Паспорт программы
Наименование программы | Комплексная целевая программа «РАЗВИТИЕ НОВОСИБИРСКА КАК КРУПНОГО ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ» | |||
Основание для разработки программы | Одобренный 20.02.2003 Общественным советом по стратегическим проблемам устойчивого развития города Новосибирска проект «Стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска» Постановление мэрии «О проведении научно-практической конференции «Стратегии устойчивого развития города Новосибирска» и организации разработки комплексных целевых программ» от 04.08.2003 N 1965 | |||
Официальный заказчик программы | Мэрия Новосибирска | |||
Основные разработчики программы | Рабочая группа, образованная приказом начальника департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики от 08.08.2003 N 36: Научный руководитель рабочей группы - Гуренко Е. Г., заслуженный деятель искусств России, доктор философских наук, профессор, ректор НГК им. М.И. Глинки Ответственный руководитель от мэрии - Афанасьев В. А., начальник департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии Члены рабочей группы: Антипов Г.А. - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных основ государственной службы СибАГС; Арбатский В. П. - кандидат архитектуры, профессор, начальник главного управления архитектуры и строительства мэрии, главный архитектор; Афанасьев С.Н. - художественный руководитель Новосибирского городского драматического театра п/р С. Афанасьева; Блукке Г. П. - начальник Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области; Василевский А.В. - директор Новосибирского государственного хореографического училища; Ватутин К.И. - директор Новосибирского областного краеведческого музея; Волкова Р. М. - председатель Новосибирского областного комитета профсоюза работников культуры; Гоннов В.В. - заслуженный деятель искусств России, профессор, член Союза кинематографистов России, председатель Совета творческих союзов г. Новосибирска; Горобцов В.В. - заместитель руководителя департамента культуры Новосибирской области - председатель комитета по координации работы профессиональных учреждений культуры и развитию материальной базы департамента; Егудин В.Г. - народный артист СССР, председатель Новосибирского отделения общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации»; Елепов Б.С. - доктор технических наук, профессор, директор ГПНТБ СО РАН; Жиганова Л. А. - заслуженный работник культуры России, директор Новосибирского государственного областного Дома народного творчества; Калужский В.М. - заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель Новосибирской государственной филармонии; Клисторин В.И. - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН; Колмаков О.Н. - директор Благотворительного фонда санитарно-эпидемиологического благополучия населения; Мерсиянова И.В. - кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии НГУ; Моисеев В.В. - председатель комитета государственной архивной службы администрации Новосибирской области; Назимко А Г. - директор Новосибирской государственной филармонии; Никифорова В.М. - кандидат искусствоведения, доцент кафедры образовательных областей «Искусство» и «Технологии» Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования; Панин Л. Г. - доктор филологических наук, профессор, декан гуманитарного факультета НГУ; Пивоваров Б.И. - магистр богословия, протоиерей, настоятель церкви Всех Святых в земле Российской просиявших; Рахманчук О.В. - директор Городского центра культуры и досуга; Таиров А.И. - художник-дизайнер, руководитель кабинета художественного конструирования НГТУ; Ушакова Т.А. - председатель комитета по культуре и искусству мэрии; Цихотский А.В. - доктор юридических наук, профессор, заведующй сектором Института философии и права СО РАН; Чернобровцев А. С. - заслуженный деятель искусств России, почетный житель города Новосибирска, художник-монументалист; Чистяков В.М. - кандидат технических наук, директор Новосибирского института информатики и регионального управления; Шамов В.В. - генеральный директор ТПК «Сибирский тракт», писатель; Шиллер Ю. А. - заслуженный деятель искусств России, первый секретарь правления Западно-Сибирского отделения Союза кинематографистов Российской Федерации; Щукин М. Н. - главный редактор журнала «Сибирская горница»; Юкечев В.П. - директор Сибирского филиала Института развития прессы; Ярыгина Н.Б. - заместитель председателя комитета по культуре и искусству мэрии | |||
