Недействующий

О стратегическом плане устойчивого развития города Новосибирска (продолжение 1, приложения 1 - 9)(с изменениями на 26 октября 2011 года)(утратило силу)

Паспорт программы


Наименование

программы

Комплексная целевая программа «РАЗВИТИЕ НОВОСИБИРСКА КАК КРУПНОГО ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ»

Основание для разработки программы

Одобренный 20.02.2003 Общественным советом по стратегическим проблемам устойчивого развития города Новосибирска проект «Стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска»

Постановление мэрии «О проведении научно-практической конференции «Стратегии устойчивого развития города Новосибирска» и организации разработки комплексных целевых программ» от 04.08.2003 N   1965

Официальный заказчик программы

Мэрия Новосибирска

Основные разработчики программы

 Рабочая группа, образованная приказом начальника департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики от 08.08.2003 N 36:

Научный руководитель рабочей группы - Гуренко Е. Г., заслуженный деятель искусств России, доктор философских наук, профессор, ректор НГК им. М.И. Глинки

Ответственный руководитель от мэрии - Афанасьев В. А., начальник департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии

Члены рабочей группы:

Антипов Г.А. - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных основ государственной службы СибАГС;

Арбатский В. П. - кандидат архитектуры, профессор, начальник главного управления архитектуры и строительства мэрии, главный архитектор;

Афанасьев С.Н. - художественный руководитель Новосибирского городского драматического театра п/р С. Афанасьева;

Блукке Г. П. - начальник Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области;

Василевский А.В. - директор Новосибирского государственного хореографического училища;

Ватутин К.И. - директор Новосибирского областного краеведческого музея;

Волкова Р. М. - председатель Новосибирского областного комитета профсоюза работников культуры;

Гоннов В.В. - заслуженный деятель искусств России, профессор, член Союза кинематографистов России, председатель Совета творческих союзов г. Новосибирска;

Горобцов В.В. - заместитель руководителя департамента культуры Новосибирской области - председатель комитета по координации работы профессиональных учреждений культуры и развитию  материальной базы департамента;

Егудин В.Г. - народный артист СССР, председатель Новосибирского отделения общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации»;

Елепов Б.С. - доктор технических наук, профессор, директор ГПНТБ СО РАН;

Жиганова Л. А. - заслуженный работник культуры России, директор Новосибирского государственного областного Дома народного творчества;

Калужский В.М. - заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель Новосибирской государственной филармонии;

Клисторин В.И. - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН;

Колмаков О.Н. - директор Благотворительного фонда санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

Мерсиянова И.В. - кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии НГУ;

Моисеев В.В. - председатель комитета государственной архивной службы администрации Новосибирской области;

Назимко А Г. - директор Новосибирской государственной филармонии;

Никифорова В.М. - кандидат искусствоведения, доцент кафедры образовательных областей «Искусство» и «Технологии» Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования;

Панин Л. Г. - доктор филологических наук, профессор, декан гуманитарного факультета НГУ;

Пивоваров Б.И. - магистр богословия, протоиерей, настоятель церкви Всех Святых в земле Российской просиявших;

Рахманчук О.В. - директор Городского центра культуры и досуга;

Таиров А.И. - художник-дизайнер, руководитель кабинета художественного конструирования НГТУ;

Ушакова Т.А. - председатель комитета по культуре и искусству мэрии;

Цихотский А.В. - доктор юридических наук, профессор, заведующй сектором Института философии и права СО РАН;

Чернобровцев А. С. - заслуженный деятель искусств России, почетный житель города Новосибирска, художник-монументалист;

Чистяков В.М. - кандидат технических наук, директор Новосибирского института информатики и регионального управления;

Шамов В.В. - генеральный директор ТПК «Сибирский тракт», писатель;

Шиллер Ю. А. - заслуженный деятель искусств России, первый секретарь правления Западно-Сибирского отделения Союза кинематографистов Российской Федерации;

Щукин М. Н. - главный редактор журнала «Сибирская горница»;

Юкечев В.П. - директор Сибирского филиала Института развития прессы;

