9. Организация управления Программой и контроль за ходом её реализации
Управление городской комплексной целевой программой.
Формы и методы организации управления реализацией КЦП определяются ее муниципальным заказчиком и руководителем КЦП, для чего целесообразно создание автономного независимого Центра мониторинга проблем безопасности на базе мэрии, юридического факультета НГУ и Новосибирского института информатики и регионального управления.
Реализация целевой программы осуществляется на основе договоров (контрактов), заключенных муниципальным заказчиком (руководителем КЦП) со всеми исполнителями программных мероприятий. Договор (контракт) определяет права и обязанности сторон, регулирует их отношения при выполнении договора (контракта), предусматривает формы и методы контроля за ходом работ по выполнению договора со стороны муниципального заказчика (руководителя КЦП).
Руководитель КЦП в письменной форме сообщает в департамент экономики и финансов мэрии о заключенных договорах (контрактах) со всеми участниками реализации программы по ее финансированию из внебюджетных источников, бюджетов Российской Федерации, области, города.
Руководитель КЦП, с учетом выделенных на реализацию финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав ответственных исполнителей.
При необходимости до 1 ноября руководитель КЦП вносит предложения в департамент экономики и финансов мэрии о продлении срока реализации целевой программы, который истекает в текущем году. Департамент экономики и финансов мэрии готовит заключение о продлении срока реализации КЦП или нецелесообразности ее дальнейшей бюджетной поддержки и направляет мэру города для принятия решения. Подготовка нового варианта продленной КЦП, срок реализации которой истекает в текущем году, а также включение в целевую программу новых программных мероприятий и его утверждение осуществляется в порядке, установленном для разработки и реализации КЦП.
В своих действиях по управлению реализацией КЦП ее руководитель подотчетен муниципальному заказчику и мэру города.
Финансирование городской комплексной целевой программы.
Утвержденная программа финансируются из средств городского, областного, федерального бюджетов, а также из привлекаемых внебюджетных источников.
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования КЦП, относятся:
- взносы участников реализации программ, включая предприятия и организации муниципального, государственного и негосударственного секторов экономики;
- целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программы;
- кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов;
- средства населения, привлекаемые в форме займов, и другие поступления.
Для осуществления целевых подпрограмм могут создаваться специальные фонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций; средства бюджетов Российской Федерации, области, города, средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и другие.
Предложения по вопросу о формировании специализированных фондов вносятся муниципальным заказчиком целевой программы в городской Совет.
Иностранные инвесторы могут финансировать целевые подпрограммы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала и реализация программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях.
Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиции, а также целевые кредиты банков под гарантию города. Оформление и предоставление гарантий города на выдачу кредита коммерческими банками осуществляет управление финансов и налоговой политики мэрии по решению городского Совета. Гарантии выдаются коммерческим банкам под конкретные объекты программных мероприятий в случае признания их защищенными статьями в городском бюджете.
По утвержденной городским Советом КЦП финансирование из городского бюджета в соответствии с принятыми на очередной финансовый год объемами открывается руководителю программы после заключения им контрактов (договоров) со всеми участниками реализации мероприятий программы, подтверждающими или уточняющими в соответствующих случаях объемы финансирования программных мероприятий из внебюджетных источников, областного и федерального бюджетов и предоставления их копий в департамент экономики и финансов мэрии.
При сокращении фактических объемов бюджетного финансирования КЦП по сравнению с утвержденными, руководитель программы разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников, средств бюджетов области и Российской Федерации в целях реализации мероприятий КЦП в установленные сроки.
Управление финансов и налоговой политики мэрии предпринимает необходимые действия по финансированию мероприятий программ, принятых к бюджетному финансированию, совместно с управлением экономики и инвестиций осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Руководитель КЦП несет персональную ответственность за полное и целевое использование выделенных средств.
Руководителю КЦП запрещается расходовать средства сверх утвержденных объемов, самостоятельно корректировать годовые суммы бюджетных ассигнований и вносить изменения в перечень финансируемых подпрограмм и перечень утвержденных мероприятий.
Утвержденные ассигнования и состав финансируемых из бюджета КЦП пересматриваются городским Советом в случаях: необходимости изменения программ; недостаточности бюджетных доходов, необходимых для финансирования подпрограмм; реального превышения доходов над запланированным уровнем в целях опережающего выполнения программы.
Контроль за ходом выполнения городской целевой программы.
Систематический анализ хода выполнения целевой программы организует департамент экономики и финансов мэрии на основании материалов, поступающих из других структурных подразделений мэрии и правоохранительных органов Для этого комитет по стратегическому планированию:
- запрашивает по утвержденным формам от руководителя комплексной целевой программы и обобщает ежеквартальную информацию о ходе выполнения целевой программы;
- анализирует ход выполнения комплексной целевой программы и готовит сводный материал об ее реализации и влиянии на социально - экономическую ситуацию в городе;