Основная цель программы, важнейшие целевые показатели | Стабильное повышение культурного потенциала города в процессе устойчивого развития В процессе реализации программы необходимо добиться активизации культурной деятельности различных слоев населения по освоению и производству (воспроизводству) образцов культуры в направлении формирования производственных, общественных, интеллектуальных и духовных ценностей городского сообщества, определяющих устойчивые формы жизнедеятельности населения в Новосибирске | |||
Основные задачи программы | 1. Сохранение культурного потенциала и культурного наследия, обеспечение преемственности развития культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни и культурных инноваций 2. Обеспечение единства культурного пространства города, равных возможностей для жителей различных районов и представителей разных социальных групп для получения доступа к культурным ценностям, создание условий для сохранения культурной само-бытности и диалога национальных культур 3. Формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества и достижение целей устойчивого развития Новосибирска | |||
Сроки и этапы реализации программы | Программа будет реализована поэтапно, начиная с 2005 г., в периоды до 2010, 2015 и 2020 годов | |||
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | 1.1. Гармонизация городской пространственной среды, улучшение архитектурного облика Новосибирска, создание высоких образцов градостроительного искусства, городского дизайна и ландшафтной архитектуры 1.2. Реставрация, введение в научный и культурный оборот, использование недвижимых памятников истории и культуры как объектов наследия, обеспечение эффективности их государственной охраны 1.3. Организационное и финансовое обеспечение свободы художественного творчества, деятельности творческих союзов, сохранение исполнительских школ и традиций профессионального искусства, создание условий для развития всех его видов, жанров и направлений 1.4. Развитие театральной и концертно-исполнительской деятельности, повышение художественного уровня концертных программ, театральной драматургии и режиссуры, совершенствование репертуарной политики, практики государственного заказа на создание спектаклей для детей и юношества, осуществление мер по поддержке гастрольной деятельности исполнителей и творческих коллективов и их участия в общероссийских и зарубежных конкурсах и фестивалях, усиление внимания к организации выездных спектаклей и концертов в новых жилых микрорайонах города, расширение сети концертных и театрально-зрелищных касс 1.5. Организационное, финансовое обеспечение сохранения, пополнения, изучения и представления музейных фондов и выставочных залов города, использование новых информационных технологий в учетно-хранительной и популяризаторской деятельности музеев, обеспечение доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям 1.6. Научно-методическое, организационно-финансовое обеспечение деятельности библиотек и их модернизации, содействие развитию единого информационного пространства в городе, обеспечение свободного доступа к информации и знаниям посредством создания качественно новой системы информационно-библиотечных услуг 1.7. Развитие архивов, укрепление их материально-технической базы, улучшение обеспеченности кадрами, финансово-экономического положения и расширение использования архивных фондов 1.8. Повышение культуры речи горожан, умения отбирать и использовать общеупотребительные средства литературного языка в различных условиях общения и сферах общественной деятельности 1.9. Поддержка и развитие любительства, народных промыслов и ремёсел 1.10. Укрепление и развитие культурно-досуговых учреждений, кинопроката и кинообслуживания населения, циркового искусства, парков культуры и отдыха, зоопарка, индустрии развлечений, повышение эффективности общегородских культурных мероприятий 1.11. Сохранение национальной школы подготовки творческих кадров, модернизация деятельности образовательных учреждений отрасли и образовательных технологий, выявление и поддержка молодых дарований, развитие системы дополнительного, непрерывного образования и переподготовки кадров культуры 1.12. Развитие научно-исследовательской, методической и информационно-издательской деятельности в сфере культуры 1.13. Достижение коренного перелома в состоянии материально-технической базы учреждений культуры, модернизация материального, технического и технологического оснащения организаций 2.1. Сохранение и развитие жизнеспособной сети учреждений и организаций культуры 2.2. Последовательное увеличение зрительской и слушательской аудитории, расширение доступа к ценностям и благам культуры, особенно социально уязвимым категориям и группам горожан 2.3. Модернизация систем и технологий управления, способствующих достижению нового уровня эффективности культурной деятельности, формированию и согласованности социальных механизмов и условий культурной активности различных групп населения, духовного, творческого потенциала и досуговых потребностей людей 2.4. Развитие межрегиональных и международных связей Новосибирска с целью интеграции культуры города в общероссийское и мировое культурное пространство 3.1. Повышение социального статуса и социальной защищенности работников сферы культуры, значительный рост их заработной платы. 