Действующий

Об областной целевой программе «Дети Новосибирской области» на 2004-2008 годы (с изменениями на 6 декабря 2007 года)

     

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


Развитие конкретного региона, в том числе Новосибирской области, может эффективно осуществляться лишь при создании условий для полной реализации потенциала подрастающего поколения. Меры семейной политики должны быть направлены на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального, духовного и социального развития.

Действующая программа «Дети Новосибирской области» на 2001-2003 годы» стала важным этапом в реализации  Основных направлений социальной политики области, в том числе ее раздела Семейная политика.  

Сделан серьезный шаг на пути преодоления межведомственных барьеров при решении вопросов, касающихся улучшения положения детей, конкретной судьбы каждого ребенка. В результате совместной  работы ведомств-участников  программы, других заинтересованных структурных подразделений администрации области, общественных организаций и объединений, фондов, активного участия в федеральной программе «Дети России», реализации мероприятий территориальных и муниципальных программ, принятых в развитие областной, произошли конкретные позитивные изменения в следующих направлениях.

Прекращен рост численности детей-инвалидов, организованы регулярные выплаты пособий более 8,9 тыс. семьям, воспитывающим детей-инвалидов, открыты учреждения, позволяющие реализовать право детей данной категории на получение полноценной реабилитации. Создаются условия для развития творческих возможностей детей-инвалидов, что является одним из способов их успешной адаптации в обществе.

Разработанная Концепция оздоровления и отдыха детей, благодаря организации круглогодичного отдыха, дала возможность увеличить количество ежегодно оздоравливаемых детей. Появились предпосылки для перехода всех ведомств на круглогодичное решение данного вопроса. Сохранена сеть детских оздоровительных учреждений.

Существующая сеть специализированных учреждений обеспечивает прием всех безнадзорных детей, для которых созданы соответствующие бытовые условия проживания. Организована доставка самовольно ушедших подростков к местам их постоянного проживания. Внедряются новые формы реабилитационной работы с данной категорией детей. В результате в области стабилизировалась обстановка с подростковой преступностью, наблюдается тенденция снижения количества преступлений, совершаемых подростками.

В области накоплен опыт выявления и развития талантливых и одаренных детей.

Одаренность выявляется на научных конференциях, олимпиадах, спартакиадах, конкурсах и других мероприятиях. Способствует выявлению и поддержке одаренных детей развитие сети гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением различных предметов, областных учреждений образования для одаренных детей, учреждений дополнительного образования.  

Школьники Новосибирской области участвуют во всероссийских и международных олимпиадах и занимают призовые места.

Развитие такой формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, как семейная воспитательная группа, принятие областного Закона «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье» дали возможность увидеть явный результат работы по обеспечению права ребенка на жизнь и воспитание в семье.

Существенно укреплена материальная база учреждений общественного воспитания. Многие детские дома, специализированные учреждения оснащены современным реабилитационным оборудованием, оргтехникой, автотранспортом.

Началась конкретная работа по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Тем не менее,  еще остался ряд   проблем, требующих незамедлительного решения.

В  связи с резким падением уровня жизни и имущественным расслоением семей происходит изменение демографической ситуации, ослабление брачных и семейных отношений. В 2002 году по сравнению с 2001 годом количество родившихся в области детей увеличилось почти на 9 процентов, но превышение числа умерших над числом родившихся в среднем по области по-прежнему велико и составляет 1,5 раза.

Важнейшей проблемой является здоровье детей и подростков, которое в перспективе оказывает решающее значение на реализацию их репродуктивной функции. Только за последние 5 лет гинекологическая заболеваемость детей и подростков выросла в 7 раз. По данным прошедшей диспансеризации только 35,1 процента детей города Новосибирска и 28,6 процента  детей из районов области здоровы. Хроническими заболеваниями страдают 19 процентов детей в городе Новосибирске и 15,4 процентов детей в районах области. Одной из причин прогрессирующего ухудшения здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста, является неэффективность многих профилактических  и коррекционных  мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей. Недостаточное внимание уделяется организации питания детей раннего возраста в образовательных учреждениях.

Количество детей-инвалидов школьного возраста за последние 4 года увеличилось почти в 4 раза с 1845 детей в 1998 г. до 6415 детей в 2002 г. В 2001 г. интегрировано обучались в общеобразовательных школах 2748 детей-инвалидов, в 2003 году -4805.

Сложившаяся ситуация требует, чтобы ребенок с ограниченными возможностями непрерывно находился под патронажем органов здравоохранения, образования, социальной защиты населения. Основной задачей реабилитации является снятие ограничений, не позволяющих ребенку полноценно развиваться, обучаться, взаимодействовать с окружающим миром. Чем раньше начата реабилитация, тем она более эффективна. Поэтому очевидна необходимость развития сети именно детских учреждений, предоставляющих реабилитационные услуги детям с ограниченными возможностями.  

Существующая сеть реабилитационных учреждений в области позволяет осуществлять реабилитацию только 15 процентам нуждающимся в ней детям-инвалидам. Это ставит  задачи по расширению сети реабилитационных учреждений, увеличения объема и повышения качества реабилитационных услуг, следовательно, актуализируются вопросы оснащения уже действующих и вновь открываемых отделений реабилитации, областных детских реабилитационных учреждений современным реабилитационным и спортивно-оздоровительным оборудованием.  

