Недействующий

О стратегическом плане устойчивого развития города Новосибирска (продолжение 1, приложения 1 - 9)(с изменениями на 26 октября 2011 года)(утратило силу)

2.3. Анализ состояния жилищного фонда города

 

Жилищное хозяйство  города представляет собой совокупность систем жизнеобеспечения населения,  функционирующих в тесной взаимосвязи друг с другом.

Город Новосибирск является крупным административным промышленным, культурным, научным и образовательным,   транспортным, торговым  региональным центром. В городе имеются удаленные от центра микрорайоны, в связи с чем, инженерные коммуникации растянуты. Отдельные элементы инфраструктуры города занимают большие территории:


Контрольные показатели развития территории Новосибирска
(установлены главным управлением архитектуры и градостроительства мэрии)

Таблица 2

Показатели

Значение в 2000 г.

Ожидаемые значения в годы:

2005

2010

2015

2020

1

2

3

4

5

6

Территория всего, га

47478

48422

49196

47139

47596

в том числе

жилые кварталы, микрорайоны, га

11730
(23%)

11968 (24%)

12211
(24%)

12455
(25%)

12699
(25%)

улицы, магистрали, проезды, площади, га

5586

5763

5938

6114

6290

промышленные, коммунально-складские и складские территории,га

12757

12757

12757

12757

12757

железнодорожные пути и другие объекты транспорта, га

2121

2121

2121

2121

2121

зеленые насаждения общего пользования, га

977
(2%)

1027
(2%)

1057
(2%)

1090
(2%)

1127
(2%)

лесной фонд, га

6466

7400

8500

8500

8500

водные пространства, га

4102

4102

4102

4102

4102

неудобицы, свалки, га

3739

3284

2510


Жилищный фонд города обновляется медленнее, чем стареет.  Темпы капитального ремонта и сноса ветхого  жилья не обеспечивают уменьшения фонда, не соответствующего требованиям.

В городе многие жилые дома и коммунальное оборудование в них выработали свой ресурс и в ближайшие годы количество аварий на инженерных сетях домов, элементах строительных конструкций, прежде всего старых домов,  будет возрастать.

В результате введения в последние годы в действие ряда новых требований по строительным нормам, пожарной безопасности и т.д. отдельные элементы конструкций жилых домов и инженерных сетей, построенные по старым нормам, перестали отвечать требованиям эксплуатации и безопасности. Количество жилых домов, не отвечающим  СНИП, возросло.

В  90-е годы прошлого века техническое состояние коммунальной инфраструктуры, вследствие отсутствия средств и невыполнения планово-предупредительных работ, существенно ухудшилось. Оборудование и сети имеют высокий (более 60%) уровень износа, повысилась аварийность, снизился коэффициент полезного действия мощностей. Как следствие возросли потери энергоносителей. Планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.

Негативные процессы снижения надежности жилищного фонда принятыми в последние годы мерами удалось остановить. Оценка технического состояния муниципального жилищного фонда в 2004 году составила 3,34 балла против 3,24 в 2001 году.



Новое, преимущественно элитное  строительство жилья обеспечивает  ежегодный прирост  1,5%    жилищного фонда города. Следовательно, в ближайшие десятилетия в городе будет преимущественно находиться в эксплуатации жилищный фонд высокой степени изношенности.

Структура расходов на текущее содержание жилищного фонда за 2002-2004 годы приблизилась к рекомендуемым нормативам-индикаторам. Доля расходов на благоустройство увеличилась с 41 до 44%, при нормативе 27 - 32%. Расходы на ремонт конструктивных элементов составили  15%   при нормативе 20 - 25%. Расходы на ремонт и обслуживание внутридомового оборудования составили 17,3%  при нормативе  25 - 29%.  Доля обще эксплуатационных  и  прочих расходов увеличилась на 1 %  и составляет 21%  при нормативе  17 - 22%.  В целом, экономия расходов на текущее содержание 1 кв. м общей жилой площади по городу возросла и составила 0,05 рублей в месяц при увеличении физических объемов ремонтных работ за счет усиления контроля за расходованием средств.

В городе постоянно ведется работа по ликвидации непригодного к эксплуатации ветхого жилья. Дома барачного типа с сохранившейся прочной несущей конструкцией переоборудуются в по квартирные. Проводится усиление конструкций стен и перекрытий.  Надстраиваются два-три этажа без увеличения тепловой нагрузки здания за счет утепления наружных конструкций современными теплоизоляционными материалами. Реконструкция жилья ведется в соответствии с требованиями современных норм теплотехники, экологии, санитарии и пожарной безопасности. После завершения строительных работ выполняется благоустройство  прилегающих территорий. При реконструкции  все жилые дома телефонизируются и радиофицируются. Производится ремонт или замена инженерных сооружений и сетей, монтируется сантехническое оборудование в каждой квартире.

Средства на  реконструкцию и модернизацию жилищного фонда поступают как из городского бюджета, так и от инвесторов - юридических и физических лиц.

В результате комплексного решения проблемы жители получают улучшенное комфортабельное жилье, полностью отвечающее всем современным требованиям, и  существенно экономятся бюджетные средства.

Для решения вопросов энергосбережения ведутся работы по установке приборов учета потребления электрической энергии в местах общего пользования и лифтах. Экономия средств составила 10,3 тыс. квт. час за год.     

Решение практически всех проблем, обеспечивающих безопасность жилого фонда и экологическую безопасность города, невозможно без активного вовлечения в процесс самих жителей города.

Приоритетным направлением политики муниципалитета является вовлечение жителей в управление процессами жизнеобеспечения города, развитие территориального общественного самоуправления. Одна из основных целей развития органов ТОС заключается в изменении роли населения в процессе сохранения жилищного фонда и выполнении природоохранных мероприятий. Население из пассивного наблюдателя  превращается в активного исполнителя, влияющего  на создание здоровой экологической обстановки и сохранение элементов жилищного фонда.

На территории города  действуют 83 совета ТОС, 69 советов микрорайонов, 141 домовых и 670 уличных комитетов.  Отмечается рост общественного движения в муниципальном жилищном фонде. В настоящее время в муниципальном жилищном фонде  избрано 4992 старших по домам и 8640 старших по подъездам.

Количество избранных старших по домам

          


Органы ТОС совместно жилищными организациями выполняют работы:

- по благоустройству придомовых территорий;