3.2. Обеспечение целенаправленной работы по повышению культуры труда и производства, политической, правовой, нравственной культуры, культуры межнациональных и межконфессиональных отношений 3.3. Усиление роли деятелей и институций культуры в решении важнейших социально-политических задач; укрепление институтов гражданского общества, формирование социально-активной личности | |||
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий | Департамент образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии; комитет по культуре и искусству мэрии; главное управление архитектуры и градостроительства мэрии; департамент связи и информатизации мэрии; администрации районов Новосибирска; предприятия, учреждения культуры, ВУЗы и ССУЗы, образовательные учреждения дополнительного образования детей | |||
Потребность в финансовых ресурсах | Потребный объём финансирования программы из бюджета города составляет 9875,0 млн. рублей, в том числе по периодам: Годы 2005 2006-2010 2011-2015 2016-2020 На содержание объектов 277 1497 2245 3144 культуры Капитальные вложения 30 337 500 700 Прочие нужды 15 240 360 530 Всего млн. рублей: 322 2074 3105 4374 Расчет потребности в финансовых ресурсах сделан исходя из существующих затрат на содержание, капитальный ремонт и строительство объектов культуры, тенденций финансирования отрасли в последние годы, а также инфляционных ожиданий на плановый период с учетом постепенного снижения темпов инфляции Объёмы финансирования из городского бюджета на реализацию программы уточняются при принятии бюджета на каждый планируемый год Кроме бюджета города источниками финансирования программы также являются: - федеральный и областной бюджеты в виде средств, предусматриваемых программами соответствующего уровня и/или предоставляемых в форме льгот и преференций; - привлеченные с помощью технологий фандрейзинга средства спонсорских и благотворительных организаций, гранты, стипендии и иные средства, включая инвестиции; - конкурсы действующих отечественных и зарубежных фондов | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Повышение социальной роли культуры, укрепление престижа Новосибирска как крупного культурного центра Формирование основ устойчивого развития культуры труда и производства, политической, правовой и нравственной культуры, создание условий для гармонизации отношений национально-этнических групп населения и религиозных конфессий Сохранение и развитие культурной среды за счет государственной поддержки театральной, концертно-гастрольной, музейно-выставочной деятельности, работы библиотек и клубов, а также за счет обеспечения эффективной деятельности парков культуры и отдыха, кинотеатров, поддержки художественного образования и охраны художественного наследия Создание условий для расширения возможности горожан, независимо от их места жительства, по доступу к культурным ценностям и благам, произведениям профессионального искусства, дополнительному художественному образованию, предметам музейных и библиотечных фондов, архивным документам и информации в сфере культуры Дальнейшее формирование традиций культурной жизни города, проведения ежегодных городских праздников, общественно-значимых социально-культурных мероприятий Сохранение и укрепление кадрового потенциала культуры, создание благоприятных условий для творческой деятельности Оптимизация расходования бюджетных средств, привлечение внебюджетных источников финансирования и негосударственных ресурсов, их сосредоточение на приоритетных направлениях развития культуры Укрепление материально-технической базы культуры, реконструкция и ремонт зданий, их техническая и технологическая модернизация | |||
Система организации контроля исполнения Программы | Контроль за ходом реализации Программы осуществляют её дирекция и программный комитет общественного совета, в котором выделяется секция на основе рабочей группы разработчиков. Научные и технологические проблемы, связанные с реализацией Программы, систематически обсуждаются на этой секции. Система управления Программой строится дирекцией. Предусматривается постоянный мониторинг конечных результатов и корректировка Программы на основе обратной связи и контроля запланированных целевых показателей |