Социально-экономическое развитие города Новосибирска в 2004 году в целом характеризовалось положительной динамикой основных социально-экономических показателей. Но в отличие от российской экономики, этот рост определяется не столько благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, сколько внутренними факторами, такими как увеличение инвестиционного и потребительского спроса. Индекс физического объема произведенной промышленной продукции по предварительной оценке составит 108,5 %. В структуре производства наблюдается тенденция увеличения доли отраслей, производящих конечную продукцию. Так, рост объемов производства отмечен в машиностроении и металлообработке, химической, легкой и пищевой промышленности. Их доля в приросте производства составила более 66,0 %. Возросло производство приборов и средств автоматизации, технологического оборудования для химической и легкой промышленности, изделий из пластмасс, лекарственных средств, кожаной обуви. В то же время в легкой промышленности по-прежнему наблюдается снижение производства швейных изделий и постельного белья, в первую очередь, вследствие большой конкуренции на рынках этих товаров и насыщения спроса.
Оборот розничной торговли в 2004 году в товарной массе увеличится на 7,8 %, объем платных услуг населению - на 3,5 %.
В 2004 году инвестиции в основной капитал по предварительной оценке составят 112,0 % к уровню 2003 года. В отличие от Российской Федерации в структуре инвестиций преобладает доля собственных средств, а не привлеченных, в том числе невелика и доля банковских средств - менее 3 %. Доля бюджетных средств практически не изменилась и составляет порядка 18 %. На 13,0 % увеличится объем работ по договорам строительного подряда.
Объем грузоперевозок, осуществляемый автомобильным транспортом, будет выполнен в том же объеме, что и в 2003 году. В то же время продолжается сокращение объемов перевозок пассажиров автомобильным транспортом (94,5 %). Сложившаяся тенденция к сокращению объемов перевозок, осуществленных на коммерческой основе, обусловлена, в частности, увеличением парка транспорта, находящегося в личной собственности (по данным ГИБДД). Возросшая интенсивность дорожного движения также свидетельствует об увеличении количества его участников, в большей степени за счет легкового автотранспорта.
Как следствие позитивных сдвигов в производственной сфере улучшаются финансовые показатели деятельности предприятий. В 2004 году суммарный финансовый результат по предварительной оценке составит 16,3 млрд. рублей, что на 18,2 % превысит показатель соответствующего периода прошлого года.
В социальной сфере возрастут реальные доходы населения. Среднемесячная заработная плата работников составит 7090,6 рубля, индекс реальной заработной платы - 116,9 % к соответствующему периоду прошлого года. Необходимо отметить, что в промышленности рост заработной платы носил не столько инфляционный характер, сколько был обусловлен увеличением производительности труда. Темп роста среднемесячной назначенной пенсии составит 116,9 %. При этом индекс потребительских цен в 2004 году составит 110,0 % к уровню декабря 2003 года.
В плановом 2005 году сохраняются главные целевые установки - улучшение качества жизни горожан и обеспечение устойчивого экономического роста. В связи с этим приоритетными направлениями социально-экономической политики мэрии Новосибирска в 2005 году по-прежнему будут являться:
создание условий для устойчивого роста реальных денежных доходов населения путем обеспечения занятости трудоспособного населения, развития системы социального партнерства, сокращения дифференциации доходов населения за счет совершенствования системы оплаты труда и усиления адресности социальной поддержки;
совершенствование и развитие социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт);
повышение эффективности функционирования городского хозяйства (жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь);
обеспечение экологической безопасности населения;
содействие устойчивому развитию отраслей экономики путем создания благоприятных условий для инвестиционной деятельности и развития экономически эффективных производств;
создание условий для развития науки, продвижения инновационных технологий;
расширение рынков сбыта продукции новосибирских производителей посредством развития межрегиональных и международных связей;
обеспечение роста доходной части бюджета города и повышение эффективности расходования бюджетных средств;
обеспечение комплексности и преемственности краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического развития;
создание условий для обеспечения общественной безопасности.
С учетом основных тенденций социально-экономического развития города Новосибирска в текущем году и основных направлений социально-экономической политики мэрии прогнозируется положительная динамика основных показателей на 2005 год.
В промышленности темп роста производства составит 107,8 % в сопоставимых ценах по сравнению с уровнем 2004 года. Увеличатся объемы розничного товарооборота и платных услуг населению - на 7,6 % и 4,0 % соответственно. Объем инвестиций в основной капитал увеличится и составит 111,0 %. Планируется относительный рост объема строительно-монтажных работ по договорам подряда (111,0 % в сопоставимых ценах). Реализация мероприятий, направленная на улучшение финансового состояния предприятий, позволит получить прибыль в объеме 116,7 % к уровню 2004 года.
Среднемесячная заработная плата (по всем предприятиям) в 2005 году увеличится на 26,8 % по отношению к ожидаемому уровню 2004 года и составит 8988,6 рубля. При планируемом темпе инфляции - 108,0 % это обеспечит увеличение реальных доходов населения.
Основные показатели социально-экономического развития города Новосибирска представлены в таблице 2.
Таблица 2
(В редакции, введенной в действие с 16.09.05
решением городского Совета от 31.08.05 N 63, -
см. предыдущую редакцию)
Основные показатели социально-экономического развития
города Новосибирска на 2005 год
N | Показатель | 2003 год | 2004 год | 2005 год |
1 | ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА | |||
1.1 | Количество организаций, зарегистрированных на территории города (на начало года), единиц | 77739 | 88245 | 99720 |