Россия - одна из стран мира, где отмечается сокращение численности населения. Уменьшение населения страны, начавшееся в конце прошлого века, продолжается на фоне снижения рождаемости. Показатель рождаемости (число родившихся на 1000 постоянных жителей) к 2000 году составил около 8 % по сравнению с 13,4 % в 1990 году.
По оценкам экспертов при сохранении такой демографической тенденции население России может уменьшиться до 100 млн человек к 2020 году и до 50 - 55 млн человек к 2075 году. Особенно интенсивно будет убывать население восточных регионов страны. Если по прогнозу за 2001 - 2016 годы численность населения России сократится на 7,7 %, то дальневосточного региона - на 12,3 %.
Согласно статистическим данным с 1992 года в Российской Федерации и Новосибирской области наблюдается отрицательный прирост населения. В 2005 году в Новосибирской области он составлял - 5,4 человека на 1000 населения.(Абзац в редакции, введенной постановлением двадцать четвертой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 29.05.2008 N 95, - см. предыдущую редакцию)
Таблица N 1
(В редакции, введенной
постановлением двадцать четвертой сессии
Новосибирского областного Совета депутатов
четвертого созыва от 29.05.2008 N 95, -
см. предыдущую редакцию)
Естественный прирост населения (на 1000 населения)
в Новосибирской области
Период (год) | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1996 | 1997 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Прирост | 2,2 | 0,7 | - 1,5 | - 5,1 | - 6,1 | - 5,3 | - 5,2 | - 5,4 | - 4,8 | -4,5 | -5,4 | -4,7 |
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи, потому что основная доля рождений приходится на первые брачные годы в возрасте до 30 лет. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей.
В результате в области возрастает смертность, падает рождаемость, снижается общая продолжительность жизни, растет количество разводов, а количество браков снижается.
Таблица N 2
(В редакции, введенной
постановлением двадцать четвертой сессии
Новосибирского областного Совета депутатов
четвертого созыва от 29.05.2008 N 95, -
см. предыдущую редакцию)
Количество браков и разводов (на 1000 населения)
в Новосибирской области
Год | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 1992 | 1994 | 1996 | 1997 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Браки | 12,5 | 10,1 | 10,6 | 8,9 | 7,1 | 7,4 | 5,9 | 6,3 | 7,6 | 7,5 | 7,6 | 7,9 | 8,5 |
Разводы | 1,5 | 3,0 | 4,2 | 3,8 | 4,3 | 4,6 | 3,8 | 3,8 | 6,7 | 6,0 | 4,7 | 4,5 | 5,2 |
По оценкам экспертов количество молодых семей в Новосибирской области, нуждающихся в жилых помещениях и готовых участвовать в предложенных Программой рыночных механизмах ее реализации при поддержке государства, составляет 32,5 тысячи семей, при общем количестве молодых семей, в которых обеспеченность жильем на одного члена семьи менее 7,0 кв. м., - 62,5 тыс.(Абзац в редакции, введенной постановлением двадцать четвертой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 29.05.2008 N 95, - см. предыдущую редакцию)
Существующие до сегодняшнего времени программы решения жилищных проблем базировались на принципах достаточности рыночных механизмов и доходов населения для решения жилищной проблемы молодежи. Так как доходы ниже прожиточного минимума имеют около 69% молодых семей, ставка на возможность активного использования ценных бумаг, коммерческих кредитов, собственных средств граждан на начальном этапе финансирования жилищного строительства для молодежи не оправдала ожиданий. Задачи по привлечению бюджетных и внебюджетных финансовых средств, сформулированных в программах, оказались не соответствующими масштабу, сложности и остроте жилищной проблемы.
Основной путь улучшения жилищных условий молодых семей в современных условиях видится в создании механизмов, позволяющих на базе консолидации всех возможных бюджетных и внебюджетных ресурсов сделать более доступным процесс приобретения и строительства жилья.
Одним из самых эффективных механизмов консолидации указанных ресурсов является строительство молодежных жилых комплексов (МЖК), в том числе в сельских районах области, с развитой инфраструктурой на основе самофинансирования строительства и содержания жилья при государственной и муниципальной поддержке участников и исполнителей основных мероприятий Программы. При этом средства, предоставляемые молодым семьям из различных источников (как бюджетных, так и внебюджетных), не «распыляются» между разрозненными игроками рынка недвижимости (в основном вторичного), а направляются на строительство комплексного жилья, что стимулирует развитие реального сектора экономики, позволяет оптимизировать затраты на подготовку инженерных сетей и коммуникаций, а также повышает уровень контроля над использованием целевых средств Программы.
Запуск механизма строительства МЖК позволит сделать доступным процесс приобретения жилья для молодых семей при комплексном использовании всех видов ресурсов, а также создаст предпосылки к дальнейшему развитию строительной отрасли Новосибирской области.
В создании обоснованной системы по решению указанной задачи требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, заинтересованных в решении жилищных вопросов своих молодых специалистов, а также прочих организаций, связанных с процессом строительства и приобретения жилья, что, в конечном итоге, и обуславливает необходимость применения программных методов.