(с изменениями на 28 июня 2007 года)
___________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
___________________________________
Новосибирский областной Совет депутатов
постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу «Охрана окружающей среды Новосибирской области на 2005 - 2008 годы» (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Совета
В.В. Леонов
Утверждено
постановлением 37 сессии
Новосибирского областного Совета депутатов
от 23.12.2004 г.
(В редакции, введенной постановлением четырнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 28.06.2007 N 122, - см. предыдущую редакцию)
Наименование программы | Областная целевая программа «Охрана окружающей среды Новосибирской области на 2005-2008 годы» | |||
Наименование, дата и номер нормативного акта о разработке программы | Постановление главы администрации НСО от 13 января 2003 года N 13 «Об Основных направлениях демографического развития Новосибирской области на период до 2015 года» | |||
Государственный заказчик программы | Администрация Новосибирской области | |||
Исполнитель программы | Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (ДПРиООС НСО) | |||
Руководитель программы | Руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области Петрик А.И. | |||
Основные разработчики программы | Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды департамента развития промышленности и предпринимательства администрации области | |||
Цель и задачи программы. Важнейшие целевые показатели | Целью программы является стабилизация и улучшение экологической обстановки, повышение уровня экологической безопасности населения и содействие улучшению демографического положения. | |||
Сроки (сроки этапов) реализации этапов программы. | 2005-2008 годы. ДПРиООС НСО, органы местного самоуправления муниципальных образований области, мэрия г. Новосибирска, ДТиДХ НСО, департамент образования Новосибирской области, департамент культуры Новосибирской области | |||
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам) | «Общий объем финансирования Программы - 1145868,0 тыс. руб., в т.ч. федеральный бюджет - 28500,0 тыс. руб., областной бюджет - 127630,0 тыс. руб., местный бюджет - 190590,0 тыс. руб., внебюджетные источники (средства организаций) - 799148,0 тыс. руб., в том числе: 2005г. - 518133,0 тыс. руб., в т.ч. средства федерального бюджета - 8000,0 тыс. руб., средства областного бюджета - 54755,0 тыс. руб., средства местного бюджета - 60710,0 тыс. руб., внебюджетные источники (средства организаций) - 394668,0 тыс. руб. 2006г. - 475471,0 тыс. руб., в т.ч. средства федерального бюджета - 20500,0 тыс. руб., средства областного бюджета - 19238,0 тыс. руб., средства местного бюджета - 105155,0 тыс. руб., внебюджетные источники (средства организаций) - 330578,0 тыс. руб. 2007г. - 88633,0 тыс. руб., в т.ч. средства областного бюджета - 20282,0 тыс. руб., средства местного бюджета - 10475,0 тыс. руб., внебюджетные источники (средства организаций) - 57876,0 тыс. руб. 2008г. - 63631,0 тыс. руб., в т.ч. средства областного бюджета - 33355,0 тыс. руб., средства местного бюджета - 14250,0 тыс. руб., внебюджетные источники (средства организаций) - 16026,0 тыс. руб. Средства федерального бюджета, средства местного бюджета, средства организаций - прогнозные объемы на условиях софинансирования.» | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | В результате выполнения мероприятий Программы будет обеспечено: | |||
Сумма финансовых затрат на разработку проекта программы и источники их финансирования | На разработку программы средства не выделялись |
Областная целевая программа «Охрана окружающей среды Новосибирской области на 2005-2008 годы» (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением главы администрации Новосибирской области от 13 января 2003 года N 13 «Об Основных направлениях демографического развития Новосибирской области на период до 2015 года».
Предметом регулирования Программы являются общественные отношения в сфере охраны атмосферного воздуха населенных пунктов области, поверхностных вод рек Обь, Бердь, Иня и др., подземных вод, растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий области.
Программа содержит комплекс мероприятий по решению приоритетных задач в области охраны окружающей среды Новосибирской области, осуществление которых направлено на обеспечение благоприятной окружающей среды, устойчивое функционирование естественных экологических систем, улучшение состояния здоровья населения.
Разработка Программы осуществлена в соответствии с Экологической доктриной Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 года N 1225-р, законодательством Российской Федерации и Новосибирской области в сфере охраны окружающей среды, перспективной схемой развития особо охраняемых природных территорий области на период до 2020 года, утвержденной решением Новосибирского областного Совета депутатов от 26 ноября 1996 года, а также с учетом рекомендаций III областной конференции по охране природы от 16 сентября 2003 года.
При разработке Программы учтены сценарные условия социально-экономического развития области на 2004 - 2008 годы, одобренные распоряжением главы администрации области от 17 апреля 2003 года N 304-р «О сценарных условиях социально-экономического развития области и основных показателях прогноза социально-экономического развития области на 2004 - 2008 годы».
