IV. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации комплексной целевой программы «Развитие Новосибирска как крупного центра культуры» должны постоянно и устойчиво поддерживаться современные и эффективные механизмы управления культурными процессами в городе, как собственно в отрасли культуры, так и в направлениях культуры надотраслевого характера.
Сложившиеся и оправдавшие себя формы управленческой деятельности в сфере культуры, такие, как:
- творческий мониторинг художественных, культурных процессов,
- создание информационной базы творческого потенциала культуры,
- создание условий для появления и развития новых форм культурной деятельности,
- финансирование не учреждений, а на конкурсной основе индивидуальных проектов, развитие и совершенствование практики заказов на приобретение произведений,
- поддержка и целевое поощрение посредством премий, стипендий, грантов молодых драматургов, режиссёров, актёров, художников, музыкантов,
- финансовая поддержка гастрольной деятельности, осуществление различных форм творческих обменов,
- расширение аудитории за счёт увеличения разнообразия услуг, форм и жанров художественного предложения,
- создание организационных, нормативно-правовых, научно-технических, финансовых условий для обеспечения безопасности музейных собраний, фондов библиотек и т.п.,
- улучшение социально-бытовых условий деятелей культуры и искусства,
необходимо дополнить новыми приемами культурного менеджмента, основанными на мониторинге проблем социокультурного развития города, проведении широкой культурной политики, ориентированной на мотивацию у жителей города социально-значимой культурной деятельности, развитии межкультурных коммуникаций, укреплении партнерских отношений между представителями различных секторов общественной жизни и стимулировании общественного обсуждения вопросов развития культуры.
В системе менеджмента сферы культуры необходимо развивать новые функции управления, обеспечивающие через систему интенсивных обучающих семинаров и тренингов переподготовку руководящих кадров организаций и учреждений культуры, информационную и консультационную поддержку культурных инициатив, продвижение проектов, поиск и подбор потенциальных партнёров, управление экспериментальными и масштабными, межотраслевыми проектами, систематическое проведение маркетинговых исследований, мониторинг и прогнозирование культурных интересов, предпочтений и потребностей населения, стимулирование путем организации открытых конкурсов и грантов развитие новых направлений деятельности и инновационных проектов, формирование системы общественной поддержки культурных инициатив, новых культурных программ и проектов, формирование открытого коммуникационного пространства, организация сотрудничества на уровне отдельных организаций и специалистов.
Особое значение имеет формирование культурной политики и стратегий развития культуры с надотраслевых позиций: в сфере производства, образования, досуга.
Культурная политика в сфере производства всё более будет способствовать переходу от традиционных, часто ремесленнических, технологий к постиндустриальным. Она должна направляться на трансляцию современных организационно-технологических моделей, поведенческих стереотипов, ценностей и норм, доказавших свою эффективность в России и экономически развитых странах. Необходимо создание актуальных проектов, вовлекающих в культурную деятельность местные производства и предпринимательские структуры, выступающие не только в роли финансовых доноров таких проектов, но и в качестве партнёров по деятельности, направленной как на создание культурного «имиджа» местного предпринимательства, так и продвижение производимой продукции на внешний рынок.
В системе образования культурная политика должна быть направлена на формирование единого культурно-образовательного пространства города, внедрение инновационных технологий в обучение в образовательных учреждениях, в том числе учреждениях сферы культуры и искусства, подготовку специалистов, владеющих современными технологиями управления.
В сфере досуга требуется оптимизация размещения развлекательных центров по городу, подготовка ивестиционных предложений для потенциальных инвесторов, создание и развитие разнообразных учреждений и развлекательных программ для молодёжи, ориентированной на общение.
Наряду с некоммерческими отраслями (исполнительским искусством, изобразительным творчеством, библиотеками, музеями, архивами, государственным эфирным вещанием), всё более прочное место начинают занимать высокоприбыльные новые отрасли (кабельное и спутниковое телевидение, производство аудио- и видеопродукции, мода, реклама, промышленный дизайн), способные качественно изменить рынки товаров и услуг культурного назначения.
В соответствии с принципами культурного менеджмента строится и механизм реализации комплексной целевой программы «Развитие Новосибирска как крупного центра культуры». Для управления её реализацией создается дирекция Программы во главе с начальником департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии. В дирекцию Программы входят председатель комитета по культуре и искусству мэрии, а также главный менеджер Программы. Председатель комитета по культуре и искусству мэрии несет персональную ответственность за реализацию Программы, целевое и эффективное использование финансовых средств, выделяемых на выполнение программных мероприятий. Оперативное управление реализацией Программы и её информационно-аналитическое обеспечение организует главный менеджер.