Ярыгина Н.Б. - заместитель председателя комитета по культуре и искусству мэрии

Основная цель программы, важнейшие целевые показатели

Стабильное повышение культурного потенциала города в процессе устойчивого развития

В процессе реализации программы необходимо добиться активизации культурной деятельности различных слоев населения по освоению и производству (воспроизводству) образцов культуры в направлении формирования производственных, общественных, интеллектуальных и духовных ценностей городского сообщества, определяющих устойчивые формы жизнедеятельности населения в Новосибирске

Основные задачи программы

1. Сохранение культурного потенциала и культурного наследия, обеспечение преемственности развития культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни и культурных инноваций

2. Обеспечение единства культурного пространства города, равных возможностей для жителей различных районов и представителей разных социальных групп для получения доступа к культурным ценностям, создание условий для сохранения культурной само-бытности и диалога национальных культур

3. Формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества и достижение целей устойчивого развития Новосибирска

Сроки и этапы реализации программы

Программа будет реализована поэтапно, начиная с 2005 г.,  в периоды до 2010, 2015 и 2020 годов

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

1.1. Гармонизация городской пространственной среды, улучшение архитектурного облика Новосибирска, создание высоких образцов градостроительного искусства, городского дизайна и ландшафтной архитектуры

1.2. Реставрация, введение в научный и культурный оборот, использование недвижимых памятников истории и культуры как объектов наследия, обеспечение эффективности их государственной охраны

1.3. Организационное и финансовое обеспечение свободы художественного творчества, деятельности творческих союзов, сохранение исполнительских школ и традиций профессионального искусства, создание условий для развития всех его видов, жанров и направлений

1.4. Развитие театральной и концертно-исполнительской деятельности, повышение художественного уровня концертных программ, театральной драматургии и режиссуры, совершенствование репертуарной политики, практики государственного заказа на создание спектаклей для детей и юношества, осуществление мер по поддержке гастрольной деятельности исполнителей и творческих коллективов и их участия в общероссийских и зарубежных конкурсах и фестивалях, усиление внимания к организации выездных спектаклей и концертов в новых жилых микрорайонах города, расширение сети концертных и театрально-зрелищных касс

1.5. Организационное, финансовое обеспечение сохранения, пополнения, изучения и представления музейных фондов и выставочных залов города, использование новых информационных технологий в учетно-хранительной и популяризаторской деятельности музеев, обеспечение доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям

1.6. Научно-методическое, организационно-финансовое обеспечение  деятельности библиотек и их модернизации, содействие развитию единого информационного пространства в городе, обеспечение свободного доступа к информации и знаниям посредством создания качественно новой системы информационно-библиотечных услуг

1.7. Развитие архивов, укрепление их материально-технической базы, улучшение обеспеченности кадрами, финансово-экономического положения и расширение использования архивных фондов

1.8. Повышение культуры речи горожан, умения отбирать и использовать общеупотребительные средства литературного языка в различных условиях общения и сферах общественной деятельности

1.9. Поддержка и развитие любительства, народных промыслов и ремёсел

1.10. Укрепление и развитие культурно-досуговых учреждений, кинопроката и кинообслуживания населения, циркового искусства, парков культуры и отдыха, зоопарка, индустрии развлечений, повышение эффективности общегородских культурных мероприятий

1.11. Сохранение национальной школы подготовки творческих кадров, модернизация деятельности образовательных учреждений отрасли и образовательных технологий, выявление и поддержка молодых дарований, развитие системы дополнительного, непрерывного образования и переподготовки кадров культуры  

1.12. Развитие научно-исследовательской, методической и информационно-издательской деятельности в сфере культуры

1.13. Достижение коренного перелома в состоянии материально-технической базы учреждений культуры, модернизация материального, технического и технологического оснащения организаций

2.1. Сохранение и развитие жизнеспособной сети учреждений и организаций культуры

2.2. Последовательное увеличение зрительской и слушательской аудитории, расширение доступа к ценностям и благам культуры, особенно социально уязвимым категориям и группам горожан

2.3. Модернизация систем и технологий управления, способствующих достижению нового уровня эффективности культурной деятельности, формированию и согласованности социальных механизмов и условий культурной активности различных групп населения, духовного, творческого потенциала и досуговых потребностей людей

2.4. Развитие межрегиональных и международных связей Новосибирска с целью интеграции культуры города в общероссийское и мировое культурное пространство

3.1. Повышение социального статуса и социальной защищенности работников сферы культуры, значительный рост их заработной платы.

