Действующий

Об областной целевой Программе «Создание механизмов обеспечения жильём молодых семей в Новосибирской области на 2004 - 2011 годы»(с изменениями на 29 октября 2009 года)

3. Содержание проблемы и обоснование необходимости
её решения программными методами


Россия - одна из стран мира, где отмечается сокращение численности населения. Уменьшение населения страны, начавшееся в конце прошлого века, продолжается на фоне снижения рождаемости. Показатель рождаемости (число родившихся на 1000 постоянных жителей) к 2000 году составил около 8 % по сравнению с 13,4 % в 1990 году.

По оценкам экспертов при сохранении такой демографической тенденции население России может уменьшиться до 100 млн человек к 2020 году и до 50 - 55 млн человек к 2075 году. Особенно интенсивно будет убывать население восточных регионов страны. Если по прогнозу за 2001 - 2016 годы численность населения России сократится на 7,7 %, то дальневосточного региона - на 12,3 %.

Согласно статистическим данным с 1992 года в Российской Федерации и Новосибирской области наблюдается отрицательный прирост населения. В 2005 году в Новосибирской области он составлял  - 5,4 человека на 1000 населения.(Абзац в редакции, введенной постановлением двадцать четвертой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 29.05.2008 N 95, - см. предыдущую редакцию)

Таблица N 1

(В редакции, введенной
 постановлением двадцать четвертой сессии
 Новосибирского областного Совета депутатов
 четвертого созыва от 29.05.2008 N 95
, -
 см. предыдущую редакцию)

 

Естественный прирост населения (на 1000 населения)
в Новосибирской области

Период (год)

1990

1991

1992

1993

1994

1996

1997

2002

2003

2004

2005

2006

Прирост     

2,2

0,7

- 1,5

- 5,1

- 6,1

- 5,3

- 5,2

- 5,4

- 4,8

-4,5

-5,4

-4,7


Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи, потому что основная доля рождений приходится на первые брачные годы в возрасте до 30 лет. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей.

В результате в области возрастает смертность, падает рождаемость, снижается общая продолжительность жизни, растет количество разводов, а количество браков снижается.

Таблица N 2

(В редакции, введенной
 постановлением двадцать четвертой сессии
 Новосибирского областного Совета депутатов
 четвертого созыва от 29.05.2008 N 95
, -
 см. предыдущую редакцию)

  

 Количество браков и разводов (на 1000 населения)
в Новосибирской области

Год  

1960

1970

1980

1990

1992

1994

1996

1997

2002

2003

2004

2005

2006

Браки  

12,5

10,1

10,6

8,9

7,1

7,4

5,9

6,3

7,6

7,5

7,6

7,9

8,5

Разводы

1,5

3,0

4,2

3,8

4,3

4,6

3,8

3,8

6,7

6,0

4,7

4,5

5,2

    

По оценкам экспертов количество молодых семей в Новосибирской области, нуждающихся в жилых помещениях и готовых участвовать в предложенных Программой рыночных механизмах ее реализации при поддержке государства, составляет 32,5 тысячи семей, при общем количестве молодых семей, в которых обеспеченность жильем на одного члена семьи менее 7,0 кв. м., -  62,5 тыс.(Абзац в редакции, введенной постановлением двадцать четвертой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 29.05.2008 N 95, - см. предыдущую редакцию)

Существующие до сегодняшнего времени программы решения жилищных проблем базировались на принципах достаточности рыночных механизмов и доходов населения для решения жилищной проблемы молодежи. Так как доходы ниже прожиточного минимума имеют около 69% молодых семей, ставка на возможность активного использования ценных бумаг, коммерческих кредитов, собственных средств граждан на начальном этапе финансирования жилищного строительства для молодежи не оправдала ожиданий. Задачи по привлечению бюджетных и внебюджетных финансовых средств, сформулированных в программах, оказались не соответствующими масштабу, сложности и остроте жилищной проблемы.

Основной путь улучшения жилищных условий молодых семей в современных условиях видится в создании механизмов, позволяющих на базе консолидации всех возможных бюджетных и внебюджетных ресурсов сделать более доступным процесс приобретения и строительства жилья.

Одним из самых эффективных механизмов консолидации указанных ресурсов является строительство молодежных жилых комплексов (МЖК), в том числе в сельских районах области, с развитой инфраструктурой на основе самофинансирования строительства и содержания жилья при государственной и муниципальной поддержке участников и исполнителей основных мероприятий Программы. При этом средства, предоставляемые молодым семьям из различных источников (как бюджетных, так и внебюджетных), не «распыляются» между разрозненными игроками рынка недвижимости (в основном вторичного), а направляются на строительство комплексного жилья, что стимулирует развитие реального сектора экономики, позволяет оптимизировать затраты на подготовку инженерных сетей и коммуникаций, а также повышает уровень контроля над использованием целевых средств Программы.

Запуск механизма строительства МЖК позволит сделать доступным процесс приобретения жилья для молодых семей при комплексном использовании всех видов ресурсов, а также создаст предпосылки к дальнейшему развитию строительной отрасли Новосибирской области.  

В создании обоснованной системы по решению указанной задачи требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, заинтересованных в решении жилищных вопросов своих молодых специалистов, а также прочих организаций, связанных с процессом строительства и приобретения жилья, что, в конечном итоге, и обуславливает необходимость применения программных методов.