качество жизни его жителям.
Образование, будучи одной из социальных технологий формирования общества, является механизмом, обеспечивающим устойчивое развитие города, поэтому в Стратегическом плане развития г. Новосибирска образование рассматривается в двух аспектах: как цель и ценность городского сообщества, и как условие устойчивого развития города.
Совершенствование образования города не может быть обеспечено только усилиями и ресурсами самой системы образования. Необходимо выйти за границы системы образования и в качестве объекта стратегического управления выделить сферу образования города. Именно сферное строение образования позволяет эффективно организовывать процессы функционирования, обновления и развития образования, оно исходит из нужд истории и перспектив г. Новосибирска и учитывает интересы и цели его жителей. Поэтому программа совершенствования образования г. Новосибирска интегрирует ценности, цели, задачи, процессы, мероприятия и ресурсы всех организаций и ведомств, деятельность которых направлена на образование его населения.
Посредством непрерывного образования все жители г. Новосибирска должны получить равные возможности адаптироваться к требованиям социально-экономических перемен и активно участвовать в формировании будущего города, в реализации сценариев и задач его стратегического развития.
Непрерывное образование имеет огромное значение в стратегическом развитии города, потому что Россия входит в постиндустриальное общество и всё больше становится "обществом, основанном на знании" (knowledge-based society):
· информация, знания, а также мотивация к их постоянному обновлению и навыки необходимые для этого становятся решающим фактором развития страны, конкурентоспособности и эффективного рынка труда;
· житель современного мегаполиса живет в сложной социально-политической среде, где полноценное развитие личности невозможно без умения активно участвовать в общественных процессах и адаптироваться к культурному, этническому и языковому разнообразию.
В современном обществе образование выполняет три взаимосвязанные функции: обучения, воспитания и развития. Эти функции реализуются через выращивание и формирование личности в образовательной сфере, которое в Новосибирске представлено разнородными институтами науки, образования, права, экономики, искусства, религии. Поэтому деятельность по управлению образованием необходимо должна носить межведомственный характер. Идея преодоления межведомственных барьеров в обеспечении процесса устойчивого развития города является одной из основополагающих идей Стратегического плана и реализуется в данной КЦП как в инструменте ясной и аргументированной образовательной политике муниципалитета.
Индикаторы успешного выполнения программы формулируются как понятные и очевидные для всех жителей г. Новосибирска, как сопоставимые с показателями состояния сферы образования других аналогичных российских мегаполисов и российскими и международными показателями, и как позволяющие отслеживать динамику развития данной сферы до 2020 года.