2.3. Анализ состояния жилищного фонда города
Жилищное хозяйство города представляет собой совокупность систем жизнеобеспечения населения, функционирующих в тесной взаимосвязи друг с другом.
Город Новосибирск является крупным административным промышленным, культурным, научным и образовательным, транспортным, торговым региональным центром. В городе имеются удаленные от центра микрорайоны, в связи с чем, инженерные коммуникации растянуты. Отдельные элементы инфраструктуры города занимают большие территории:
Контрольные показатели развития территории Новосибирска
(установлены главным управлением архитектуры и градостроительства мэрии)
Таблица 2
Показатели | Значение в 2000 г. | Ожидаемые значения в годы: | |||
2005 | 2010 | 2015 | 2020 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Территория всего, га | 47478 | 48422 | 49196 | 47139 | 47596 |
в том числе | |||||
жилые кварталы, микрорайоны, га | 11730 | 11968 (24%) | 12211 | 12455 | 12699 |
улицы, магистрали, проезды, площади, га | 5586 | 5763 | 5938 | 6114 | 6290 |
промышленные, коммунально-складские и складские территории,га | 12757 | 12757 | 12757 | 12757 | 12757 |
железнодорожные пути и другие объекты транспорта, га | 2121 | 2121 | 2121 | 2121 | 2121 |
зеленые насаждения общего пользования, га | 977 | 1027 | 1057 | 1090 | 1127 |
лесной фонд, га | 6466 | 7400 | 8500 | 8500 | 8500 |
водные пространства, га | 4102 | 4102 | 4102 | 4102 | 4102 |
неудобицы, свалки, га | 3739 | 3284 | 2510 |
Жилищный фонд города обновляется медленнее, чем стареет. Темпы капитального ремонта и сноса ветхого жилья не обеспечивают уменьшения фонда, не соответствующего требованиям.
В городе многие жилые дома и коммунальное оборудование в них выработали свой ресурс и в ближайшие годы количество аварий на инженерных сетях домов, элементах строительных конструкций, прежде всего старых домов, будет возрастать.
В результате введения в последние годы в действие ряда новых требований по строительным нормам, пожарной безопасности и т.д. отдельные элементы конструкций жилых домов и инженерных сетей, построенные по старым нормам, перестали отвечать требованиям эксплуатации и безопасности. Количество жилых домов, не отвечающим СНИП, возросло.
В 90-е годы прошлого века техническое состояние коммунальной инфраструктуры, вследствие отсутствия средств и невыполнения планово-предупредительных работ, существенно ухудшилось. Оборудование и сети имеют высокий (более 60%) уровень износа, повысилась аварийность, снизился коэффициент полезного действия мощностей. Как следствие возросли потери энергоносителей. Планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.
Негативные процессы снижения надежности жилищного фонда принятыми в последние годы мерами удалось остановить. Оценка технического состояния муниципального жилищного фонда в 2004 году составила 3,34 балла против 3,24 в 2001 году.
Новое, преимущественно элитное строительство жилья обеспечивает ежегодный прирост 1,5% жилищного фонда города. Следовательно, в ближайшие десятилетия в городе будет преимущественно находиться в эксплуатации жилищный фонд высокой степени изношенности.
Структура расходов на текущее содержание жилищного фонда за 2002-2004 годы приблизилась к рекомендуемым нормативам-индикаторам. Доля расходов на благоустройство увеличилась с 41 до 44%, при нормативе 27 - 32%. Расходы на ремонт конструктивных элементов составили 15% при нормативе 20 - 25%. Расходы на ремонт и обслуживание внутридомового оборудования составили 17,3% при нормативе 25 - 29%. Доля обще эксплуатационных и прочих расходов увеличилась на 1 % и составляет 21% при нормативе 17 - 22%. В целом, экономия расходов на текущее содержание 1 кв. м общей жилой площади по городу возросла и составила 0,05 рублей в месяц при увеличении физических объемов ремонтных работ за счет усиления контроля за расходованием средств.
В городе постоянно ведется работа по ликвидации непригодного к эксплуатации ветхого жилья. Дома барачного типа с сохранившейся прочной несущей конструкцией переоборудуются в по квартирные. Проводится усиление конструкций стен и перекрытий. Надстраиваются два-три этажа без увеличения тепловой нагрузки здания за счет утепления наружных конструкций современными теплоизоляционными материалами. Реконструкция жилья ведется в соответствии с требованиями современных норм теплотехники, экологии, санитарии и пожарной безопасности. После завершения строительных работ выполняется благоустройство прилегающих территорий. При реконструкции все жилые дома телефонизируются и радиофицируются. Производится ремонт или замена инженерных сооружений и сетей, монтируется сантехническое оборудование в каждой квартире.
Средства на реконструкцию и модернизацию жилищного фонда поступают как из городского бюджета, так и от инвесторов - юридических и физических лиц.
В результате комплексного решения проблемы жители получают улучшенное комфортабельное жилье, полностью отвечающее всем современным требованиям, и существенно экономятся бюджетные средства.
Для решения вопросов энергосбережения ведутся работы по установке приборов учета потребления электрической энергии в местах общего пользования и лифтах. Экономия средств составила 10,3 тыс. квт. час за год.
Решение практически всех проблем, обеспечивающих безопасность жилого фонда и экологическую безопасность города, невозможно без активного вовлечения в процесс самих жителей города.
Приоритетным направлением политики муниципалитета является вовлечение жителей в управление процессами жизнеобеспечения города, развитие территориального общественного самоуправления. Одна из основных целей развития органов ТОС заключается в изменении роли населения в процессе сохранения жилищного фонда и выполнении природоохранных мероприятий. Население из пассивного наблюдателя превращается в активного исполнителя, влияющего на создание здоровой экологической обстановки и сохранение элементов жилищного фонда.
На территории города действуют 83 совета ТОС, 69 советов микрорайонов, 141 домовых и 670 уличных комитетов. Отмечается рост общественного движения в муниципальном жилищном фонде. В настоящее время в муниципальном жилищном фонде избрано 4992 старших по домам и 8640 старших по подъездам.
Количество избранных старших по домам
Органы ТОС совместно жилищными организациями выполняют работы:
- по благоустройству придомовых территорий;