В последние годы в городе Новосибирске проведены организационно-структурные преобразования. Во всех районах города созданы службы заказчика. Разделены функции заказчика и подрядчика. Оказана методическая и организационная поддержка функционирования территориальных органов самоуправления (далее ТОС), товариществ собственников жилья (далее ТСЖ) и жилищно-строительных кооперативов (далее ЖСК). Муниципальный заказ на оказание жилищно-коммунальных услуг населению размещается на конкурсной основе.
Введены в действие нормативные, правовые акты мэра и распорядительные документы департамента, позволяющие решать задачи финансово-экономической стабилизации отрасли энергетического и жилищно-коммунального комплекса. В них предусмотрено повышение эффективности работы и снижение издержек отрасли, совершенствование договорных отношений в сфере оказания услуг и стимулирование заключения населением договоров на предоставление услуг, намечены пути реализации различных целевых программ.
Постоянно обеспечивался контроль состояния систем жизнеобеспечения. Привлечены средства инвесторов на модернизацию и капитальный ремонт отдельных элементов систем жизнеобеспечения. Работа по предотвращению аварийных ситуаций проводилась в возрастающих объемах, в результате чего удалось предотвратить дальнейшее снижение надежности работы отрасли, прежде всего по причинам несвоевременной замены выслуживших безопасные сроки эксплуатации оборудования и элементов.
Большое внимание уделено повышению квалификации кадров, обеспечивающих безаварийную работу отрасли. За последние годы существенно повышены возможности работы специалистов отрасли по диагностике оборудования и элементов систем, улучшена их техническая вооруженность и материально-техническое обеспечение. Уровень заработной платы специалистов отрасли позволил снизить текучесть кадров, повысить производительность труда, и главное - повысить качество выполненных работ. Количество повторных аварий на системах за три года снижено в 1,4 раза.
Возрос объем капитального ремонта и модернизации старого жилищного фонда. В городе увеличился снос ветхого опасного для проживания жилья.
Возросли объемы работ по выводу из эксплуатации и замене оборудования выслужившего сроки на системах водоснабжения, канализования, теплоснабжения, электроснабжения.
Обострилась проблема технического состояния лифтов в домах муниципального жилищного фонда. По состоянию на 01.01.2005 г. в городе из общего количества лифтов 1774 лифта (29%) выслужили нормативные сроки эксплуатации (25 лет и более) и подлежат модернизации и замене. Их эксплуатация продолжается.