3.2. Обеспечение целенаправленной работы по повышению культуры труда и производства, политической, правовой, нравственной культуры, культуры межнациональных и межконфессиональных отношений

3.3. Усиление роли деятелей и институций культуры в решении важнейших социально-политических задач; укрепление институтов гражданского общества, формирование социально-активной личности

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий

Департамент образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии;

комитет по культуре и искусству мэрии;

главное управление архитектуры и градостроительства мэрии;

департамент связи и информатизации мэрии;

администрации районов Новосибирска;

предприятия, учреждения культуры, ВУЗы и ССУЗы, образовательные учреждения  дополнительного образования детей

Потребность в финансовых ресурсах




Потребный объём финансирования программы из бюджета города  составляет 9875,0 млн. рублей, в  том числе по периодам:


                                                       Годы

                                                 2005 2006-2010 2011-2015 2016-2020

На содержание объектов  277   1497           2245           3144

 культуры


Капитальные вложения      30     337             500             700


Прочие нужды                        15     240             360             530


Всего млн. рублей:              322   2074          3105            4374



Расчет потребности в финансовых ресурсах сделан исходя из существующих затрат на содержание, капитальный ремонт и строительство объектов культуры, тенденций финансирования отрасли в последние годы, а также инфляционных ожиданий на плановый период с учетом постепенного снижения темпов инфляции

Объёмы финансирования из городского бюджета на реализацию программы уточняются при принятии бюджета на каждый планируемый год

Кроме бюджета города источниками финансирования программы также являются:

- федеральный и областной бюджеты в виде средств, предусматриваемых программами соответствующего уровня и/или предоставляемых в форме льгот и преференций;

- привлеченные с помощью технологий фандрейзинга средства спонсорских и благотворительных организаций, гранты, стипендии и иные средства, включая инвестиции;

- конкурсы действующих отечественных и зарубежных фондов

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Повышение социальной роли культуры, укрепление престижа Новосибирска как крупного культурного центра

Формирование основ устойчивого развития культуры труда и производства, политической, правовой и нравственной культуры, создание условий для гармонизации отношений национально-этнических групп населения и религиозных конфессий

Сохранение и развитие культурной среды за счет государственной поддержки театральной, концертно-гастрольной, музейно-выставочной деятельности, работы библиотек и клубов, а также за счет обеспечения эффективной деятельности парков культуры и отдыха, кинотеатров, поддержки художественного образования и охраны художественного наследия

Создание условий для расширения возможности горожан, независимо от их места жительства, по доступу к культурным ценностям и благам, произведениям профессионального искусства, дополнительному художественному образованию, предметам музейных и библиотечных фондов, архивным документам и информации в сфере культуры

Дальнейшее формирование традиций культурной жизни города, проведения ежегодных городских праздников, общественно-значимых  социально-культурных мероприятий

Сохранение и укрепление кадрового потенциала культуры, создание благоприятных условий для творческой деятельности

Оптимизация расходования бюджетных средств, привлечение внебюджетных источников финансирования и негосударственных ресурсов, их сосредоточение на приоритетных направлениях развития культуры

Укрепление материально-технической базы культуры, реконструкция и ремонт зданий, их техническая и технологическая модернизация

Система организации контроля исполнения Программы

Контроль за ходом реализации Программы осуществляют её дирекция и программный комитет общественного совета, в котором выделяется секция на основе рабочей группы разработчиков. Научные и технологические проблемы, связанные с реализацией Программы, систематически обсуждаются на этой секции. Система управления Программой строится дирекцией. Предусматривается постоянный мониторинг конечных результатов и корректировка Программы на основе обратной связи и контроля запланированных целевых показателей