Рост внебрачной рождаемости и постоянное увеличение случаев расторжения брака говорит о необходимости укрепления института семьи. На учете в органах социальной защиты населения на 1 января 2003 года состоит более 84 тысяч семей, в которых проживает около 144 тысяч детей. Центры социальной помощи семье и детям являются базовыми многопрофильными учреждениями, оказывающими комплекс разнообразных социальных услуг. Кроме областного центра социальной помощи семье и детям на 1 января 2003 года в области функционируют 7 территориальных и муниципальных центров. В 2002 году эти учреждения оказали более 69 тысяч различных социальных услуг почти 46 тысячам человек. Но осуществляемые меры не полностью удовлетворяют потребности семьи и детей. Объем социальных услуг ограничен. Слабая материально-техническая база учреждений, нехватка квалифицированных кадров не позволяют повышать эффективность деятельности учреждений. Решению этих проблем будет способствовать реализация мероприятий программы.

Возросло число семей с отрицательным психологическим климатом, сложными межличностными отношениями. Все это усугубляет социальное неблагополучие детей, препятствует их нормальному развитию, отрицательно отражается на физическом, психическом и нравственном здоровье. В 17 тысячах семей группы риска, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, проживает 30,5 тыс. детей. Из 8108 семей, находящихся в поле зрения специалистов ведомств профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, как не обеспечивающие условий для воспитания своих детей, к 859 (11 процентов) родителям применялась крайняя мера- ходатайство перед судом о лишении или ограничении их в родительских правах. Из года в год растет число детей, изъятых из семей из-за реальной угрозы их жизни и здоровью. В 1998 году таких детей было 54, в 1999 г. -80, в 2000 г.-98, в 2001-116, в 2002 - 170. В связи с этим возникает необходимость в решении вопроса своевременного выявления семей с детьми, оказавшихся в кризисной ситуации, проведения их социального патронажа. Одновременно следует развивать семейные формы устройства и воспитания детей через организацию различных форм поддержки семей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Несмотря на то, что в целом по области наблюдается стабилизация подростковой преступности, проблема детской преступности остается достаточно острой. В 2001 году зарегистрировано 4525 несовершеннолетних преступника, в 2002 г. - 3787. В течение 2002 года выявлено 1540 уголовных деяний несовершеннолетних, не достигнувших возраста уголовной ответственности. В центре временной изоляции несовершеннолетних (далее - ЦВИНП) курс реабилитации прошли 714 правонарушителей. Для направления в спецшколы в 2002 году в ЦВИНП поступило 33 подростка. В связи с недостаточным выделением средств на обучение детей в Омской и Чеховской спецшколах, на конец 2002 года не было исполнено 11 постановлений судов и ЦВИНП был вынужден вернуть их по месту жительства в связи с окончанием срока содержания.

В воспитательной колонии Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции по Новосибирской области содержится 240 воспитанников в возрасте от 14 до 18 лет. Важную роль в воспитании несовершеннолетних преступников занимает организация их социальной реабилитации, в том числе обучение профессиональным навыкам. Для того, чтобы реализовать это на базе Новосибирской воспитательной колонии, необходимо приобретение соответствующего оборудования.

Реализация мероприятий подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в 2001-2002 гг. позволила   снизить остроту проблемы детской безнадзорности. Мероприятия по предупреждению безнадзорности и беспризорности являются эффективной формой профилактики правонарушений несовершеннолетних.  

Однако вновь созданные учреждения и отделения нуждаются в финансовой помощи и оснащении их оборудованием и мебелью. В связи с тем, что с 2001 года на областные специализированные учреждения системы социальной защиты населения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, возложены функции по перевозке к постоянному месту жительства несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов и иных детских специализированных учреждений, появилась дополнительная потребность в приобретении транспортных средств. В 2004-2007 г.г. планируется дальнейшее расширение сети учреждений (отделений), занимающихся профилактикой детской безнадзорности, внедрение на их базе технологий реабилитации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, реализация реабилитационных программ, в том числе «Теплый дом» на базе ОГУ «Областное транзитное специализированное учреждение для несовершеннолетних «Радуга», «Дети улиц» - проведение совместных рейдов по своевременному выявлению безнадзорных детей, определению  причин  неблагополучия   для принятия в дальнейшем адекватных мер по их социальной реабилитации. Необходимо завершить ремонт областных специализированных учреждений. В связи с этим часть программных мероприятий направлена именно на укрепление их материально-технической базы и оказание финансовой поддержки.

Число детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области постоянно растет. Обострилась проблема социального сиротства. В настоящее время в области 12313 официально выявленных и устроенных детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Организационная структура учреждений для детей - сирот остается традиционной и нуждается в создании новых форм устройства детей. Отсутствие у детей связей с родственниками, недостаточные контакты в социально - культурной сфере усугубляют социальную депривацию, снижают степень готовности воспитанников к вступлению в самостоятельную жизнь.

Остро стоят проблемы постинтернатной адаптации выпускников детских домов, выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям воспитанников и запросам рынка труда.