Состояние и прогноз развития образования Новосибирска определяется его прошлым, настоящими и будущим. Как крупнейший научный, промышленный и культурный центр Сибири Новосибирск накопил значительный образовательный потенциал. Достижения сферы образования г. Новосибирска общепризнанны, особенно в сфере гимназического и лицейского образования, физико-математической и музыкальной подготовки одаренных детей, подготовки специалистов с высшим образованием в области высоких технологий (физика, биология, информатика) и ряде инженерных специальностей. В городе сложилась система непрерывного образования, включающая 270 учреждения дошкольного образования на 44,5 тысячи мест, 225 государственных и 17 негосударственных общеобразовательных учреждений, в которых соответственно обучается 139 тыс. и 1,7 тыс. человек, а работает 16,5 тыс. педагогических работников, из них 15,5 тыс. учителей, 36 учреждений начального профессионального образования, в которых обучается 16,1 тыс. человек, 40 государственных и 5 негосударственных средних специальных учебных заведений с контингентом учащихся соответственно 53,6 тыс. и 1,2 тыс. человек, 19 государственных и 17 негосударственных вузов и филиалов вузов с общим числом студентов 159,6 тыс. человек. В городе имеется свыше 100 учреждений дополнительного образования детей и более 200 организаций дополнительного профессионального образования, которые предоставляют образовательные услуги практически всем желающим.
Система подготовки кадров для сферы образования включает Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, другие учреждения дополнительного профессионального образования, 3 педагогических колледжа. Ежегодно выпускается свыше 3,7 тыс. учителей с высшим образованием и около 2,2 тыс. человек - со средним. Подготовка и повышение квалификации преподавателей вузов и ссузов проводится во всех государственных вузах города в соответствии с их профилем и отраслевой направленностью - в Новосибирском государственном университете (до 60-70 человек в год), в Новосибирском государственном техническом университете, а также в отраслевых университетах. В аспирантурах и докторантурах 15 вузов города готовятся кадры высшей квалификации для сферы образования. Кроме того, в городе имеется множество субъектов, оказывающих образовательные услуги населению города: театры, музеи, библиотеки, образовательные центры, общественные объединения.
В образовательной сфере города имеется значительное число точек роста: разрабатываются и внедряются прогрессивные образовательные концепции и технологии, организуются образовательные учреждения новых типов и видов, создаются и осваиваются новые учебники, реализуются инновационные проекты.
В результате проведенных экспертных опросов и обобщения материалов общественных слушаний установлено, что в городе имеется большой инновационный потенциал, который постоянно проявляется в инновационных педагогических инициативах в системе формального образования (авторские программы, учебники, авторские модели школ, авторские формы организации и управления образовательным процессом). Кроме этого, существует множество инновационных начинаний в сфере неформального образования: ежегодно проводится международная выставка обучающих средств, оборудования, материалов, инновационных идей «Учсиб» на территории выставочного комплекса «Сибирская ярмарка», развивается образовательный детский туризм, появляется все большее количество образовательных сайтов в сети интернет, растет число коммерческих и общественных объединений, занимающихся образованием (детская телестудия "Старая мельница", детская студия мультипликации, Центр детско-юношеского творчества "Смайл", развивается музейная педагогика, работает множество воскресных школ: творческого и научного характера).
Вместе с тем, в сфере образования г. Новосибирска обнаруживаются негативные тенденции, проблемы и недостатки, которые должны быть устранены посредством настоящей КЦП. Это, прежде всего: нестабильность образовательной сферы, разобщенность и конкурентность образовательных учреждений, проектов и событий, стихийность и слабая координация инновационной деятельности.
Нестабильность проявляется в недостаточном финансировании муниципальных образовательных учреждений, в высокой текучести и старении кадрового состава, в недостаточном обновлении технологий образования, в нестабильном правовом пространстве, в неполном исполнении существующих нормативно-правовых актов, в нестабильном спросе на выпускников учреждений профессионального образования, в снижении доступности бесплатного и повышение доли платного профессионального образования. Нестабильное функционирование образовательной сферы ведет к недовольству, как среди представителей системы образования, так и городского сообщества, потребляющего образовательные услуги.
Разобщенность обнаруживается в конкурентно-соревновательных, а иногда даже в антагонистичных отношениях между образовательными учреждениями, проектами и событиями. Нередко образовательные события и проекты дублируют друг друга, перегружают образовательную сферу, затрудняют деятельность образовательных учреждений, следствием этого является снижение эффективности функционирования и развития образовательной сферы, качества и доступности образовательных услуг.
Кроме этого следует признать, что в городе отсутствует механизм общественной инициации, консолидации, поддержки и ресурсного обеспечения инновационных процессов в образовании. Огромный инновационный образовательный потенциал города из-за слабой координации зачастую не получает широкого распространения и поддержки. Инновации часто остаются уделом энтузиастов-одиночек или творческих педагогических коллективов и не внедряются в деятельность образовательных учреждений города. Из-за своей раздробленности, стихийности и плохой координации этот инновационный потенциал не находит должного отражения в имеющихся статистических показателях.
Выявленные негативные тенденции определили структуру комплексной целевой программы «Совершенствование образования города Новосибирска». Для решения проблем и устранения негативных тенденций в программе предлагается отладить управление стабилизирующими процессами для повышения стабильности, консолидирующими процессами для большей интеграции и лучшей синхронности функционирования образовательной сферы города, инновационными процессами для развития образовательной сферы и запуска процесса её саморазвития.
В каждой подпрограмме соблюдается принцип разделения образовательной сферы на системы формального и неформального образования, ставятся стратегические задачи, обеспечивающие цели и подцели всеми необходимыми ресурсами.
Наиболее полная и успешная реализация комплексной целевой программы «Совершенствование образования города Новосибирска» возможна в условиях развитого государственно-общественного управления сферой образования.