Недействующий

О стратегическом плане устойчивого развития города Новосибирска (продолжение 1, приложения 1 - 9)(с изменениями на 26 октября 2011 года)(утратило силу)

III. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами



Современный этап становления Российского государства требует кардинального рассмотрения проблем здоровья населения, с включением этого критерия в стратегические планы социального и экономического развития его отдельных регионов. Главным стратегическим элементом развития общества является человеческий капитал. В социально-гигиеническом аспекте ЧК - это накопленные в населении способности восстанавливать и развивать в поколениях людей социально-биологические свойства, здоровье, уклад и образ жизни, знания, созидательный труд и т.п.  Характер его развития отражают процессы воспроизводства и потерь здоровья населения, формирования жизненного, трудового, репродуктивного потенциалов (количественные характеристики поколений), а также показатели здоровья, уровня образования, культуры, профессиональной подготовки и т.д. (качественные характеристики поколений).

Город представляет собой динамическую систему, в которой развитие населения, замену поколений необходимо рассматривать в виде потока в социальном пространстве, на пути которого формируются три основные компоненты этого пространства: социально-трудовая, социально-культурная и     социально-экологическая. В настоящее время в России продолжает доминировать социально-трудовая компонента. Главным признаком успешного развития города считается формирование материального и финансового капитала. В этих условиях человеческий капитал подвергается более интенсивному использованию, что ведет к значительным издержкам в виде повышения смертности и сокращения продолжительности жизни поколений, высокой распространенности заболеваний, в том числе социально значимых, а также значительному недовоспроизводству населения.

В программе «Здоровый город» приоритеты в охране и укреплении здоровья рассмотрены через призму формирования человеческого капитала, его потерь в результате заболеваемости,  инвалидности и смертности. Определены основные стратегические позиции в оздоровлении города, которые охватывают проблемы от создания адекватной системы воспроизводства здоровья новых поколений, сохранения жизненного, трудового и репродуктивного потенциала населения, разработки и реализации идеологии здорового образа жизни, до формирования системы медико-социальной экспертизы планов и проектов развития города Новосибирска, его отдельных подсистем.

В программе представлена концепция, стратегические позиции на период до 2020 года, основные направления деятельности, ожидаемые конечные результаты, критерии эффективности.

В целом программа «Здоровый город» (как отражающая деятельность всего городского сообщества) ориентирована на критерии общественного здоровья, под которым понимается процесс оптимального соотношения воспроизводства населения с его психофизическим развитием, распространенностью болезней и интенсивностью вымирания в данных условиях окружающей среды и развития общественной системы.

Отсюда, «здоровый город» следует понимать не только как результат мероприятий по повышению уровня здоровья жителей, но и как процесс формирования и развития жизненного, трудового и репродуктивного потенциалов населения с адекватным потреблением человеческого капитала и стремлением создания оптимальных условий жизнеобеспечения (среда, экономика, социальные условия). При этом город должен стремиться к сбалансированности трех основных подсистем «Население - Среда - Ресурсы».

В основе программы «Здоровый город» заложены такие базовые ценности городского сообщества как семья и здоровье новых поколений, здоровый образ жизни, здоровье и безопасность (социальная компонента); здоровье и окружающая среда (экологическая компонента); сохранение и развитие человеческого капитала (экономическая компонента).

Среди условий, обеспечивающих эффективность реализации программы «Здоровый город», можно выделить следующие:

- население города должно рассматриваться в качестве цели общественного развития, а не как средство для решения социально-экономических задач;

- планирование стратегии следует ориентировать на закономерности развития общественной системы во взаимосвязи со здоровьем населения, а не на оценку влияния отдельных факторов среды на состояние здоровья человека (индивида);

- главными  критериями   общественного  здоровья  являются  медико-демографические процессы, их характер и тенденции, а их более глубокое познание должно опираться на целый комплекс социально-гигиенических, эпидемиологических, клинических, медико-биологических, генетических и т.п. исследований;

     - решение проблем должно носить комплексный характер, с включением всех подсистем территории, служб, ведомств в систему охраны здоровья населения, а не ограничивается деятельностью только учреждений здравоохранения;

- учреждения здравоохранения необходимо рассматривать не только как службы для оказания медицинской помощи населению, но и в качестве экспертов, оценивающих работу других подсистем города по сохранению и укреплению здоровья населения.

          Программа «Здоровый город» предусматривает реализацию ряда технологических этапов:

- социально-гигиеническая оценка существующей системы охраны здоровья населения территории, которая включает в себя: социально-гигиеническую  паспортизацию  (оценка  демографической ситуации, потерь здоровья населения, анализ состояния окружающей среды и условий труда, оценка санитарно-эпидемиологического благополучия объектов социальной сферы, ресурсов оздоровительных учреждений, здравоохранения и социальной помощи);социологическую оценку (изучение мнения населения, специалистов и т.д.);оценку существующих организационных и законодательных мер (анализ организационно-функциональной структуры управления в городе, системы правового регулирования, а также планов и программ, касающихся охраны здоровья населения);

- экспертная оценка проблем здоровья населения и путей их решения с  формированием вариантов (моделей) стратегии оздоровления населения города, дальнейшей оценке реализуемости проектов стратегических решений, и формировании соответствующих проектов изменений в организационной структуре и законодательной базе.

В процессе реализации программы проводится оценка эффективности ее реализации на основе выполнения мероприятий и изменений в показателях здоровья населения.

В качестве основы разработки стратегии города принят цикл смены поколений (20-25 лет), поэтому стратегические позиции необходимо определять исходя из параметров формирования следующего поколения новосибирцев. Данный временной период позволяет оценить и реализовать стратегию относительно формирования человеческого капитала через воспроизводство, воспитание, образование, профессиональную подготовку, формирование духовного мира, здоровья новых поколений.

Исходя из сложившихся проблем в сохранении здоровья населения и формирования человеческого капитала, развитии ситуации в перспективе, определены основные стратегические позиции программы «Здоровый город»:

- создание адекватной системы воспроизводства здоровья новых поколений, материальной и социальной поддержки молодых семей;

- включение жизненного и трудового потенциалов населения в экономические процессы с развитием системы страхования здоровья и медико-профилактической помощи;

- совершенствование организации медицинской помощи и обслуживания лиц пожилого возраста, развития геронтологической службы;

- проведение    социальной   политики   по    оптимизации    санитарно-гигиенического и эпидемиологического благополучия городской среды;

- разработка идеологии и реализация программ здорового образа жизни, создание условий для всемерного развития физической культуры, рационального питания, профилактики социально обусловленной патологии;

- совершенствование системы подготовки медицинских кадров на всех уровнях и по всем аспектам;

- разработка и реализация высоких медицинских технологий, в т.ч. импортозамещающих;

- медико-социальная экспертиза планов и проектов, в т.ч. по стратегическому развитию города Новосибирска.