3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
В условиях реформирования экономики, наметившегося подъема производства, вопросы охраны окружающей среды приобретают особое значение. Состояние окружающей среды в Новосибирской области остается напряженным, а уровень ее загрязнения высоким.
В ближайшей и среднесрочной перспективе одной из наиболее серьезных экологических проблем г. Новосибирска, от решения которой во многом зависит состояние здоровья его населения, является загрязнение атмосферы. Более 1 млн. жителей проживает в районах, где концентрации вредных примесей в атмосфере регулярно превышают предельно допустимые концентрации. В последние годы наблюдается тенденция роста индекса загрязнения атмосферы. Основными источниками загрязнения атмосферы являются автомобильный транспорт (прирост составляет до 5% в год), ТЭЦ, отопительные котельные и промышленные предприятия, удельные нормативы выбросов которых существенно превышают европейские нормы.
Увеличивается объем сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты. Бассейн реки Оби в пределах Новосибирской области и поверхностные воды стабильно загрязнены нефтепродуктами (6-15 ПДК), фенолом (2-6 ПДК), тяжелыми металлами (3-11 ПДК), соединениями азота (1,5-2,6 ПДК). Ежегодно сбрасывается в поверхностные водные объекты и на рельеф около 100,0 млн. м(3 )загрязненных вод без очистки и недостаточно очищенных. Наличие в источниках централизованного водоснабжения указанных выше, а также других загрязняющих веществ создает реальную угрозу здоровью населения. Изношенность систем канализации ведет к загрязнению подземных водоносных горизонтов, поднятию уровня грунтовых вод.
Около 1 млн. жителей НСО проживает в городах и населенных пунктах, где основным источником водоснабжения являются подземные воды, которые в большинстве районов Новосибирской области относятся к опасным для здоровья населения. Для подавляющего большинства этих городов и населенных пунктов (около 1,5 тыс.) используемая для питьевых целей вода имеет повышенную минерализацию (более 1000 мг/дм(3)), жесткость (более 7 мг-экв/дм(3)), щелочность, содержание натрия, бора (более 0,1 мг/дм(3)), железа (0,03 - 5,9 мг/дм(3)), марганца (0,004 - 0,96 мг/дм(3)) и дефицит фтора.
Одной из наиболее актуальных остается проблема удаления, размещения и обезвреживания отходов. Нерешенность вопросов размещения, переработки и утилизации отходов приводит к увеличению их объемов, размеров занимаемой ими территории, росту числа несанкционированных свалок, интенсивному загрязнению почв, поверхностных водоемов и подземных вод, атмосферного воздуха.
Мусороперерабатывающие заводы отсутствуют. По данным инвентаризации выявлено около 2,0 тыс. объектов размещения и захоронения отходов, большей частью несанкционированных, а места размещения отходов города Новосибирска, расположенные в городской черте, не имеют технических решений, предусматривающих обеспечение достаточной санитарно-гигиенической и экологической безопасности.
Не решена на необходимом уровне проблема хранения и утилизации пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов.
Особую обеспокоенность вызывает проблема размещения и утилизации отходов автотранспорта, ртутьсодержащих отходов, иловых осадков очистных сооружений г. Новосибирска.
Недостаточно изучена радиационная обстановка г. Новосибирска и области, что вызывает обеспокоенность населения о текущем состоянии и уровне загрязнения объектов окружающей среды радиоактивными веществами.
В результате хозяйственной деятельности и высокого уровня браконьерства на территории области наметилась тенденция к обеднению животного и растительного мира, среды их обитания.
Значительный ущерб окружающей среде наносится в результате низкой экологической культуры населения.
Негативные тенденции, проявившиеся в изменении качественных показателей состояния окружающей среды Новосибирской области в связи с переходом от экономического спада к его росту в 2000 - 2001 гг., имеют реальные предпосылки к ухудшению экологической обстановки. Областная целевая программа «Охрана окружающей природной среды Новосибирской области на период до 2003 года» позволила решить только часть проблем.
Учитывая затратность большинства планируемых природоохранных мероприятий и продолжительные сроки их реализации, необходимость привлечения средств из различных источников, в том числе из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, необходимо решать обозначенные выше проблемы программно-целевым методом.