Недействующий

О стратегическом плане устойчивого развития города Новосибирска (продолжение 1, приложения 1 - 9)(с изменениями на 26 октября 2011 года)(утратило силу)


6.  Ресурсное обеспечение Программы



Обеспечение устойчивой и надежной работы энергетического и жилищно-коммунального комплекса требует принятия дополнительных мер бюджетной поддержки для проведения неотложных ремонтных и восстановительных работ, в первую очередь, за счет средств региональных и местных бюджетов. Оперативная мобилизация ресурсов направлена на решение задач модернизации и технического переоснащения котельных, сетей тепло- и водоснабжения, очистных сооружений, внедрение современных энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном комплексе.

Задача мобилизации финансовых ресурсов для обеспечения устойчивой работы энергетического и жилищно-коммунального комплекса будет решаться с привлечением средств бюджетов и коммунальных предприятий, а также заемных средств.

Финансовые механизмы должны предусматривать и сочетать максимально эффективное использование средств из различных источников, в том числе бюджетов различных уровней, для финансирования мероприятий по модернизации жилищно-коммунального комплекса в рамках реализации Программы.

Финансирование Программы  будет производиться в различных формах, в том числе через предоставление инвестиционных средств (на безвозвратной и возвратной основе), поддержки в получении частных заемных ресурсов. Средства  бюджета могут направляться на модернизацию объектов жилищно-коммунальной сферы, имеющих важное значение для обеспечения жизнедеятельности города.

Структура финансирования мероприятий Программы по реформированию и модернизации энергетического и жилищно-коммунального комплекса   состоит из составных  частей:

· средства регионального бюджета;

· средства бюджета города, предоставляемые в различной форме, органам местного самоуправления, предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющим проекты по модернизации жилищно-коммунального комплекса;

· средства предприятий энергетического и жилищно-коммунального комплекса;

· дополнительно привлеченные средства частных кредиторов, в том числе, под гарантии  органов местного самоуправления.

Участие в Программе, в случаях заемного финансирования, требует обязательной оценки кредитоспособности заемщика - предприятия энергетического, жилищно-коммунального комплекса или органа местного самоуправления и обоснованности проектных предложений по модернизации жилищно-коммунального комплекса.     

Возможность привлечения долгосрочных инвестиционных ресурсов определяется в значительной степени тем огромным потенциалом ресурсосбережения, которым обладает сегодня энергетический и жилищно-коммунальный комплекс.

Экономическая привлекательность ресурсосберегающих проектов состоит в том, что в качестве источника погашения заемных средств, взятых на реализацию проекта, могут использоваться средства, сэкономленные в результате сокращения себестоимости производства и потребления коммунальных услуг. Модернизация энергетической и коммунальной инфраструктуры приведет к существенному сокращению себестоимости производства услуг, а модернизация жилищного фонда - к сокращению потребления ресурсов и, следовательно, к получению значительного экономического эффекта от инвестиций.

Органы местного самоуправления могут создать условия для привлечения в энергетический и жилищно-коммунальный комплекс инвестиционных ресурсов коммерческих банков  или иных источников заемных средств, в первую очередь, путем реструктуризации и ликвидации задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса, снижения рисков инвестирования и отработки механизмов привлечения заемного финансирования.

Объемы предложения заемного финансирования проектов по модернизации и развитию энергетического и жилищно-коммунального комплекса невелики в связи с высокими рисками инвестирования, высоким уровнем задолженности жилищно-коммунальных предприятий, низкой  прозрачностью в сфере корпоративного и финансового управления предприятий энергетики и ЖКХ,  отсутствием опыта у предприятий - потенциальных заемщиков по подготовке кредитных заявок и  бизнес-планов проектов, а у потенциальных кредиторов - навыков оценки кредитоспособности заемщиков и обоснованности кредитных проектов.

        Органы местного самоуправления, заинтересованные в создании условий для привлечения долгосрочных заемных ресурсов для финансирования крупных инвестиционных проектов по модернизации энергетического и  жилищно-коммунального комплекса, которые не могут быть профинансированы за счет текущих доходов предприятий или бюджета, могут на первом этапе взять на себя кредитные риски через предоставление бюджетных гарантий  и осуществить организационные меры по отработке стандартов, процедур и форм обеспечения привлечения заемного финансирования.