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
В условиях реформирования экономики, наметившегося подъема производства, вопросы охраны окружающей среды приобретают особое значение. Состояние окружающей среды в Новосибирской области остается напряженным, а уровень ее загрязнения высоким.
В ближайшей и среднесрочной перспективе одной из наиболее серьезных экологических проблем г. Новосибирска, от решения которой во многом зависит состояние здоровья его населения, является загрязнение атмосферы. Более 1 млн. жителей проживает в районах, где концентрации вредных примесей в атмосфере регулярно превышают предельно допустимые концентрации. В последние годы наблюдается тенденция роста индекса загрязнения атмосферы. Основными источниками загрязнения атмосферы являются автомобильный транспорт (прирост составляет до 5% в год), ТЭЦ, отопительные котельные и промышленные предприятия, удельные нормативы выбросов которых существенно превышают европейские нормы.
Увеличивается объем сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты. Бассейн реки Оби в пределах Новосибирской области и поверхностные воды стабильно загрязнены нефтепродуктами (6-15 ПДК), фенолом (2-6 ПДК), тяжелыми металлами (3-11 ПДК), соединениями азота (1,5-2,6 ПДК). Ежегодно сбрасывается в поверхностные водные объекты и на рельеф около 100,0 млн. м(3 )загрязненных вод без очистки и недостаточно очищенных. Наличие в источниках централизованного водоснабжения указанных выше, а также других загрязняющих веществ создает реальную угрозу здоровью населения. Изношенность систем канализации ведет к загрязнению подземных водоносных горизонтов, поднятию уровня грунтовых вод.
Около 1 млн. жителей НСО проживает в городах и населенных пунктах, где основным источником водоснабжения являются подземные воды, которые в большинстве районов Новосибирской области относятся к опасным для здоровья населения. Для подавляющего большинства этих городов и населенных пунктов (около 1,5 тыс.) используемая для питьевых целей вода имеет повышенную минерализацию (более 1000 мг/дм(3)), жесткость (более 7 мг-экв/дм(3)), щелочность, содержание натрия, бора (более 0,1 мг/дм(3)), железа (0,03 - 5,9 мг/дм(3)), марганца (0,004 - 0,96 мг/дм(3)) и дефицит фтора.
Одной из наиболее актуальных остается проблема удаления, размещения и обезвреживания отходов. Нерешенность вопросов размещения, переработки и утилизации отходов приводит к увеличению их объемов, размеров занимаемой ими территории, росту числа несанкционированных свалок, интенсивному загрязнению почв, поверхностных водоемов и подземных вод, атмосферного воздуха.
Мусороперерабатывающие заводы отсутствуют. По данным инвентаризации выявлено около 2,0 тыс. объектов размещения и захоронения отходов, большей частью несанкционированных, а места размещения отходов города Новосибирска, расположенные в городской черте, не имеют технических решений, предусматривающих обеспечение достаточной санитарно-гигиенической и экологической безопасности.
Не решена на необходимом уровне проблема хранения и утилизации пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов.
Особую обеспокоенность вызывает проблема размещения и утилизации отходов автотранспорта, ртутьсодержащих отходов, иловых осадков очистных сооружений г. Новосибирска.
Недостаточно изучена радиационная обстановка г. Новосибирска и области, что вызывает обеспокоенность населения о текущем состоянии и уровне загрязнения объектов окружающей среды радиоактивными веществами.
В результате хозяйственной деятельности и высокого уровня браконьерства на территории области наметилась тенденция к обеднению животного и растительного мира, среды их обитания.
Значительный ущерб окружающей среде наносится в результате низкой экологической культуры населения.
Негативные тенденции, проявившиеся в изменении качественных показателей состояния окружающей среды Новосибирской области в связи с переходом от экономического спада к его росту в 2000 - 2001 гг., имеют реальные предпосылки к ухудшению экологической обстановки. Областная целевая программа «Охрана окружающей природной среды Новосибирской области на период до 2003 года» позволила решить только часть проблем.
Учитывая затратность большинства планируемых природоохранных мероприятий и продолжительные сроки их реализации, необходимость привлечения средств из различных источников, в том числе из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, необходимо решать обозначенные выше проблемы программно-целевым методом.
4. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью Программы является стабилизация и улучшение экологической обстановки, повышение уровня экологической безопасности населения и содействие улучшению демографического положения.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- сокращения выбросов в атмосферу за счет совершенствования технологических процессов, модификации газоочистного оборудования, совершенствования системы регулирования выбросов вредных веществ, перевода части автотранспорта на использование природного газа в качестве моторного топлива;
- снижения объёма сброса загрязненных сточных вод в результате строительства и реконструкции канализационных очистных сооружений и сетей канализации в городах и районах области;
- совершенствования системы обращения с отходами производства и потребления, включая обеспечение их безопасного хранения, внедрение современных технологий по обезвреживанию и утилизации токсичных отходов;
- сохранения и восстановления биологического разнообразия за счет развития и совершенствования сети особо охраняемых природных территорий;
- обеспечения радиационной безопасности населения;
- повышения культуры и грамотности населения области в вопросах охраны окружающей среды;
- привлечения инвестиций и внебюджетного финансирования для обеспечения внедрения в организациях области передовых технологий.
Выбор мероприятий Программы основан на анализе экологической ситуации в городах и районах области, определившем наиболее острые проблемы, и на необходимости продолжения реализации мероприятий предыдущей областной целевой программы «Охрана окружающей природной среды Новосибирской области».
5. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Система программных мероприятий Программы (приложение N 1) направлена на осуществление следующих приоритетных направлений:
- охрану атмосферного воздуха;
- охрану водной среды;
- совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления;
- сохранение и восстановление природных экосистем, биологического разнообразия;
- оценку качества окружающей среды;
- экологическое просвещение населения;
- обеспечение системы управления охраной окружающей среды на областном уровне, в городах и районах области;
- нормативно-правовое обеспечение.
6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа реализуется за счет средств федерального, областного и местного бюджетов, а также внебюджетных источников. Объемы финансирования мероприятий на 2005-2008 годы, в ценах 2004 года, составляют 1145868,0 тыс. руб., в т.ч. средства федерального бюджета - 28500,0 тыс. руб., средства областного бюджета - 127630,0 тыс. руб., средства местного бюджета - 190590,0 тыс. руб., внебюджетные источники (средства организаций) - 799148,0 тыс. руб. Средства федерального бюджета, средства местного бюджета, средства организаций - прогнозные объемы на условиях софинансирования.(Абзац в редакции, введенной постановлением четырнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 28.06.2007 N 122, - см. предыдущую редакцию)
Сводные финансовые затраты приведены в приложении N 2.
Сводные затраты материально-технического обеспечения приведены в приложении N 3.
7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация мероприятий позволит снизить объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников на 60 тыс. т/год (в т.ч. на 20% от существующего объема выбросов от котельных), уменьшить токсичность выбросов в 3-5 раз, снизить уровень загрязнения атмосферы до нормативных показателей в районах области.
Перевод муниципального автотранспорта и части автотранспорта организаций на использование сжатого природного газа в качестве моторного топлива приведет к уменьшению валовых выбросов от автотранспорта на 30,0 тыс. т в год и уменьшению выбросов канцерогенных веществ в зоне дыхания людей.
Реализация планируемых мероприятий по охране водных объектов позволит снизить объём загрязненных сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты и на рельеф местности, на 57,0 млн. м(3) в год, т.е. около 30%, частично решить проблему подтопления территорий ряда населенных пунктов, снизить уровень заболеваемости населения лямблиозом и острыми кишечными инфекциями.
В области обращения с отходами Программой предусмотрено завершение строительства I очереди полигона твердых бытовых отходов (ТБО) в г. Куйбышеве, уделено серьезное внимание реконструкции и обустройству существующих мест размещения ТБО в г. Новосибирске и населенных пунктах области, в т.ч. в дачно-садовых обществах, ликвидации несанкционированных свалок.
Комплекс мероприятий по совершенствованию системы обращения с особо опасными отходами позволит исключить попадание в окружающую среду около 300 тонн особо опасных веществ (пестицидов, агрохимикатов, ртутьсодержащих отходов).
Реализация Программы позволит расширить сеть особо охраняемых природных территорий области на 16 объектов, обеспечить мероприятия по охране и сохранению биологического разнообразия в трех государственных биологических заказниках, на памятниках природы регионального значения (осуществление противопожарных мероприятий, установка и обновление аншлагов и информационных щитов и др.).
Реализация специальных мероприятий, выполненных по результатам проведения контрольных измерений радиационного фона в местах возможной потери радиоактивных веществ, и выявление аномалий эманации радона обеспечит снижение риска радиационного облучения населения.
Осуществление мероприятий по контролю за экологической обстановкой в городах и районах области обеспечит получение объективной информации для принятия управленческих решений, определения ущерба, нанесенного объектам окружающей среды при экологических правонарушениях, при чрезвычайных ситуациях экологического характера, повысит действенность управления охраной окружающей среды в целом.
Медико-социальная эффективность реализации Программы также может быть оценена по показателям динамики экологически зависимой патологии, определяемой по результатам проводимого в Новосибирской области социально-гигиенического мониторинга.