Все эти меры,  наряду с реструктуризацией и ликвидацией задолженности жилищно-коммунальных предприятий, формированием экономических стимулов для жилищных и коммунальных предприятий по ресурсосбережению, привлечению и возврату заемных ресурсов позволят в перспективе сформировать рыночные механизмы привлечения долгосрочных частных инвестиций на модернизацию и дальнейшее развитие энергетического и жилищно-коммунального комплекса и их возврата в течение длительного периода за счет текущих доходов предприятий  или городского бюджета.

Развитие механизмов участия мэрии в  привлечении предприятиями жилищно-коммунального комплекса частных долгосрочных заемных ресурсов направлено на решение стратегической задачи привлечения частного заемного финансирования на модернизацию и развитие жилищно-коммунального  комплекса. Без последовательного продвижения по пути решения этой задачи невозможно будет кардинально решить проблему инвестиционного финансирования жилищно-коммунального комплекса с целью обеспечения его устойчивого и эффективного функционирования и развития.

Проекты по модернизации энергетического и жилищно-коммунального комплекса в перспективе должны финансироваться как за счет заемных ресурсов (в первую очередь, частных кредиторов), так и за счет бюджетных средств, предоставляемых безвозвратно, поскольку кредитоспособность муниципального жилищно-коммунального предприятия в значительной мере ограничена платежеспособностью потребителей (прежде всего, населения). В том случае, если для реализации проекта требуется финансирование в большем размере, чем позволяет приемлемый уровень долговой нагрузки предприятия-заемщика, то данный проект может быть частично профинансирован за счет средств бюджета безвозмездно. При этом безвозвратное бюджетное финансирование следует рассматривать не как альтернативу, а как дополнение к заемному финансированию.

Система финансирования модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса должна определять для инициаторов проектов четкие и понятные процедуры получения финансирования. Необходимо разработать четкую процедуру получения финансирования, которая предусматривала бы согласование привлечения заемного капитала, в том числе  от частных кредиторов, и безвозмездного бюджетного финансирования. Данная система должна быть понятной и прозрачной как для предприятий коммунального хозяйства, так и для органов местной власти.

В общем виде система финансирования  проектов по модернизации и развитию жилищно-коммунальной инфраструктуры может состоять из двух элементов, независимых друг от друга:

Первый - должен обеспечивать возможность получения возвратного финансирования (из бюджета или от частного кредитора) на основе выявления приемлемого уровня долговой нагрузки, которую может нести заявитель конкретного проекта. В этой части, в первую очередь, должна быть обеспечена возможность получения на рынке кредитных ресурсов на требуемые для данного проекта сроки. Возможными  вариантами механизма привлечения заемного финансирования является привлечение предприятиями энергетики и ЖКХ или муниципалитетом кредитных средств коммерческих банков на финансирование проектов или предоставление жилищно-коммунальному предприятию бюджетного кредита из регионального или местного бюджета на рыночных условиях.

Второй элемент - предоставление безвозвратного бюджетного финансирования  на конкретные проекты за счет средств регионального или (и) местного бюджета.

Необходимо разработать четкие и прозрачные критерии для принятия решения о том, какие проекты по модернизации  жилищно-коммунального комплекса могут быть профинансированы за счет бюджетных средств, предоставляемых предприятиям на безвозвратной основе, в первую очередь. Один из возможных критериев - безвозвратную поддержку должны получать, прежде всего, те проекты, которые при прочих равных условиях требуют минимальной бюджетной поддержки  по отношению к общему объему финансирования, а большая часть проекта финансируется за счет частных инвестиций, в том числе средств самого предприятия  или частных заемных средств.

Ресурсное обеспечение Программы определяется  из условий ее реализации в течение 2005-2020 годов.

Реализация Программы предусматривает ряд механизмов, решающих поставленные задачи:

· формирование и развитие нормативно-правовой и методической базы для модернизации и реформирования энергетического и жилищно-коммунального комплекса, в рамках установленных Конституцией Российской Федерации полномочий;

· создание и поддержка эффективных механизмов использования бюджетных средств для достижения цели Программы;

· содействие развитию демонополизации рынка жилищно-коммунальных услуг;